Принцип коллективности воспитания

Становление ребенка как личности требует организации специальных пе­дагогических условий, в которых он получил бы возможность осваивать соци­альные нормы и правила поведения, социальные роли и функции, строить ре­альные отношения с людьми — в первую очередь, в среде ровесников.

Этот принцип неверно считать «атавизмом» системы коммунистического воспитания. Коллективизм в культуре человеческой цивилизации обозначал­ся по-разному (община, братство, общность, соборность, солидарность), но означал одно — духовную основу для реализации потребности в объединении и солидарности. Кроме того, в жизни человеку всегда приходится соотносить личные потребности и социальные. Научиться этому ребенок не может вне реальной коллективной практики отношений.

Принцип коллективности подчеркивает особое значение организации кол­лективной общности участников процесса воспитания:

□коллектив является реальной микросредой, отражает модель отношений, существующих в обществе, и поэтому обеспечивает естественное вхож­дение ребенка в социум;

□ в коллективе ребенок в полной мере удовлетворяет свои потребности в общении и совместной деятельности, приобретает опыт «быть личностью»;

□ коллективное сообщество создает возможности для развития субъектности ребенка, его активной позиции в общей деятельности, демократи­ческого опыта самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: