Контроль. Контроль на предприятии состоит в проверке — все ли проте­кает согласно принятой программе, согласно данным приказани­ям и установленным принципам

Контроль на предприятии состоит в проверке — все ли проте­кает согласно принятой программе, согласно данным приказани­ям и установленным принципам.

Его целью является — отметить ошибки и заблуждения, что­бы можно было их исправить и избежать их повторения.

Он применяется в отношении ко всему: к вещам, к лицам, к действиям.

С административной точки зрения необходимо удостове­риться, что программа имеется, что она выполняется и корректиру­ется соответственно условиям времени, что социальный организм в порядке, что распорядительство осуществляется согласно принци­пам, что совещания для координирования собираются и т. д. и т. д.

С коммерческой точки зрения необходимо удостоверить­ся, что входящие и исходящие материалы точно оцениваются по количеству, качеству и стоимости, что инвентарные ведомости в порядке, что снабжение налажено и т.д.

С технической точки зрения необходимо наблюдать за ходом операций, их результатами, особенностями, своевре­менным ремонтом, функционированием персонала и машин и т.д.

С финансовой точки зрения контроль распространяется на книги и кассу, на ресурсы и потребности, на использование фондов и т.д.

Со страховой точки зрения необходимо удостовериться, что принятые для охраны имущества и лиц меры исправно действуют.

Наконец, с учетной точки зрения необходимо констатиро­вать, что документы проходят в исполнении быстро, что они дают ясную картину состояния предприятия, что контроль нахо­дит в книгах, статистических данных и диаграммах хороший материал для проверки и что не встречается никаких бесполезных документов или статистических данных.

Все эти операции относятся к области надзора, поскольку они могут быть проведены главой предприятия и его со­трудниками разных рангов. Например, в металлургическом предприятии вся поступающая руда принимается технической частью; выработанный продукт подлежит контролю части ком­мерческой прежде, нежели он поступит в продажу. Каждая часть наблюдает за своими служащими. Высшая власть на­блюдает за всем и всеми.

Но в случаях, когда некоторые контрольные операции стано­вятся слишком многочисленными либо слишком сложными или расширяются настолько, что не могут выполняться обычными служащими различных частей, тогда необходимо прибегнуть к назначению специальных лиц, которые получают названия контролеров или инспекторов.

Трактуя специально вопросы управления, я не стану здесь останавливаться на контроле, имеющем место при взаимоот­ношениях двух различных предприятий, который, относясь обыч­но исключительно к торговым операциям, входит в компетенцию коммерческой части; я имею в виду внутренний контроль — тот, назначение которого — содействовать успешному ходу каждой части в отдельности и всего предприятия в целом.

Для того чтобы контроль был действительным, нужно, чтобы он был проведен вовремя и сопровождался санкцией.

Вполне ясно, что если заключения контроля, даже весьма дельного, последуют слишком поздно, для того чтобы оказалось возможным их использовать, то самый контроль окажется бес­полезной операцией.

Не менее ясно также, что контроль бесполезен, если вы­текающие из него практические заключения просто кладутся под сукно.

Обеих этих ошибок не должно допускать хорошее управление.

Другая опасность, которой следует избегать, — это присво­ение контролем распорядительской и исполнительной функ­ций в службах.

Здесь получается двойственность управления — и в самой тяжелой форме: с одной стороны, контроль, безответ­ственный и вместе с тем обладающий полной возможностью вредить в самых неограниченных размерах; с другой — испол­нительная часть, располагающая лишь самыми слабыми средст­вами защиты против недоброжелательного контроля.

Стремление контроля к захвату не свойственных ему функций в особенности наблюдается в очень крупных предприятиях, где оно может иметь весьма тяжелые последствия. Чтобы с этим бороться, необходимо сначала возможно точнее определить ком­петенцию контроля, точно указав те границы, за которые она не должна простираться; затем необходимо, чтобы главный руково­дитель наблюдал за тем, как контроль осуществляет свою власть.

Зная цель и условия, в которых должен действовать контроль, мы можем заключить из этого, что хороший контролер должен быть сведущим и беспристрастным.

Необходимость осведомленности контролера не нужда­ется в доказательстве; чтобы судить о качестве предмета, о значе­нии какого-либо процесса производства, о ясности записей или методе распорядительства, необходимо, очевидно, иметь для каждого отдельного случая соответствующие познания.

Беспристрастие основывается на нравственной прямоте и на полнейшей независимости контролера от контролируемого. Контроль сомнителен, если контролер хоть в какой-либо степени зависит от контролируемого и даже если между этими двумя сторонами существуют сколько-нибудь близкие отношения — в смысле родства, дружбы или деловых интересов.

Таковы главные условия, которым должен удовлетворять контролер; они заключают в себе пункты: компетентность, созна­ние долга, независимость от контролируемого, способность суж­дения и такт.

Хорошо организованный контроль является ценным союзни­ком управления; он может снабжать его рядом ценных сведений, которые часто обычный служебный надзор не в состоянии ему давать. Он может распространять свое действие повсюду; зави­сит от управления, чтобы его работа была плодотворной. Хоро­ший контроль предохраняет от неприятных сюрпризов, могущих вылиться в катастрофу.

Хорошо бы уметь всегда, по поводу любой операции, от­ветить на вопрос: «Как здесь осуществить контроль?»

Приложимый ко всевозможным операциям и к служащим всех рангов, контроль проводится тысячами различных способов. Как и остальные элементы управления — предвидение, ор­ганизация, распорядительство и координирование, — он требует всегда неослабного внимания и часто большого искусства.

M. ВеберИСТОРИЯ ХОЗЯЙСТВА [3]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: