Классификация затрат

Признак Виды затрат
По характеру затрат - производственные - непроизводственные
По месту возникновения - производственные (по видам деятельности) - управленческие - коммерческие
По отношению к основному виду деятельности - расходы, связанные с производством и реализацией: - внереализационные расходы, включая операционные расходы.
По статьям затрат - материальные расходы: ● на приобретение сырья для производственных нужд; ● на приобретение инвентаря и других расходных материалов, спецодежды, не являющихся амортизируемым имуществом; ● на приобретение топлива, воды, энергии всех видов; ● на оплату транспортных услуг; ●на проведение текущего ремонта основных средств; ●потеря от недостачи в пределах естественной убыли. - расходы на оплату труда: ● по тарифным ставкам, окладам; ● выплаты стимулирующего характера; ●стоимость бесплатно предоставляемых работникам коммунальных услуг, питания, продуктов, форменной одежды; ● расходы на оплату отпускных; ● единый социальный налог. - расходы связанные с содержанием имущества: ●амортизационные отчисления на стоимость основных средств; ● амортизация нематериальных активов (срок исполь-зования которых превышает 12 месяцев); ● расходы на обязательное и добровольное страхова-ние имущества; ● расходы на текущий ремонт основных средств. - прочие расходы: ● расходы на рекламу; ● расходы на сертификацию; ● расходы на обеспечение пожарной безопасности; ● расходы по набору сотрудников; ● командировочные и представительские расходы; ● аудиторские, нотариальные, консалтинговые услуги.

Приведенная классификация затрат позволяет адекватно проводить их обоснование и расчеты как по плану, так и фактически. Следует подчеркнуть, что методы планирования затрат в зависимости от их вида могут различаться. Так при планировании материальных и связанных с содержанием имущества затрат применяются в основном методы технико-экономических расчетов и нормативный. А при обосновании затрат на оплату труда, прочих расходов - экстраполяция, экспертные оценки, индикативный. Такая дифференциация методов планирования обусловлена тем, что затраты по-разному реагируют на изменение объема деятельности, отражают рыночные условия их возникновения и включения в себестоимость продукции и услуг.

Порядок планирования затрат

При обосновании затрат необходимо учитывать основные принципы:

- всякие траты должны быть экономически оправданы, то есть приносить доход, превосходящий эти траты;

- оптимизация затрат предполагает поиск такого их минимально допустимого объема, который бы приносил максимально возможный доход;

- условно-постоянные затраты планируются и оптимизируются по сумме и они обеспечивают базисные условия функционирования предприятия; поэтому их размер зависит от типа и класса предприятия, вида предпринимательской деятельности, регионального месторасположения предприятия, нормативных требований к условиям деятельности;

- условно-переменные затраты планируются и оптимизируются по уровню (отношение суммы условно-переменных затрат к выручке), что предполагает обоснование наиболее эффективной доли затрат в выручке;

- соотношение условно-постоянных и условно-переменных затрат влияет на «производственный рычаг», который характеризует изменение прибыли предприятия при изменении выручки на один процент (чем выше доля постоянных затрат в общих затратах, тем больше «производственный рычаг»). Таким образом, «производственный рычаг» - это, с одной стороны, характеристика возможных темпов роста прибыли, с другой – характеристика рисков потери этой прибыли.

Производственный рычаг = .

Для предприятий сферы услуг[33] наиболее оптимальное соотношение условно- постоянных и условно- переменных затрат (без учета стоимости сырья для переработки) 2:1, то есть доля условно-постоянных затрат составляет 65-68%, а условно-переменных затрат 35-32%. Как тенденцию можно рекомендовать, чтобы доля условно-переменных затрат повышалась, так как именно эти затраты могут носить стимулирующий характер в повышении объема и качества реализуемых продукции и услуг.[34] Поэтому при планировании затрат важно не только определить их объемы на следующий год, но и обосновать их оптимальную структуру.

Также как и финансовое планирование план по затратам разрабатывается в основном на год с разбивной по кварталам и месяцам. При достаточно стабильных условиях осуществления хозяйственных операций период планирования затрат может быть увеличен до 3-х лет.

Планирование затрат, калькулирование и контроль себестоимости целесообразно организовывать по следующим направлениям:

- согласованность и единообразие отношения затрат на тот или иной вид услуги или по подразделениям при планировании, учете и контроле;

- отношение затрат на себестоимость продукции и услуг по мере их производства и реализации;

- определение состава затрат прямым и косвенным методом по единому алгоритму расчетов;

- включение системы управления себестоимостью (затратами) по подразделениям в управленческий цикл бюджетирования по структурам и видам деятельности.

С учетом этих правил, а также опыта проведения плановых расчетов затрат в предприятиях можно выделить несколько этапов их обоснования.

I этап - аналитический.На этом этапе составе фактических затрат за отчетных год выделяются условно-постоянные и условно-переменные затраты (издержки). Это необходимо для того, чтобы адекватно провести расчеты по этим затратам. В начале выделяются базовые постоянные затраты: амортизационные отчисления, расходы на отопление, арендные платежи, которые не зависят от объема деятельности предприятия. Но в составе затрат основная доля – это смешанные издержки, которые в определенный мере реагируют на объем производства (хотя в литературе зачастую эти затраты относят к условно-постоянным, что не совсем верно). Эти смешанные затраты необходимо разделить на постоянную и переменную их части.

Существуют три основных метода дифференциации этих затрат на условно-постоянные и условно-переменные:

- метод минимальной и максимальной точек

- метод наименьших квадратов

- метод экспертных оценок

Метод минимальной и максимальной точек предполагает выбор 2-х периодов с максимальным и минимальным объемом производства и реализации продукции. Для наглядности эти данные целесообразно внести в таблицу (таблица 12).

Таблица 12.

Расчет по разделению затрат на условно-постоянные и условно-переменные

Показатель Данные за месяц (тыс. руб.) Разница отклонение)
Максимальное значение Минимальное значение В сумме В %
1.Выручка за месяц       26,4
2. Расходы на электро-энергию 470,2 392,0 78,2 16,6
3.Расходы на заработную плату 3520,0 2895,0 625,0 16,6
4. Расходы на холодное водо-снабжение 350,0 335,0 15,0 4,3
5. Расходы на горячее водо-снабжение 630,0 590,0 40,0 6,3
6. Расходы на рекламу 170,0 140,0 30,0 17,6

Расчет производится по каждой статье расходов по следующей формуле:

а) ставка переменных затрат (Ип):

ИП =[(max ∑ изд. – min ∑ изд.) x ]: Kmax, где

С – отклонение издержек (в %);

Кmax – максимальная выручка (в рублях).

Для расходов на электроэнергию:

ИП = (470,2 – 392,0) x ): 17800 = 0,00527,

т.е на 1 тыс. выручки приходится 5.27 руб. переменных расходов на электроэнергию или 0.527% к выручке.

б) Сумма постоянных затрат определяются по формуле:

Ипост = max ∑ изд. – Ип x Kmax

для электроэнергии сумма постоянных затрат будет составлять:

Ипост = 470,2 - = 376,4 тыс. руб.

Такие же расчеты осуществляются и по другим статьям расходов, которые носят смешанный характер.

Следует обратить внимание, что зачастую неоправданное отнесение вышеперечисленных статей затрат только к условно-постоянным не позволяет учесть в плановых расчетах переменную часть этих затрат и ее изменение при увеличении объема производства и реализации продукции и услуг.

Метод наименьших квадратов применим при достаточно равномерном изменении выручки и затрат. При этом число периодов, за которые используются данные не должно быть менее 10.При этом необходимы помесячные данные выручки, издержек, в том числе по основным статьям. Применяя традиционный метод расчета изменения результата в зависимости от изменения показателя получаем формулу (показатели определяют методом наименьших квадратов):

y = a x bx, где

y – общий объем издержек, тыс. руб.

a – сумма условно – постоянные затраты, тыс. руб.

b – уровень условно – переменных затраты, в ед.

x - сумма выручки, тыс. руб.

Метод экспертных оценок используется когда недостаточно информации для формализации расчетов на основе изучения поведения затрат в зависимости от изменения оборота. Экспертно на основе ограниченных данных определяется доля затрат, которая реагирует на изменение оборота. Эти затраты рассматриваются как условно-переменные и их последующее обоснование связывается с изменением объема производства и реализации продукции и услуг.

Деление затрат (издержек) на постоянные и переменные и по статьям необходимо для выделения факторов оказывающих наиболее значимое влияние как на их сумму, так и уровень. Помимо выручки и объема производства на затраты влияют:

· структура и ассортимент производимой и реализуемой продукции и услуг с учетом их затратоемкости (издержкоемкости) и изменений в плановом периоде;

· уровень инфляции и изменения цен на ресурсы и услуги сторонних организаций;

· организация производства, уровень механизации и автоматизации технологических процессов;

· система управления и её адекватность решаемым задачам, включая мотивацию и стимулирование труда.

· методы и эффективность продвижения продукции, и другие факторы.

II этап. Собственно планирование и обоснование затрат по статьям и в целом по предприятию. Это важный этап не только в определении затрат, но и в реализации идей и направлений развития предприятия.

Планирование затрат целесообразно начинать с определения условно-постоянных затрат. Они планируются в сумме в основном на основе технико-экономических расчетов. Эти затраты базисные, обеспечивающие условие функционирования предприятия. Первоначальные расчеты условно-постоянных затрат (например, расходы на аренду) корректируются с учетом коэффициента инфляции (если есть данные об изменении ставки арендной платы на следующий год, в расчет принимается обновленная ставка). Расчеты проводятся по каждой статье условно-постоянных затрат отдельно с расчетами сумм, а затем уровня затрат по отношению к объему выручки или получаемым валовым доходом. Таким образом, планирование условно-постоянных затрат осуществляется на начальном этапе их обоснования с учетом опыта прошлых лет, изменения ставок договорных отношений на услуги сторонних организаций, уровня инфляции, проводимой политики по оптимизации расходов. По этим статьям расходов планирование и оптимизация осуществляется по сумме. К таким статьям относятся: арендная плата, амортизационные отчисления, расходы на содержание помещений, включая отопление и освещение. Обоснование этих затрат завершается аналитической запиской, в которой дается результат расчета и предложение по оптимизации этих затрат, снижению их уровня.

Влияние факторов на сумму и уровень затрат можно измерить помимо вышеперечисленных методов и на основе коэффициента эластичности:

где: - темп прироста затрат (%).

- темп прироста фактора (%).

Условно-переменные расходы планируются вначале по уровню, а затем исходя из суммы плановой выручки определяется плановая сумма условно-переменных расходов ().

При этом оптимизация этих расходов проводится по уровню. Затраты, по которым имеются ограничения на отнесение их на себестоимость, нужно привести в соответствии с этими ограничениями, так как перерасход приводит к выплате этих затрат их чистой прибыли. Расчет условно-переменных затрат осуществляется по каждой статье с основанием их уровня (доли) в выручке или в объеме производства. Так, расходы на оплату труда по сдельным расценкам обосновываются в начале по уровню, т.е определяется ставка за единицу произведенной (реализованной) продукции и услуг, а затем исходя из планового объема выручки (производства) определяется сумма выплат по сдельным расценкам. Например, если ставка оплаты труда за 1000 рублей выручки для торгового (обслуживающего) персонала составляет 5%, то при плановом объеме реализации в следующем (плановом) году в сумме 150 млн. рублей затраты на оплату труда для этой категории работников составляет:

тыс. руб.

с учетом ЕСН тыс. руб.

Если это смешанные затраты, то вначале определяется сумма условно-постоянных затрат, с учетом изменения ставок или уровня инфляции, а затем исходя из сложившегося уровня условно-переменных затрат и плановой выручки (валовых доходов, объема производства) определяется переменная часть затрат. Например, по расходам на электроэнергию расчет осуществляется следующим образом:

· сумма постоянной части расходов при уровне инфляции в следующем году 13% составит:

тыс. руб. (в среднем за месяц)

· сумма переменных затрат по этой статье составит (план оборота – 150 млн. руб.)

тыс. руб. в год

· итого плановая сумма расходов на электроэнергию в год составит:

тыс.руб.

или в % к обороту = .

Таким же образом осуществляется расчет по всем остальным смешанным расходам по статьям.

Сумма всех расходов, включаемых в полную себестоимость определяется исходя из постатейных обоснований и с учетом источника их покрытия (исключаются из расчета затраты, покрываемые из балансовой и чистой прибыли). Далее определяется плановый уровень расходов. Затем из расходов вычитается стоимость сырья и определяется сумма издержек с последующем определением их уровня.

III этап. Сравнение расчетных и плановых затрат и издержек с допустимо возможными. Этот этап очень важен, так как помимо сравнения на этом этапе осуществляется поиск путей наиболее эффективного использования ресурсов и относительной экономии затрат. Расчет предельно допустимых затрат (издержек) осуществляется по следующей схеме:

· определяется необходимая сумма прибыли, обеспечивающая совершенствование производственных и торговых процессов, выплату дивидендов не ниже банковского депозита, решение социальных задач по развитию персонала (производимых из чистой прибыли). Например, инвестиционный ресурс из чистой прибыли в плановом году составляет 7 млн. руб. (из инвистиционного плана), выплата дивидендов планируется в сумме 3 млн. руб., планируемый фонд потребления для решения задач развития коллектива – 2 млн. руб. Отчисления в резервный фонд с учетом сложившейся практики и необходимости погашения просроченных задолженностей 1 млн. руб. Таким образом, планируемый объем чистой прибыли составит – 13 млн. руб. Прибыль до налогообложения с учетом налога на прибыль (20%) будет составлять:

Пп = млн. руб.

· на основе рассчитанных источников получения прибыли (плановых валовых доходов и внереализационных доходов, включая операционные), которые рассматриваются на этом этапе как предельные, определяются допустимые объемы издержек в плановом периоде:

ВДосп +ВР – Пп – ВЗ = Ип

где: ВДосп – валовые доходы от основной деятельности, руб.;

ВД – внереализационные доходы, включая операционные, руб.

Пп – плановый объем прибыли до налогообложения, руб.

ВЗ – внереализационные расходы, определяемые по опыту прошлых лет, включая операционные и выплаты региональных и местных налогов.

Ип – объем издержек в плановом периоде как возможно допустимый.

Предельный доход равен приросту совокупного дохода при увеличении объема выпуска продукции на единицу, а предельные издержки равны приросту совокупных издержек. Следовательно, до тех пор, пока предельных доход превышает предельные издержки, увеличение выпуска на единицу увеличивает совокупный доход в большей степени, чем совокупные издержки, и тем самым увеличивает совокупную прибыль.

· Сравнение рассчитанных ранее методами экстраполяции и технико-экономических расчетов условно-постоянных и условно-переменных издержек с предельно допустимыми и при их несоответствии разработка мер по оптимизации издержек по статьям. Оптимизация условно-постоянных издержек осуществляется по суммам, а условно-переменных по уровню с последующем определением суммы.

IV этап. Разработка мероприятий по управлению затратами с учетом их оптимизации и экономической выгодности, а также формирование плановых затрат на уровне не выше предельно допустимых. Общий объем затрат будет равен:

Зо = Ип + ВЗ + Зс + Зп, где

Зо – общий объем плановых затрат, руб.

Зс – затраты на покупку сырья и материалов для производства продукции и услуг, руб. (расчет с учетов объема производства на основе производственной программы);

Зп – прочие расходы и затраты не включаемые в себестоимость продукции и услуг, руб. (определяется на основе опыта прошлых лет и мероприятий по оптимизации).

V этап. Определение относительных показателей затрат и издержек на единицу продукции и услуг, на объем реализации. Необходимо обеспечить относительные сокращения издержек (уровня на единицу продукции), но с учетом обеспечения необходимого качества продукции и услуг и конкурентоспособности предприятия. Разработка мероприятий по оптимизации затрат, включая формирование системы мотивации и стимулирования труда, обеспечивающих сокращение нерациональных затрат, применение современных технологий, организации производства, обслуживания, управления и т.д.

Для более последовательного и эффективного процесса управления затратами и себестоимостью необходимо:

· привлекать к процессу разработке этих планов структурные подразделения и весь коллектив предприятия для определения резервов оптимизации (сокращения) затрат с учетом последующего стимулирования сотрудника за рационализаторские предложения;

· использовать современные методы и технологии управления затратами, включая бюджетирование по структурам и видам деятельности, контроллинг по направлениям затрат и центрам ответственности по затратам;

· устанавливать для структурных подразделений (возможно для отдельных сотрудников) предельные размеры тех или иных затрат (на канцтовары, на расходы электроэнергии и т.д.) с соответствующей системой контроля и мотивации.

Этот план по затратам и себестоимости является базовым, что предполагает последующую достаточно ответственную управленческую деятельность по обеспечению выполнения этого плана и постоянный контроль за использованием ресурсов (внутренних и внешних) с учетом рациональности и экономичности.

Планирование амортизационных отчислений

План по амортизационным отчислениям является важной статьей расходов и его обоснование влияет как на общие расходы, так и на объем собственных источников инвестиционных ресурсов. Оптимизация амортизации должна учитывать, с одной стороны, нормы Налогового кодекса РФ, с другой – необходимость формирования инвестиционных ресурсов для модернизации основных средств. Следует так же учитывать, что эта статья расходов слабоуправляемая, так как изменение метода начисления амортизации допускается не чаще 1 раза в пять лет.

К амортизированному имуществу относят материальные (основные средства) и нематериальные ресурсы (активы) со сроком последнего использования не менее 1 года и стоимостью свыше 20 тыс. рублей

В соответствии с Налоговым кодексом РФ амортизируемое имущество делиться на 10 групп в зависимости от срока полезного использования:

Амортизационные группы:

I группа – срок полезного использования 1-2 года;

II группа – 2-3 года;

III группа – 3-5 лет;

IV группа – 5-7 лет;

V группа – 7-10 лет;

VI группа – 10-15 лет;

VII группа - 15-20 лет;

VIII группа – 20-25 лет;

IX группа – 25-30 лет;

X группа – свыше 30 лет.

Срок амортизации определяется в соответствии с техническим паспортом или на основе Постановления Правительства РФ.

В соответствии с НК РФ методами начисления амортизации являются:

· линейный

· нелинейный

Конкретный метод на объекты основных средств устанавливается налогоплательщиком самостоятельно и указывается в учетной политике. Изменение метода допускается не чаще одного раза в пять лет и с начала определенного налогового периода. Поэтому при планировании амортизационных отчислений необходимо с учетом стратегического плана сформировать правильную учетную политику с обоснованным методом начисления амортизации.

При начислении амортизации линейным методом расчет ведется по каждому объекту амортизируемого имущества, при нелинейном методе – по каждой амортизационной группе (подгруппе).

По объектам основных средств, входящих в 8-10 группы, применяется только линейный метод начисления амортизации.

Норма амортизации при линейном методе определяется по формуле:

, где

k – норма амортизации в процентах в первоначальной стоимости амортизируемого имущества;

n – срок последнего использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

Плановая годовая сумма амортизационных отчислений при линейном методе определяется как произведение первоначальной стоимости основного средства (по каждому виду) на годовую норму амортизации (месячная норма умножается на 12).

Если в течении планового года предполагается введение в эксплуатацию нового оборудования, то плановая сумма амортизации определяется со следующего месяца ввода в эксплуатацию этого оборудования и постановки его на учет.

Сумма начисляемой амортизации при нелинейном методе определяется по формуле:

, где

A – сумма начисляемой амортизации для соответствующей амортизационной группы (руб.);

B – суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (руб.);

К – месячная норма амортизации (в %).

Месячная норма амортизации при нелинейном методе равна в соответствии с НК РФ:

I группа – 14.3%

II группа – 8.8%

III группа – 5.6%

IV группа – 3.8%

V группа – 2.7%

VI группа – 1.8%

VII группа – 1.3%.

При нелинейном методе на 1 число месяца, для которого рассчитывается сумма амортизации для каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется суммарный баланс, который рассчитывается как суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенных к данной амортизационной группе. Суммарный баланс каждой амортизационной группы ежемесячно уменьшается на суммы начисленной амортизации.

Остаточная стоимость объектов амортизируемого имущества, амортизация по которым осуществляется нелинейным методом, определяется по формуле:

Sк = S х (1 – 0,01 х K)n, где

Sк - остаточная стоимость по истечению n – месяцев (руб.);

S – первоначальная стоимость имущества (руб.);

n – число месяцев амортизации;

к – норма амортизации с учетом повышающих (понижающих) коэффициентов в соответствии с амортизационной группой.

Если суммарный баланс по амортизационной группе становится менее 20 тыс. руб. на начало месяца, то можно этот остаток отнести на внереализационные расходы, а эту амортизационную группу ликвидировать.

В случае, если оборудование (машины и т.д.) приобретается по договору лизинга, то норма амортизации может быть увеличена в 3 раза, что, с одной стороны, влияет на увеличение затрат и уменьшение налогооблагаемой прибыли, но с другой – может привести к ускорению приобретения данного оборудования в собственность лизингополучателем по остаточной заметно уменьшенной стоимости.

В каждом предприятии расчет и обоснование плана амортизационных отчислений целесообразно проводить с учетом инвестиционной политики и возможностей изменения учетной политики, а также последующего маневра амортизационным фондом.

Отдельно ведутся расчеты по начислению амортизации на амортизируемые нематериальные активы (лицензии, компьютерные программы и т.д.). Расчет осуществляется в основном линейным методом. Срок полезного использования определяется налогоплатильщиком самостоятельно на основе нормативных документов. Если точно срок невозможно определить, то он устанавливается в пределах 10 лет. План амортизации по амортизируемым нематериальным активам включается в расходы и себестоимость также как и по основным средствам.

Планирование износа малоценного инвентаря

Стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП), переданных в производство или эксплуатацию, предприятие может погашать по следующим правилам их учета:

1) путем списание всей стоимости на издержки производства переданных в производство МБП, т.е. без начисления износа (малые предприятия – всю стоимость МБП; другие предприятия – со стоимостью до 20 тыс. руб. за ед.)

2) путем начисления износа в размере 50% стоимости при передаче их со склада в эксплуатацию и в размере остальных 50% при выбытии за непригодностью.

3) путем начисления износа в размере 100% стоимости при передаче их со склада в эксплуатацию.

4) путем начисления износа по внутренним нормам или сменным ставкам.

Предприятие самостоятельно решает, какой вариант учета погашения стоимости МБП использовать. Необходимо учитывать состав, количество, стоимость на предприятии МБП, выгодность или невыгодность увеличения себестоимости продукции (работ, услуг) за счет выбранного варианта учета погашения стоимости МБП. Выбор одного из возможных способов зависит также от количества МБП и их удельного веса в общей величине имущества предприятия, от интенсивности движения средств труда в обороте, а так же от целей финансовой политики предприятия на отчетный год.

При первом и третьем способе начисления износа МБП при тех же условиях себестоимость услуг относительно завышается, налог на прибыль уменьшается, при других способах – себестоимость и затраты будут ниже, а налогооблагаемая база прибыли будет увеличена.

Оптимизация данного вида затрат предполагает поиск наиболее экономичных и качественных быстроизнашивающих предметов с учетом технологии производства, обслуживания, а также с учетом качества и конкурентоспособности продукции и услуг.

Планирование налоговых выплат предприятиями

План по налогам является важной статьей расходов предприятия независимо от того включаются ли они в себестоимость или нет. В связи с тем, что налоговая база для каждого налога различна, целесообразно каждый вид налога определять отдельно. Тем более это важно, так как в налоговые органы вместе с обоснованием учетной политики ежегодно сдается план по налогам (по видам и направлениям платежей).

Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации к федеральным налогам относят:

Вид налога Налогооблагаемая база Порядок включения в себестоимость Пояснения по применению
1. Налог на добавленную стоимость Выручка от реализации товаров, работ, услуг, передачи имуществен-ных прав, полученная налогоплательщиком в денежной или натура-льной формах, включая оплату ценными бума-гами. Выручка в иност-ранной валюте пересчи-тывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату оплаты. Исключается из вы-ручки до расчетов и вычитания себестои-мости (таким обра-зом, в расходы и се-бестоимость не включается). Доходы от посред-нических операций определяются как сумма вознаграж-дения (торговая наценка, % комис-сии и т.д.). Налоговый период – месяц, но если вы-ручка в месяц менее 2 млн рублей, то – квартал. Налоговая ставка – 18%, по некоторым продовольственным товарам – 10%, по отдельным товарам и услугам – 0%. Сумма к уплате оп-ределяется как сум-ма начисленная ми-нус сумма выплачен-ная поставщикам продукции и услуг.

Вид налога Налогооблагаемая база Порядок включения в себестоимость Пояснения по применению
2. Акцизы   Подакцизные товары: - спирт и спиртосодер-жащая продукция; - пиво; - табачные изделия; - автомобили; - бензин и моторное масло. Акцизные сборы вы-плачивает произво-дитель подакцизных товаров по факту их реализации оптовым или розничным предприятием. Налоговый период – месяц.Ставка диф-ференцирована по видам товаров на единицу продукции в натуральном вы-ражении (на 1 литр и т.д.) и также адва-лорные ставки (в %).
3. Налог на дохо-ды физических лиц Доходы физических лиц, включая оплату труда, дивиденды, стра-ховые выплаты, оплату за использование лич-ного транспорта, от сдачи в аренду имуще-ства и другие выплаты в натуральной форме: -оплата организацией товаров, питания, обу-чения, услуг в интере-сах налогоплательщи-ка; В себестоимость включаются сумма доходов физических лиц, включая налог на доходы, кроме дивидендов, которые выплачиваются из чистой прибыли и других выплат соци-ального характера. Налог на доходы физических лиц исчисляет и пере-числяет организа-ция, в которой рабо-тник получает оп-лату за свою работу, услуги. Налоговый период – календарный год. Из налогооблагае-мой базы производят стандартные налого-вые вычеты: профес-сиональные, социа-льные. Налоговая ставка – 13%.Повышенные (пониженные) нало-говые ставки уста-навливаются для дивидендов, выиг-рышей и других до-ходов (ст. 234 НК РФ).

Вид налога Налогооблагаемая база Порядок включения в себестоимость Пояснения по применению
4. Единый социальный налог Выплаты и иные возна-граждения, начислен-ные налогоплательщи-ками в пользу физичес-ких лиц по трудовым и правовым договорам, за выполненные работы (услуги). Включается в пол-ном объеме в себес-тоимость как расхо-ды на оплату труда. Налог исчисляется и выплачивается орга-низацией, в которой работник получает оплату. Налоговый период – календарный год. Отчетные периоды по кварталам нара-стающим итогом. Ставки налога – 26,0% с сумм по оплате труда и иных выплат. Для индии-видуальных пред-принимателей – ос-новная ставка – 10%.
5. Налог на при-быль организа-ций Прибыль как получен-ные доходы уменьшен-ная на величину произ-веденных расходов, включаемых в себесто-имость, операционные, коммерческие, внереа-лизационные расходы. Прибыль до налогооб-ложения определяется расчетно в соответст-вии с главой 25 НК РФ. Отдельно определяются доходы и расходы от игорного бизнеса. Выплачивается из прибыли до налого-обложения (балан-совой прибыли). Налоговый период – календарный год. Отчетные периоды – по кварталам нарас-тающим итогом. Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет. Ставка налога – 20%
6. Сборы за пользование объектами животного мира и водных биоло-гических ресур-сов Объекты животного и водного мира, изъятые из сферы их обитания на основе лицензии. Оплачивается при получении лицензии и включается в себе-стоимость. Установлены ставки сбора в рублях за одно животное или 1 тонну водных ресур-сов.
7. Водный налог Объем забора воды или использование водных объектов (акватории). Включается в зат-раты и себестои-мость (если исполь-зование водных ре-сурсов необходимо для основной деяте-льности). Налоговые ставки установлены в рублях за 1 тыс. куб или за 1 м2 исполь-зуемой акватории.

Вид налога Налогооблагаемая база Порядок включения в себестоимость Пояснения по применению
8. Государствен-ные пошлины Объем забора воды или использование водных объектов (акватории). Включается в зат-раты и себестои-мость (если исполь-зование водных ре-сурсов необходимо для основной деяте-льности). Налоговые ставки установлены в рублях за 1 тыс. куб или за 1 м2 исполь-зуемой акватории.
Региональные налоги: (выплачиваются из прибыли до налогообложения)
Виды регионального налога Объект налогообложения Система применения
1. Транспортный налог Автотранспорт и другие самоходные машины, само-леты, теплоходы, катера и другие. Налоговая ставка в рублях дифференцирована в зави-симости от мощности дви-гателя. Налоговым периодом приз-нается календарный год.
           
2. Налог на игорный биз-нес Объектами налогообложе-ния являются игорный стол, игровой автомат, касса тота-лизатора. Каждый объект налогообло-жения подлежит регистра-ции в налоговом органе. Налоговым периодом являя-ется календарный месяц. Налоговая става устанавливается субъектами РФ в пределах определенных НК РФ.
3. Налог на имущество организаций Объектом налогообложения является движимое и недви-жимое имущество, учитыва-емое на балансе в качестве объектов основных средств (среднегодовая стоимость) по остаточной стоимости. Налоговым периодом явля-ется календарный год. Налоговая ставка устанав-ливается субъектами РФ и не может превышать 2,2%.
Местные налоги: (выплачиваются из прибыли до налогообложения)
Земельный налог Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования. Налоговая база определяет-ся на основе кадастровой стоимости земельных участков. Ставка налога зависит от категории земельного участка и не может превышать 0,3% или 1,5%.

Кроме основной системы налогов и сборов предприятия могут применять другие режимы налогообложения, обеспечивая минимизацию затрат в рамках правового поля (упрощенная система налогообложения или единый налог на вмененный доход).

При упрощенной системе налогообложения предприятие освобождается (ст. 346 НК РФ) от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество, единого социального налога. Кроме того, оно не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость. Оплата обязательного пенсионного страхования производится в соответствии с законодательством РФ.

Упрощенная система налогообложения применяется, если по итогам девяти месяцев доходы не превысили 15 млн. рублей (с учетом коэффициента дефлятора), если стоимость основных средств и нематериальных амортизируемых активов не превышает 100 млн. рублей, и если среднегодовая численность работников не превышает 100 человек..

Объектом налогообложения могут быть или доходы (от реализации, внереализационные), или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговым периодом является календарный год, а отчетным – квартал (нарастающим итогом).

Налоговые ставки при налогообложении дохода – 6%, при налогообложении дохода, уменьшенного на расходы – 15%.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (оказание бытовых услуг, розничная торговля в магазинах с площадью менее 150 м2, предприятий общественного питания с торговым залом менее 150 м2, услуги по временному проживанию с площадью помещений менее 500 м2 и других) предполагает определение вмененного дохода (потенциально возможного дохода налогоплательщика, рассчитанного с учетом совокупности условий, базовой доходности[35], корректирующих коэффициентов). Налоговым периодом по единому налогу является квартал. Налоговая ставка – 15% величины вмененного дохода.

При планировании величины налоговых выплат необходимо, во-первых, провести мероприятия по оптимизации налоговых выплат за счет выбора адекватной системы налогообложения и соответствующей учетной политики, во-вторых, обеспечить организацию налогового учета, обеспечивающего правильное и оптимальное формирование налогооблагаемой базы в соответствии с учетной политикой.

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговых кодексом способов (методов) определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Цель учетной политики – регулирование платежей в бюджет и внебюджетные фонды в рамках возможностей налогового законодательства РФ и субъектов РФ. В частности, на предприятии зачастую ставится цель – уменьшение налоговых выплат за счет использования возможных льгот, увеличения затрат, относимых на себестоимость, ведения раздельного учета по реализации товаров и услуг, имеющих разные налоговые ставки (НДС), применения наиболее экономичных режимов налогообложения. Эта цель вполне законна и при грамотном планировании и последующим ведении налогового учета дает ощутимую экономию затрат предприятию по уплате налогов, формирует условия стабильного и эффективного его развития. Кроме того, для выравнивания плановых показателей по налоговым выплатам в течение года, что особенного актуально для предприятий сферы услуг где присутствует сезонность, а также для позитивного влияния на курс акций или формирования инвестиционной привлекательности проектов, предприятию необходимо в плановых расчетах, а затем в учетной политике предусмотреть списание затрат на себестоимость с учетом сезонного поступления доходов. При этом прямые расходы относятся по мере их возникновения, а постоянные по мере формирования адекватных доходов.

К мероприятиям, обеспечивающим стабильную и равномерную по месяцам и кварталам налоговую базу относится применение (обоснование) статей: доходы будущих периодов и если расходы в отдельные месяцы превышают доходы, или «расходы будущих периодов», если доходы в «высокий сезон» значительно превышают расходы.

При планировании налоговых выплат предприятий расчеты ведутся по каждому виду налога, каждому объекту налогообложения и направлениям выплат раздельно. Поэтому в заявленной учетной политике необходимо обоснование системы учета и определения налогооблагаемой базы по каждому виду налога.

Итогом проведения плановых расчетов и учетной политике могут быть:

- прямое воздействие на годовые итоги (обоснованное уменьшение прибыли, изменение структуры баланса и т.д.);

- косвенное воздействие на годовые итоги (например, учет готовой продукции по себестоимости приводит к определению прибыли только при поступлении денежных средств на счета предприятия и т.д.);

- материальное изменение структуры имущества (применение ускоренной амортизации ведет к уменьшению балансовой стоимости активной части основных фондов и повышению доли ликвидных средств в структуре баланса, уменьшению налогооблагаемой прибыли).

Плановые расчеты налоговых выплат и обоснование учетной политики подкрепляются техническими приемами осуществления учетной политики, включая:

- использование счетов «расходы (доходы) будущих периодов», когда на основе договоров на оказание услуг (продажи товаров) включается механизм увеличения расходов (доходов);

- списание дебиторской задолженности на затраты, срок и платежи по счетам которых уже наступили (задержка с погашением дебиторской задолженности в конце отчетного периода);

- осуществление всех видов списаний на основе актов (непригодность оборудования, готовых изделий и т.д.);

- применение ускоренной амортизации ведет к увеличению себестоимости и уменьшению налогооблагаемой прибыли.

Завершается планирование налоговых выплат разработкой системы налогового учета.

В соответствии со статьей 313 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан исчислять налоговую базу на основе налогового учета. Если регистров бухгалтерского учета недостаточно для определения налоговой базы, то предприятие самостоятельно вводит дополнительные регистры налогового учета.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утвержденной соответствующим приказам руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщика формы документов налогового учета.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли доходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде, сумму остатка убытков, подлежащих списанию на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, сумм задолженности по расчетам с бюджетом по налогам.

Формы расчетов, налогового учета и порядок отражения в них данных разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и является приложениями к учетной политике предприятия..

Контрольные вопросы для проверки знаний

Глава XIII. Финансовое планирование

13.1. Сущность и основные принципы финансового планирования

Финансовое планирование – это система действий по составлению комплекса планов, обеспечивающих оптимизацию управления финансовыми ресурсами в перспективе, их формирование и использование.

Финансовые ресурсы предприятий – это совокупность денежных средств, остающихся (находящихся) в распоряжении предприятия в результате распределения и перераспределения доходов и прибыли.

Финансы – это тот ресурс, который является базовым условием развития и функционирования предприятия. Поэтому от уровня его обоснования зависит жизнеспособность предприятия, устойчивость и надёжность его развития.

В финансовом планировании обеспечивается взаимоувязка и аккумулирование всех планов предприятия: плана маркетинга, планов коммерческой деятельности, плана по труду и заработной плате, планов по затратам и себестоимости и другим. Это предопределяет важность и повышенную ответственность за обоснованность, реалистичность и эффективность финансового планирования.

Финансовое планирование решает следующие задачи:

- обоснование необходимого объёма реализации услуг для обеспечения достижения поставленных целей;

- достижение такого валового дохода (валовой прибыли), который обеспечивает расширенное воспроизводство;

- оптимизацию затрат на производство и реализацию товара и услуг;

- расчёт и оптимизацию прибыли по её видам и составляющим;

- определение наиболее рационального распределения и использования прибыли: формирование фондов резервного, накопление, социального развития, а также выплата дивидендов;

- оптимизацию налоговых выплат.

Финансовые планы разрабатываются для предприятия и его структурных единиц с целью определения будущих финансовых результатов; установления целевых показателей (финансовой эффективности и рентабельности) и лимитов (критических расходов); обоснования финансовой состоятельности бизнеса и его направлений; эффективности реализуемых инвестиционных проектов.

Составление сбалансированного финансового плана - это процесс поиска компромисса между различными финансовыми показателями, отражающими различные стороны деятельности предприятия.

Оптимизация финансовых показателей зависит от целей функционирования предприятия. При этом баланс финансовых возможностей означает сочетание желаемого и возможного. Критерием оптимизации в коммерческих организациях может быть прибыль на вложенный капитал:

ROA = = .

В общем виде процесс финансового планирования представлен на рис. 8

Финансовые цели предприятия

Этап

Предметные (общие)
Формальные (количественно выраженные)
установления

целей

           
   
 
 
 
   
Отчет и контроль за ходом выполнения планирования.


Бюджет предприятия


Этап

контроля

Рисунок 8. Основные этапы финансового планирования.

При заданных плановых пропорциях и показателях определяется их соотношение и анализируется насколько они ухудшаются по сравнению с текущим периодом (если в последнем не было проблем ни с кредитоспособностью, ни с ликвидностью предприятия).

Финансовое планирование в плановой системе предприятия занимает доминирующее положение, так как от качества разработки финансовых планов зависит жизнеспособность предприятия. В соответствии с этим при финансовом планировании необходимо обеспечить взаимоувязку показателей и планов по горизонтали и по вертикали. На рис. 9 приведены основные подсистемы планирования и виды финансовых планов.

Подсистемы финансового планирования Виды разрабатываемых финансовых планов Период планирования
Перспективное (стратегическое) финансовое планирования Прогноз баланса доходов и расходов прибыльности; План по источникам и использованию инвестиций; Прогноз движения денежных средств (если реализуются инвестиционные проекты); Прогноз объема деятельности; 3-5 лет
Текущее финансовое планирование План объема деятельности; План доходов и расходов по видам операционной деятельности; План поступления и расходования денежных средств (баланс наличности); Плановый баланс; План по источникам; План по источникам и использованию финансовых ресурсов (сводный финансовый план) 1 год
Оперативное финансовое планирование Платежный календарь; Кассовый план План выручки (оборота, доходов) Производственная программа; План по затратам (видам, статьям) декада, месяц, квартал

Рис. 9 Подсистемы и виды планов в финансовом планировании.

Как видно из рисунка 9 финансовое планирование включает систему планов, которые решают ряд важных задач по надежному и устойчивому развитию предприятия; а именно:

- облекает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; отражающих сбалансированное и устойчивое развитие предприятия;

- определяет приемлемые границы затрат, необходимых для реализации всей совокупности планов предприятия;

- обеспечивает синхронизацию и оптимизацию финансовых, денежных и ресурсных потоков во времени и объемах;

- устанавливает стандарты для организации финансовой отчетности, формируя информацию для разработки и корректировки общефирменной стратегии.

Разработка финансовых планов является также одним из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость активов предприятия и возможность его эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьёзно обоснован.

Принципы финансового планирования и обеспечения реальности финансовых планов:

- принцип финансового соотношения сроков – использование и получение финансовых средств должно совпадать по срокам;

- принцип комплексности предполагает разработку системы финансовых планов в определенной последовательности, взаимоувязке, согласованности;

- принцип платёжеспособности – обеспечение ликвидности и платёжеспособности предприятия на любом отрезке времени;

- принцип рентабельности предполагает привлечение заёмных средств только в том случае, если увеличивается рентабельность собственного капитала;

- принцип сбалансированности рисков, предполагающий финансирование наиболее рисковых вложений производить за счёт собственных средств;

- принцип приспособления к потребностям рынка предопределяет учёт конъюнктуры рынка, в том числе инвестиционного, при выборе источников ресурсного обеспечения, включая учет зависимости от предоставленных кредитов;

- принцип предельной рентабельности, обеспечивающий оптимизацию объёма капитала, в том числе заёмного, структуру капитала и т.д.;

- принцип оптимизации налоговых выплат, за когда счет рационального выбора вида деятельности, учетной политики, порядка отнесения затрат на себестоимость.

Эти основные принципы финансового планирования учитываются при обосновании финансовых планов в комплексе с базовыми принципами планирования, изложенными ранее.

13.2. Основные виды планов в финансовом планировании и порядок их расчёта

Система финансового планирования как это показано на рис. 9 включает в себя следующие виды планов:

1. План (прогноз) объёма деятельности в целом по предприятию и по основным видам деятельности.

2. Баланс (план) доходов и расходов.

3. План (прогноз) денежных поступлений и выплат (баланс наличности); включая платежный календарь и кассовый план.

4. Сводный баланс активов и пассивов предприятия (плановый баланс).

5. План по источникам и использованию инвестиций.

6. Сводный финансовый план (план по источникам и использованию финансовых ресурсов).

Планы в финансовом планировании в основном разрабатываются на год, квартал и помесячно. С формированием более устойчивой экономической системы, период, на который разрабатывается план может удлиняться до 3-х лет. Прогнозы разрабатываются на более длительный период, носят в основном вероятностный и много вероятностный характер. При обосновании плановых показателей учитываются долговременные прогнозы, а так же конкретная ситуация во внешней среде и возможности ресурсного потенциала предприятия.

План по объему деятельности

Цель разработки плана объема деятельности является обоснование для планового периода такого объёма реализации при заданном уровне цен, который обеспечивает необходимую прибыльность работы предприятия. В этом плане обобщаются результаты расчетов планов коммерческой деятельности, план маркетинга, производственный план.

Показателями подразделов этого плана являются:

- выручка от продаж товаров и услуг (по количеству в сумме), в том числе по основным видам деятельности, номенклатуре товаров и услуг;

- объём производства товаров и услуг (производственная программа);

- объём валовых доходов (выручка – нетто без стоимости сырья, налога на добавленную стоимость и акцизов).

Эти показатели имеют высокую степень подконтрольности (возможен мониторинг в режиме on-line) и частичную управляемость. Это предопределяет методику и смысл расчёта этих показателей от заданного уровня прибыльности и издержкоёмкости, т.е определяется необходимый объем продаж и соответственно производства, обеспечивающий получение прибыли в задолженном объеме. В тоже время рыночная ситуация и конкурентоспособность предприятия, востребованность его товаров и услуг характеризует возможные объемы продаж по определенный цене. Поэтому проблема обоснования показателей плана объемов деятельности сводится к поиску компромисса между необходимым объемом реализации и возможным.

Расчет показателей этого плана осуществляется поэтапно с итерацией расчетов как по горизонтали, так и по вертикали.

На первом этапе осуществляется прогнозный расчёт возможного объёма реализации на основе плана маркетинга, статистических данных о тенденциях изменения спроса и предпочтениях (с учётом того, что рынок постоянен и конкуренты не могут предпринять решительных действий по вытеснению предприятия с рынка), мнения экспертов. Прогнозный расчёт выполняется в основном в 3-х вариантах на период, превышающий плановый: минимально допустимый; максимально возможный; и средний – наиболее вероятный. Расчёт по I варианту предполагает использование в основном метода экстраполяции сложившихся темпов и тенденций. Алгоритм расчета при этом может быть дифференцирован в зависимости от достоверности и полноты информации об изменении (динамике) объемных показателей деятельности предприятия. В частности, возможен прогноз на основе среднего темпа роста за последние 2-3 года с учетом пересчета всех динамических рядов в сопоставимый вид.

