В соответствии с положениями, принятыми Единой государственной системой по предупреждению и ликвидации ЧС, ВСМК может функционировать в режимах:
- повседневной деятельности;
- повышенной готовности;
- чрезвычайной ситуации.
Перевод из одного режима функционирования к другому осуществляется в соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.
Режим повседневной деятельности ВСМК включает выполнение следующих мероприятий:
- участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах в плане возможных медико-санитарных последствий ЧС;
- организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;
- обеспечение готовности отделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению и организации их работы;
- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения эпидемических очагов;
- создание и поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф, совершенствования подготовки ее личного состава;
- создание резервов медицинского имущества, его накопление, обновление, контроль хранения и правильного использования;
- разработка и реализация комплекса мероприятий по материально-техническому обеспечению формирований и учреждений необходимыми материальными средствами и техническими приспособлениями, позволяющими организовать работу в условиях любых ЧС;
- участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований РСЧС.
Мероприятия режима повседневной деятельности должны обеспечить быстрый переход в другие режимы функционирования.
Уровень медицинской защиты населения находится в прямой зависимости от обеспеченности медицинскими средствами защиты, своевременности выдачи и умения населения их использовать, а также от обучения правилам поведения в очагах ЧС, способам профилактики поражений, оказания первой помощи себе и окружающим.
В режиме повышенной готовности ВСМК выполняет следующие основные мероприятия:
- оповещение о введении режима повышенной готовности и сбор личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, и прогнозирование возможности развития обстановки;
- уточнение планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС с учетом возникшей обстановки и прогноза ее изменений;
- проверка готовности к использованию материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение;
- уточнение планов взаимодействия с формированиями РСЧС и ВСМК;
- усиление наблюдения за санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения массовых инфекционных заболеваний.
Все мероприятия, проводимые при введении режима повышенной готовности, направленных на сокращение сроков достижения полной готовности к ликвидации возможной ЧС.
Решение о введении режима повышенной готовности принимает начальник ВСМК данного уровня (руководитель органа здравоохранения) на основе указаний руководителя органа исполнительной власти этого уровня. В зависимости от характера и масштаба ЧС определяется содержание, объем, сроки и порядок выполнения вышеперечисленных и других мероприятий, в том числе заблаговременно разработанный план оповещения и сбора личного состава службы (только руководящего состава или всего персонала органа управления, личного состава определенных или всех формирований и учреждений и т.д.).
В режиме ЧС ВСМК проводит основные мероприятия:
- оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф о введении режима ЧС;
- сбор информации об обстановке в районе ЧС, ее оценка и доклад председателю межведомственной координационной комиссии ВСМК;
- немедленное выдвижение в зону ЧС оперативных групп центра медицины катастроф, формирований и учреждений службы медицины катастроф;
- проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС;
- организация взаимодействия с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС, работающими в зоне ЧС;
- организация и осуществление медицинского обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС, и эвакуируемого населения;
- организация и осуществление мероприятий медико-санитарного обеспечения населения;
- организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных.
При введении режима чрезвычайных ситуаций в первую очередь принимают меры по получению данных об обстановке в зоне ЧС, созданию устойчивой системы управления, контролю готовности формирований, предназначенных для работы в зоне ЧС, и их выдвижению.
Содержание, объем медицинской помощи пораженным и порядок ее оказания в зоне ЧС и за ее пределами определяют в зависимости от вида и масштаба ЧС, наличия сил и средств, условий медико-санитарного обеспечения, при обязательном учете официальных требований к организации лечебно-эвакуационного обеспечения.
Таким образом, мероприятия, соответствующие режимам повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, планируют, организуют и проводят с учетом места, масштабов, характера возможной и возникшей ЧС.