Становление ребенка как личности требует организации специальных педагогических условий, в которых он получил бы возможность осваивать социальные нормы и правила поведения, социальные роли и функции, строить реальные отношения с людьми — в первую очередь, в среде ровесников.
Этот принцип неверно считать «атавизмом» системы коммунистического воспитания. Коллективизм в культуре человеческой цивилизации обозначался по-разному (община, братство, общность, соборность, солидарность), но означал одно — духовную основу для реализации потребности в объединении и солидарности. Кроме того, в жизни человеку всегда приходится соотносить личные потребности и социальные. Научиться этому ребенок не может вне реальной коллективной практики отношений.
Принцип коллективности подчеркивает особое значение организации коллективной общности участников процесса воспитания:
□коллектив является реальной микросредой, отражает модель отношений, существующих в обществе, и поэтому обеспечивает естественное вхождение ребенка в социум;
□ в коллективе ребенок в полной мере удовлетворяет свои потребности в общении и совместной деятельности, приобретает опыт «быть личностью»;
□ коллективное сообщество создает возможности для развития субъектности ребенка, его активной позиции в общей деятельности, демократического опыта самоуправления.