Расчет производится по формуле:

, где

- прогнозный объем реализации в t - ом году (руб.);

- фактический объем реализации в отчетном году (руб.);

- индекс роста объема реализации в сопоставимых ценах (в ед.);

- индекс инфляции в прогнозируемом периоде (в %);

- число лет прогнозного периода.

Например, среднегодовой темп роста выручки (объема реализации товаров и услуг) составляет (в сопоставимых целях) за поступление 2 где – 109%), т.е. индекс роста – 1,09. Фактический объем реализации в отчетном году – 12 млн. руб. Уровень инфляции прогнозируется на следующий год – 11%, на второй прогнозный год – 9%. Тогда выручка в 1-ом прогнозном году составит:

во 2-ом году:

Вторым способом является расчет не основе трендовой модели:

Или многофакторной модели:

Где a, b, c – параметры уравнения, которые определяются на основе данных предыдущих периодов (количество анализируемых лет для расчета параметров уравнения должно быть больше чем прогнозный период). При этом параметры «в», «с» характеризуют скорость изменения прогнозируемого показателя или под влиянием времени (t) или под влиянием фактора.

Максимальный вариант обосновывается с учётом формирования идеальных для данного предприятия условий развития при высоких темпах роста объёмов продаж, обеспечивающих максимально возможный уровень их прибыльности (используется в основном методы нормативный и программно-целевой). В данном варианте прогноза используются целевые нормативы и показатели, которые отражают желаемый уровень развития предприятия, его положение на рынке. К таким нормативам-показателям относятся:

- нормативный объем загрузки мощности предприятия и на этой основе определения максимально возможного объема производства и реализации продукции и услуг;

- доля (норматив) новых (инновационных) товаров (услуг) в объеме выпуска и реализации, что позволяет значительно увеличить их реализацию;

- прогрессивные нормы и нормативы затрат ресурсов на единицу выпускаемой продукции, что позволяет увеличить маневренность ценовой политики и с учетом эластичности спроса по цене определить рост объема реализации при снижении цен (без ущерба для прибыльности предприятия);

- нормативы оптимальной структуры (ассортимента) производимой и реализованной продукции (услуг), что позволит увеличить мощность (пропускную способность) предприятия и соответственно объем производства и реализации продукции.

Наиболее вероятный вариант объёма реализации (средний) определяется на основе экспертной оценки минимального и максимального вариантов, плана коммерческой деятельности, а также с учётом ресурсных ограничений и возможных рисков, в том числе, поведения конкурентов; факторов, оказывающих непосредственное влияние на объем реализации. Этот вариант предполагает расчет и учет:

- эластичности спроса по цене (если спрос эластичный, то предусматриваются мера по снижению цен или предоставлению скидок с последующим определением возможного роста продаж и потерь доходов, прибыли на единицу реализованных товаров и услуг);

- эластичность спроса по затратам на рекламу и другие PR-мероприятия с расчетом возможного увеличения реализации от этих мероприятий;

- эластичность (зависимость) спроса от изменения доходов населения, численности населения, его половозрастного состава.

Эти расчеты в определенной мере корректируют наиболее вероятный вариант прогноза объема реализации товаров (услуг).

Вариантность расчётов даёт возможность, во-первых, учесть возможные факторы, влияющие на деятельность предприятия, во-вторых, предусмотреть варианты предотвращения негативных тенденций и условий развития предприятия.

Прогнозы объёма реализации служат исходной базой для обоснования плана реализации продукции и услуг, который разрабатывается на 1-2 года. За основу принимается наиболее вероятный вариант прогноза, хотя не исключаются и другие варианты.

Порядок расчёта плана объёма реализации не включает:

- уточнение ёмкости рынка и доли предприятия на этом рынке;

- анализ конкурентных позиций и разработка мер по повышению конкурентоспособности предприятия, его продукции и услуг в плановом периоде;

- обоснование маркетинговой стратегии и мер по стимулированию сбыта (разработка плана маркетинга и рекламного бюджета);

- определение ассортимента реализуемой продукции (услуг). С учетом спроса, потребительских предпочтений, возможностей предприятия по диверсификации ассортимента;

- обоснование ценовой политики – скидок, наценок, порядка калькулирования цены;

- разработка производственной программы предприятия с учётом возможного объема и ассортимента реализации продукции (услуг) при ограничениях по вместимости предприятия, потенциала (технического, технологического, организационного) предприятия, использования мощностей, режима работы и других факторов;

- обоснование цен реализации продукции и определение возможного объёма реализации с учётом возможных скидок и мер по стимулированию продаж;

- сравнение расчётных величин с прогнозными вариантами и уточнение плана реализации продукции и услуг в целом и по основным видам (по количеству и по средним значениям).

План по реализации продукции и услуг определяется в целом по сумме на плановый период, затем в ассортиментном разрезе: по сумме и по количеству реализации с учетом цен реализации. Такое разукрупнение и детализация производится для обоснования необходимого объема производства товаров и услуг, которые могут быть проданы на рынке по плановой цене.

Производственная программа обосновывается по номенклатуре производимой (плановой) продукции и услуг в количественных показателях (при необходимости определяется и сумма, которая отражает возможность выпуска запланированного к реализации объема). На ее основе определяется потребность в сырье и материалах для производственных нужд.

Плановый объем реализации и производственная программа (план производства) служат базой для определения:

- плана валовых доходов (объема реализации без НДС и стоимости сырья), как результата производства и реализации продукции и услуг (этот план затем уточняется с учетом оптимизации структуры цены реализации и цены покупки сырья, а также ассортимента и объема реализации);

- плана по закупке сырья и материалов в целом и по видам, что служит последующим обоснованием для заключения договоров с поставщиками на поставку сырья и материалов (при расчете используется формула продуктового баланса: Поступления (закупка) = Реализация в плановом периоде (расход сырья и материалов по видам) + Затраты на конец планируемого периода (нормативный размер) – Запасы на начало планового периода (фактическое наличие по видам).

Расчеты планов реализации и валовых доходов завершаются аналитической запиской, в которой дается обоснование показателям, а так же оценка запаса финансовой прочности при данном плановом объема реализации товаров и услуг (валовых доходов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: