Операции ручной отборки и подготовки товаров к отпуску являются на складах организаций оптовой торговли наиболее трудоемкими. Стоимость рабочей силы на участке подборки может составлять до 50% стоимости всей рабочей силы, используемой на складе.
Хронометраж работы отборщика показывает, что его рабочее время распределяется приблизительно следующим образом:
- отборка товара по заказу покупателей – 10%;
- вынужденный простой во время пополнения запаса в зоне отборки либо во время работы в этой зоне другого отборщика – 20%;
- работа с отборочными листами – 30%;
- перемещение между местами отборки – 40%.
Актуальность задачи сокращения времени на перемещение очевидна. Ее решение заключается в выделении на складе зоны для хранения резервного запаса и зоны для хранения отбираемого запаса.
Отбираемые запасы располагают на нижних ярусах стеллажей, то есть в доступных для осуществления операции отборки местах.
Разделение резервного и отбираемого запаса может осуществляться двумя способами:
- вертикальное разделение – резервный запас находится над отбираемым;
- горизонтальное разделение – резервный и отбираемый запасы находятся в разных местах склада.
Зону для хранения отбираемого запаса следует разделить на «горячую», максимально приближенную к отправочной экспедиции, и «холодную» –остальную часть склада, доступную для совершения операции отборки. В «горячей» зоне размещают отбираемый запас товаров с высокой частотой заказов, в «холодной» – с низкой.
Для того чтобы определить, какие товары разместить в «горячей» части зоны хранения отбираемого запаса, необходимо выявить позиции, встречающиеся в заказах покупателей наиболее часто. Здесь также необходим анализ Парето, для выполнения которого для каждой товарной позиции указывают информацию о количестве заказов, требующих ручной отборки. Следует иметь в виду, что высокая оборачиваемость товара совсем не означает, что с ним приходится много работать отборщику, так как товар может отпускаться большими партиями.
Лекция 10. Сервис в логистике
1. Понятие логистического сервиса
2. Зависимость затрат на сервис от уровня сервиса
3. Зависимость объема продаж от уровня сервиса
4. Критерии качества логистического сервиса