Процесс усвоения знаний состоит из таких звеньев: восприятие — осмысление и понимание — обобщение — закрепление — применение на практике.
Восприятие — отображение предметов и явлений окружающего мира, что действуют сделанный вид момент на органы чувств человека.
Этому предшествует: подготовка учеников к участию в процессе обучения; формирование активного позитивного отношения к будущей познавательной деятельности; создание мотивационного фона; опора на предыдущие знания и опыт; сосредоточение внимания учеников на объекте познания. Такая подготовка положительно влияет на учебно-познавательную деятельность учеников. Поэтому новый учебный материал необходимо выкладывать лаконично, обобщая и унифицируя его, акцентируя на смысловых моментах учебной информации. В то же время следует "очистить" этот материал от лишней информации, размежевать относительно самостоятельные единицы учебного материала, чтобы он имел четкую, понятную и легкую для запоминания структуру, отличную от структуры других единиц информации.
Важнее всего на этом этапе – первое впечатление ученика от учебной информации, которое надолго останется в его сознании. Поэтому оно должно быть правильным. Главное внимание следует сосредоточить на визуальной подаче учебной информации (90% получаемой человеком информации – зрительная).
Осмысление учебного материала – процесс мыслительной деятельности, направленный на раскрытие существенных признаков, качеств предметов, явлений и процессов и формулировки теоретических понятий, идей, законов.
Понимание — мыслительный процесс, направленный на выявление существенных черт, свойств и связей предметов, явлений и событий действительности.
Без глубокого проникновения в сущность процесса или явления невозможно добиться полного усвоения учебного материала. Этот процесс состоит из таких этапов: осознание, осмысление, понимание (постижение). Ученики могут достичь полного осмысления и понимания учебного материала благодаря анализу, синтезу, сравнению, индукции, дедукции.
Обобщение — логический процесс перехода от единичного к общему или от менее общего к более общему знанию, а также продукт умственной деятельности, форма отображения общих признаков и качеств явлений действительности.
Обобщая учебный материал, учитель должен обращать внимание на самые важные признаки предметов, явлений, процессов, добирать варианты, которые полнее всего раскрывают существенные признаки явлений и понятий. Вариативный характер несущественных признаков отражается на характере и эффективности познавательной деятельности учеников.
На особенное внимание заслуживает абстрагирование (процесс мыслимого выделения одних признаков конкретного предмета из многочисленных других признаков). Различают два вида абстрагирования: выделение существенных признаков (позитивное абстрагирование), выделение и отклонение несущественных признаков (негативное абстрагирование). В некоторых случаях осмысления и обобщения зависят от умения учителя соединять позитивное и негативное абстрагирование.
Полноценное осмысление и обобщение возможно при условии, что оно базируется на достаточных научных знаниях, которые обеспечивают широкое использование сравнения, аналогии и доведения. На этом этапе происходит систематизация учебного материала, в основе которой — классификация фактов, явлений, процессов.
Закрепление знаний, умений и навыков – специальная работа учителя относительно реализации дидактического принципа прочности усвоения учениками учебного материала.
Запоминание учебного материала начинается с его восприятия и осмысления, однако этого не достаточно, чтобы ученик свободно им владел. Поэтому учитель проводит закрепление учебного материала, которое зависит от количества и качества этого материала, а также от эмоционального состояния учеников. Важное значение имеет первичное, текущее и итоговое повторение.
Повторение должно быть целеустремленным, иметь определенную мотивацию, быть правильно распределенным во времени, осуществляться частями или в целом в зависимости от окончательного результата, не допускать механического запоминания.
Применение знаний, умений и навыков – переход от абстрактного к конкретному.
Оно реализуется в выполнении разнообразных упражнений, самостоятельных работ, на лабораторных и практических занятиях, в разных видах повторения, произведениях и др. Крепкому усвоению знаний способствует применение их в решении варіативних заданий. Особенное значение для полноценного применения знаний на практике имеют межпредметные связки, решение разных жизненных заданий, когда приходится использовать комплекс знаний из разных учебных предметов.