Определение общества. Общество как система

Термин «общество» очень многозначен. Он употребляется в научном (категориальном) и обыденном смыслах. В обыденном смысле его используют для обозначения добровольных объединений людей по интересам, например, общество «рыболов-спортсмен» и т.п. В научном (категориальном) значении термин «общество» также употребляется в различных смыслах. В философской и исторической литературе можно насчитать по крайней мере пять основных значений. Во-первых отдельное конкретное общество, являющееся самостоятельной единицей истории, целостным самодостаточным социальным организмов (например, российское, французское, японское и др. общества). Во-вторых, это совокупность социальных организмов региона (ближневосточное, западноевропейское и т.д.). В-третьих, все человечество в целом. В-четвертых, общество определенного типа (античное, феодальное, буржуазное). В-пятых, под обществом понимается безотно­сительно к его конкретным формам некая социальность, противоположная природе: идеальный тип, носитель существенных свойств и признаков всех социальных организмов. Пятое значение в наиболь­шей степени отражает философское понимание общества. Оно позво­ляет соотнести общество с другими видами бытия.

Общество - это обособившаяся от природы часть бытия, характе­ризующаяся своими способами самоорганизации, социальными нор­мами, отношениями и институтами, исторически развивающейся жизнедеятельностью людей. В этом определении заключена сущность общества. Его содержание раскрывается элементным составом. Бо­лее конкретно сущность общества выражается в родовых и видовых признаках.

Основной родовой признак общества состоит в том, что оно есть материальная субстанция, имеющая генетически общие характерис­тики с природой, космосом. К видовым (специфическим) признакам общества можно отнести: наличие индивидов, обладающих сознани­ем и связанных с ним способностями; особую организацию и управ­ление, нормы и принципы жизнедеятельности, отношения общения, поведения и деятельности и др. Видовые признаки общества опреде­ляют особые способ и содержание жизни людей, отличающие их от жизни растений и животных. Обобщенно такой способ и содержание жизни сообществ людей на Земле получил название культуры.

В широком значении общество, как социальная форма движения бытия, противоположная, противостоящая природе и природному, именуется «социумом». Понятие «социум» в научный оборот ввел К.Х. Момджян. По его мнению, социум - это организационная форма совместной деятельности людей, одна из подсистем мира, занимающая специфическое место в нем (Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 83-84). Социум, как подсистема мира, есть форма совместной жизнедеятельности людей, которая является с одной стороны, носителем общих свойств и связей мира, как целостной системы, а с другой, составляет основу специфических социальных отношений. Общество, как носитель своих специфических социальных связей конкретизируется по различным основаниям и признакам. Если понятие «общество» в широком плане фиксирует общие сущностные черты коллективной формы жизнедеятельности индивидов, то понятие «общество» в узком смысле раскрывает факт существования конкретного сообщества людей.

Общество- это также коллектив людей или совокупность взаимодействующих индивидов. Данное утверждение верно, но оно содер­жит лишь ту очевидную истину, что о человеческом обществе можно говорить лишь тогда, когда налицо совместная жизнедеятельность нолей. Общество как раз является результатом, продуктом человечес­кой деятельности. В этом состоит одно из главных отличий общества от других видов бытия.

Линией отсчета осмысления феномена общества является антич­ная философия. Уже Платон и Аристотель выделяли проблемы обще­ственной жизни. Ключом к анализу общества у них было государство. С позиций государства рассматривались человек и его жизнь, нрав­ственность, искусство. Если же связь с государством некоторых об­щественных явлений не просматривалась, они не принимались в рас­чет или объяснялись по-другому.

В теориях античных мыслителей общество растворялось в государ­стве как одном из своих проявлений. Такое поглощение общества го­сударством объясняется определяющей ролью политических инсти­тутов и специфическим городом-полисом, городом-государством как механизмом самоорганизации общества на ранних классовых ступе­нях. Позиция отождествления общества и государства (хотя и непол­ного) просматривалась вплоть до Нового времени. Лишь в XVII веке Т.Гоббс, не отказываясь от признания определяющей роли государства в обществе, показал, что истоки государства коренятся не в нем самом, а в «естественных и общественных состояниях» людей. В XVIII веке классик английской экономической теории А. Смит (1723-1790) увидел границу между обществом и государством. Общество он представлял трудовым и меновым союзом людей, связанных между собой разделением труда. Оно является единственным способом удовлетворения многообразных потребностей людей. Государство же решает вопросы власти и управления в обществе.

Виднейший немецкий мыслитель Г. Гегель (1770-1831) разграничи­вал государство и гражданское общество. Последнее он определял как систему зависимостей людей с целью их материального обеспечения. Иначе говоря, гражданское общество — это система экономических отношений. Французский мыслитель О. Конт (1798-1857),

разработав основы «позитивной» философии и социологии, раскрыл общество как сложный организм, имеющий качественную определенность. Он считал общество целостной системой, социальным организмом взаимодействующих индивидов. По его мнению, социальная философия должна изучать законы существования, функционирования и динамики социальной системы.

Приведенные примеры взглядов на общество показывают, что с XVII в. акцент в исследованиях общественной жизни переносится с государства на экономику, на хозяйственную жизнь. Для исследова­телей становится очевидной заглавная роль экономики в закономер­ном развитии общества. К такому выводу приходит не только О. Конт но и К. Маркс.

К. Маркс, сформулировав принципы материалистического пони­мания истории, пришел к выводу, что общество не просто состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых ин­дивиды находятся друг к другу. Иными словами, общество — это сис­тема общественных отношений, носителями и сторонами которых выступают социальные субъекты: человек, социальные группы, соци­альные институты (государство, политические партии, религиозные, культурные и другие объединения).

Английский историк А. Тойнби (1889—1975), считавший себя про­тивником К. Маркса, тем не менее также квалифицировал общество как систему отношений. Он писал: «Человеческое общество само по себе представляет собой отношение, вернее, особый вид отношений между людьми, как явлениями частными, индивидуальными, но в то же время социальными, в том смысле, что они не могут существовать вне общественных связей» (Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 252). Общественные отношения между людьми, рассуждал А. Той­нби, имеют надличностный характер и поддерживаются с помощью специальных механизмов, именуемых социальными институтами. Без них общество не могло бы существовать. Как видно из приведенного положения, историк выделял три элемента общества: люди - живые человеческие индивиды; отношения между людьми двух видов (надличностные широкого социального плана и отношения общения); специально созданные социальные институты.

Если общество - это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, производящая и воспроизводящая социальные процессы и самого человека как личность, то деятельность человека, отношения, в рамках которых осуществляется деятельность, социальные институты, поддерживающие отношения - главные, хотя и не единственные, его элементы.

Понятие общества следует отличать от других близких понятий: «государство», «народ», «нация». Государство - это основанная на праве и законе форма организации жизни народов и наций как сообществ. Государство - главный аппарат управления страной (обществом) и сама страна. Народ - преимущественно социальная форма общности лю­дей, связанных языком, культурой, происхождением. Нация - этносоциальная форма общности людей, связанная с государственностью, экономическими, политическими, духовными отношениями. Эти по­нятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет на­ции, нация невозможна вне государства. Всеохватывающим поняти­ем является понятие общества.

Специфика общества связана с признаком самодостаточности. Самодостаточной называют систему, способную своей собственной деятельностью (функционированием) создавать и воссоздавать необ­ходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности. Применительно к системе общества это означает способность произ­водить все необходимое для совместной жизни людей. Такими необ­ходимыми условиями выступают экономические, политико-правовые, нравственные и духовные процессы. Необходимые условия для своей жизни люди создают в ходе совместной деятельности, являющейся основой, субстанцией, способом существования людей в мире.

Исторический процесс не существует вне и помимо сознательной деятельности людей. Она выступает главным способом существова­ния и развития исторической действительности. «История, - подчер­кивали К. Маркс и Ф. Энгельс - не делает ничего, она «не обладает никаким необъятным богатством», она «не сражается» ни в каких битвах! Не «история», а именно человек, действительный живой чело­век - вот кто делает все это, всем обладает и за все борется... История – не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 102).

Термин «деятельность» широко используется в обыденном языке – (вулканическая деятельность, деятельность рек, работа как деятельность, занятие чем-либо и др.). В науке деятельность рассматривается, прежде всего, как понятие. Деятельность - это любое проявление социальной активности субъекта, его упорядоченные, организованные, осознанные поступки по созданию, производству чего-либо. Деятельность как жизнедеятельность присуща биологической системе. В этом значении она состоит в поддержании равновесия биологической системы через приспособление к внешней среде и продолжение рода. В ней отсутствует социальное, то есть общественное содержание. Деятельность социальной общности, а также отдельного человека, приобретает свойство адаптивно-адаптирующей системы, то есть приспособительно – приспосабливающей, целенаправленной, целесообразной конструктивно-творческой, планируемой и управляемой активности. Она заключается в создании внутренних необходимых условий и мотивов общественной жизни, в превращении внешней природы во «вторую природу», в практическом преобразовании внешнего мира с целью сохранения динамического равновесия системы общества.

Деятельность, будучи сложной, многоплановой системой, дифференцируется по разным основаниям. В качестве первого всеобъемлющего основания выделяется характер отношения человека к окружающему миру. На основе этого критерия деятельность подразделяется на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на изменение природной и социальной действительности, а духовная разворачивается в сфере сознания и мировоззрения. Практическая дея­тельность выражается в воспроизводстве человека как индивида, в материальном производстве и процессах функционирования обще­ственных отношений (социальная революция и эволюция, реформа, проведение выборов, референдумов; принятие законов; экологичес­кие мероприятия и т.п.). Духовная деятельность осуществляется в вос­производстве сознания и мировоззрения субъектов общества, в худо­жественном творчестве, развитии научных знаний, нравственной и религиозной активности, в процессах воспитания, образования и т.д.

В научной литературе существуют и другие основания класси­фикации деятельности. В зависимости от субъектов деятельности ее подразделяют на индивидуальную, этническую, государственную, классовую, партийную и т.п.; в зависимости от объектов — на эко­номическую, экологическую, политическую и др.; в зависимости от социальной направленности - прогрессивную и регрессивную. Дея­тельность может быть позитивной и негативной, творческой (продук­тивной) и нетворческой (репродуктивной), созидающей (конструктив­ной) и разрушающей (деструктивной) и т.д.

Деятельность всегда осуществляется в форме общественных отно­шений. Общественные отношения представляют собой особый класс социальных связей. Социальные связи возникают, во-первых, между субъектами — субъект-субъектные; во-вторых, между человеком и предметом — субъект-объектные; в-третьих, между социальными пред­метами — объект-объектные. Общественные отношения — это всегда связи между субъектами по поводу объектов. Однако в качестве объек­тов могут выступать и сами субъекты. Атрибутивными признаками субъекта являются: познание, целенаправленность, целесообразность, творчество, планирование, управление, социальная (осознанная) активность и другие. Воплощая подобные признаки, социальный субъект осуществляет отношения общения (межличностные, личность – группа), отношения поведения и отношения собственно деятельности. В качестве субъектов деятельности и всех других форм отношений выступают социальные общности, группы, слои и прослойки, отдель­ный человек..

Совокупность общественных отношений подразделяется на ма­териальные и идеологические. Материальные отношения включают связи воспроизводства самого человека как физического существа и производственные (финансово-хозяйственные) отношения. Они в совокупности образуют первый уровень жизни общества — материаль­ную жизнь.

Производство материальных благ составляет основу существования и развития общества. Поэтому материальные производственные от­ношения, будучи, естественно, первичными, обладают способностью существовать вне и независимо от сознания людей. Духовно-идеоло­гические отношения являются вторичными в соотношении с мате­риально-производственными. Но они играют определяющую роль в формировании социальности и собственно духовности субъектов, выступают формой внеэкономической деятельности людей. Идеоло­гический характер духовных отношений связан прежде всего с тем, что в основе их лежит идея — способность человека осознавать и вы­ражать существенные связи и закономерности общественной жиз­ни, осознанно управлять социальными процессами. Они составляют «торой уровень жизни общества - духовную жизнь. Содержание ду­ховно-идеологических отношений составляют связи, направленные на развитие сознания и духовного мира субъектов, а также нравствен­ные, эстетические, информационные отношения, отношения свободы совести и др.

Социальные связи как общественные отношения имеют ту особен­ность, что их невозможно зафиксировать эмпирически, они невидимы, неосязаемы, как бы идеальны. Но эти связи даны для изучения человеку косвенно: в материальных и духовных благах, в поступках людей, в языке, в способах организации и социальных институтах, без которых люди не могут жить.

Анализ общества предполагает его рассмотрение как целостной, саморазвивающейся системы. Деятельность и в целом общественные отношения выступают системообразующими факторами. В общем плане система, как известно, - это упорядоченное, организованное множество элементов, образующих определенную целостность, свойства которой не сводимы к свойствам составляющих ее элементов. Общество обладает признаками системы: целостностью, структурностью, иерархичностью элементов и связей, субстанциональностью, субстратностью, функциональностью, самодостаточностью, динамизмом. Общество - сложноорганизованная, иерархическая, многоуровневая система, каждый элемент которой может быть рассмотрен в качестве подсистемы или самостоятельной системы.

Систему общества целесообразно рассматривать в трех аспектах: структурном, функциональном, динамическом. Структурный аспект ис­следования общества связан с установлением элементного состава и субстратности, с выделением относительно самостоятельных автоном­ных образований, каковыми в социальной системе являются, напри­мер, сферы жизни общества, уровни жизни. Задача функционального анализа состоит в установлении механизмов, поддерживающих целос­тность социального организма, создаваемую взаимодействием подси­стем общества. Динамический аспект раскрывает источники и по­стоянно действующие факторы его развития и совершенствования, выделяет явления, дающие импульс к изменению социальной органи­зации. Структурный анализ исследует подсистемы в отдельности, как самостоятельные единицы; функциональный — изучает взаимодей­ствие элементов; динамический — исследует способы разрешения про­тиворечий в обществе, которое ведет к превращению системы в новое образование или поднятие ее на новый уровень.

Поддержание целостности общественной системы, воссоздание ее элементов осуществляется в процессе общественного производства. Общественное производство, то есть производство общества в целом, включает: воспроизводство материальных условий жизни; производ­ство идей и духовных ценностей, символов и знаков; производство со­циальных связей и отношений; производство самих людей как общественных индивидов. Результатом общественного воспроизводства выступают прежде всего два главных элемента общественной жизни: субъекты и объекты, то есть люди и блага (ценности) людей. Первым необходимым элементом функционирования социальной системы являются ее субъекты, без физической и умственной энергии которых нет ни деятельности, ни общества. Вторым необходимым элементов выступают объекты - социальные предметы, создаваемые или используемые людьми для своей жизнедеятельности. Социальные предметы делятся на два класса, различающиеся социальными функциями и назначением.

Первый класс составляют вещи (или орудия). Это предметы, с помощью которых люди оказывают прямое воздействие на реальный мир, в котором живут, физически изменяя его в своих интересах. Именно с помощью вещей реализуется особый адаптивный характер деятельности человека, а именно - приспособление к среде путем ее вещественно-энергетической переработки, целенаправленного изменения. С помощью вещей люди оказывают непосредственное воздействие, во-первых, на природу. Эти вещи или средства производства включают предметы труда, орудия труда, инфраструктуру хозяйства, кибернети­ческие средства, хранящие, перерабатывающие и передающие технологическую и иную информацию. Во-вторых, с помощью вещей чело­век изменяет социальную среду: «техносферу» и «антропосферу». Например, пища, медицинские инструменты, спортивные снаряды, военное оружие — все это принадлежит миру вещей, физически изме­няющих внешнюю реальность (в том числе биологическую организа­цию человека). В-третьих, к вещам относятся особые предметы, необ­ходимые для физического воздействия на реальность в сфере духовного производства: например, ручка, карандаш, бумага, художественная кисть, краски, холст и т.п., которыми пользуются художники для воп­лощения своих идей.

Второй класс социальных предметов, воспроизводимых обществен­ным производством, называют символами или знаками. Символы не­сут в себе определенным образом закодированную информацию, слу­жат средством ее накопления, хранения и передачи. Назначение символов — согласовать цели коллективной деятельности, поведения и общения путем воздействия на сознание, мировоззрение, стремле­ния и желания людей. Символы воздействуют на внутренний мир че­ловека, изменяя (или формируя) его представления о бытии. Идеи, образы, теории, чувства могут повлиять на поведение и сознание людей лишь воплотившись в материальные предметы: печатный текст, дорожные знаки, картины и т.п. Эти предметы-знаки являются, своего рода, проводниками информации и культуры.

Разница между вещами (орудиями) и символами состоит только в их назначении, неодинаковой многофункциональности, но не связана с материалом, из которых они изготовлены. Если вещи (орудия) являются средством адаптации человека к природе, то символы - средством адаптации людей к культуре.

Таким образом, общество как объект философского анализа, изучается с точки зрения определения понятия «общество», его признаков, содержания, структуры, особенностей. Важной философской проблемой выступает системность общества, характер взаимосвязи его элементов и подсистем в историческом процессе, в динамике изменения содержания, направленности и перспектив конкретных обществ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: