Г |
осударство в рациональном смысле слова существует только на западе Европы. В Китае при старом порядке1 над сохранившими свою силу родами, гильдиями и цехами располагался тонкий слой чиновничества так называемых мандаринов. Мандарин — это прежде всего гуманитарно и литературно образованный человек, обладающий бенефицием, нисколько не подготовленный к делам управления, незнакомый с юриспруденцией, но хороший каллиграф, пишущий стихи, знающий всю литературу Китая за тысячу лет и умеющий ее толковать. Он не придает никакого значения политическим обязанностям. Такой чиновник не управляет самостоятельно: все дела находятся в руках канцелярских служащих. Мандарина переводят с одного места на другое, чтобы он не закрепился в управляемой области; он даже не может управлять той провинцией, откуда происходит родом. Так как он не понимает наречия управляемой им страны, то и не может вступать в непосредственные сношения с населением. Государство с подобными чиновниками представляет собой нечто совершенно отличное от западного государства. В нем все основывается на религиозно-магической вере, что при нормальных условиях добродетель императрицы и ее чиновников, т. е. совершенство их литературного образования, вполне способны все держать в порядке. Если же наступает засуха или другое бедствие, то издается эдикт об увеличении строгости при испытании в искусстве писания стихов или об ускорении делопроизводства, ибо в противном случае духи приходят в смятение. Китай — аграрное государство, поэтому здесь вполне сохранилось господство крестьянских родов, на которых покоится 9/10 всего хозяйства, а также гильдий и цеховых союзов. В сущности же все предоставлено собственному течению. Чиновники не управляют, они выступают лишь при беспорядках и из ряда вон выходящих происшествиях.
|
|
Другое дело — рациональное государство, в котором одном только господствует современный капитализм. Оно отличатся разделением чиновничества на отдельные ветви и развитием рационального права.
К разделению управления на ведомства с профессионально подготовленным чиновничеством, вместо предоставления дела гуманитарно-образованным людям, в Китае пытались перейти уже в VII и XI столетиях. Но это было лишь мимолетным явлением: наступало очередное лунное затмение и все шло прахом. Нельзя серьезно утверждать, что китайский народный дух не терпит профессионального чиновничества. Но появлению последнего, а вместе с тем и развитию рационального государства, препятствовала непобедимая вера в волшебство. Поэтому оказался невозможным тот распад родовых союзов, который на Западе явился последствием развития городов и распространения христианства.
|
|
Рациональное право нового европейского государства, которое применяют специально подготовленные чиновники, в отношении формы, но не содержания, берет свое начало от римского права. Последнее является продуктом творчества римского города-государства, в котором никогда не устанавливалось господство демократии и ее юстиции, как в городе греческом. Юстиция греческого суда гелиастов походила на суд кади: стороны пытались воздействовать на суде путем патетических речей, слез и очернения противника. Этот способ, как показывают речи Цицерона, применялся и в Риме, правда — в политическом процессе, но не в гражданском, где претор назначал judex'a, снабжая его точными указаниями условий осуждения виновного или оставления жалобы без удовлетворения. При Юстиниане это рациональное право было кодифицировано византийской бюрократией; этого требовал прямой интерес чиновника получить систематизированное, фиксированное и потому легко изучаемое и применяемое право. С падением Римского государства, на Западе правовые традиции хранились итальянскими нотариусами. Им, а также университетам обязаны мы возрождением римского права. Нотариусы сберегли и старые формулы договоров римского права, изменяя их сообразно требованиям времени. Наряду с деятельностью нотариусов, в университетах преподавался систематический курс права. Однако самым важным фактором было рационализирование судопроизводства. Подобно всем примитивным процессам, старогерманский отличался строгим формализмом. Сторона, произнесшая неправильно хотя бы одно слово из формулы, проигрывала дело, так как формула имела как бы сакраментальное значение, и судьи боялись мести со стороны таинственных сил. Магический формализм германского процесса имел нечто общее с формализмом римского права и постепенно был вытеснен последним. Этому прежде всего содействовала французская королевская власть — путем создания института защитников (адвокатов), в задачу которых прежде всего входило правильное произнесение судебной формулы. Сильное влияние оказало также каноническое право. Мощная организация церковного управления нуждалась в твердых правовых нормах как для дисциплинарных целей в отношении мирян, так и для собственного внутреннего порядка. Она так же мало удовлетворялась «божьим судом», как и сословие городского гражданства. Как последнее никогда не соглашалось разрешать торговые споры битвой и повсюду требовало для себя отмены обязательности поединка и божьего суда, так и церковь, после временных колебаний, пришла к убеждению, что подобный способ ведения процесса является языческим и не может быть терпим. Поэтому она старалась возможно рациональнее построить канонический процесс. Такое рационализирование судопроизводства со стороны светского и со стороны духовного государства происходило по всей Европе.
Некоторые в рецепции римского права усматривают причину упадка крестьянского сословия и возникновения капитализма. Конечно, бывали случаи, когда применение положений римского права вредило крестьянам. Так, например, переименование старых общинных прав в сервитуты означало, что тот, кто представлял собой главу общины, как бы и являлся собственником в римском смысле слова, и владение общинников оказалось обременено сервитутами. Однако, с другой стороны, во Франции королевская власть, при помощи изучивших римское право законников (легистов), поставила крестьян в правовое положение, крайне невыгодное для помещиков. Точно так же ошибочна мысль, что римское право является непосредственной причиной возникновения капитализма. Англия, родина капитализма, никогда не рецепировала римское право, так как там рядом с королевским судом стояло адвокатское сословие, не допускавшее изменения национальных правовых институтов. Оно же руководило преподаванием права, из его среды выходили (и еще выходят) судьи; таким путем оно препятствовало проникновению римского права в английские университеты и получению судейских мест лицами, выходившими не из его рядов.
|
|
Точно так же все характерные для современного капитализма институты отнюдь не вытекают из римского права: рентовые бумаги (долговое обязательство, военный заем) возникли из средневекового права под влиянием германской правовой мысли; точно так же акция выросла из средневекового и нового права: древности она была неизвестна; затем — вексель создан арабским, итальянским, германским и английским правом; далее — торговое товарищество является продуктом средних веков, так как в античном мире лишь изредка встречались одни коммандитные предприятия; наконец — ипотека, официально регистрируемая и обеспеченная залогом, а также заместительство, все это — институты средневекового, но отнюдь не античного происхождения. Главным следствием рецепции римского права было то, что оно приучило к формально-юридическому мышлению. Структура каждого права основывается или на формально-юридических, или на материальных принципах, причем под последними понимаются принципы утилитарности и дешевизны. Эти последние принципы лежали в основе юрисдикции мусульманского кади. Юстиция теократии и абсолютизма базируется на материальных принципах, юстиция бюрократии на формально-юридических. Фридрих Великий ненавидел юристов, так как они постоянно толковали все его указы, основывающиеся на материальных принципах, строго формально, что приводило к самым нежелательным для него результатам. В данном случае (как, впрочем, и везде) римское право являлось средством превращения материального права в феодальное.
|
|
Но это формальное право дает возможность предварительного точного учета. В Китае случается, что человек, продавший дом другому лицу, через некоторое время снова возвращается в него и просит принять его вследствие его разорения. Если покупщик не выполнит древнекитайского завета братской помощи, то духи приходят в негодование; таким путем обедневший продавец снова насильственно вселяется в дом, не платя ничего за помещение. При таких законах капитализм немыслим: для него необходимо право, работающее по заранее определенному плану, как машина; обрядо-религиозные и магические соображения не должны играть здесь никакой роли. Созданию такого права содействовал союз с юристами нового государства, которое видело, что это содействует укреплению его мощи. В XVI в. оно временно пыталось обратиться к гуманистам, и первые классические гимназии были основаны в надежде на то, что получившие в них образование молодые люди будут хорошими государственными чиновниками: политическая борьба велась главным образом путем обмена официальными грамотами, а этим заниматься могли лишь люди, знакомые с латинским и греческим языком. Иллюзия скоро рассеялась: пришлось убедиться, что воспитанники гимназий, как таковые, еще не способны заниматься политикой, и поэтому пришлось обратиться к юристам. В Китае, где господствовали гуманитарно-образованные мандарины, у монарха не было в распоряжении юристов, а борьба различных философских школ из-за вопроса о том, которая из них дает (воспитывает) лучших государственных людей, шла с переменным успехом, пока победителем не оказалось ортодоксальное конфуцианство. В Индии также существовали писатели, но не было образованных юристов. Европа, наоборот, располагала формально разработанным правом — плодом римского гения, и изучившие это право чиновники в отношении техники управления заняли первое место. С хозяйственной точки зрения это обстоятельство имело то значение, что союз между государством и формальной юриспруденцией косвенно содействовал развитию капитализма.
А. А. Богданов ТЕКТОЛОГИЯ: ВСЕОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ НАУКА [4]