Природа управления

Мы определили управление как кооперативное групповое пове­дение. Термин «управление» используется также и в более узком смысле применительно к моделям поведения, общим для самых разных групп сотрудничающих друг с другом людей и не завися­щих ни от конкретных целей, ради которых осуществляется со­трудничество, ни от конкретных технологических методов, исполь­зуемых для достижения целей. Например, уже знакомые нам два человека, передвигающие камень, могли бы использовать разные приемы для выполнения своей задачи: просто толкать его вперед; использовать рычаг; обвязать камень веревкой, перекинуть ее че­рез блок и тянуть веревку; раздробить камень молотком и перета­скивать кусками. Словом, существует множество методов передви­жения камня.

Однако управление в узком смысле в принципе не затрагивает отдельные технологические приемы. Оно охватывает такие вопро­сы: как был выбран нужный метод; как были отобраны те самые два человека и как им была разъяснена необходимость взаимодей­ствия для выполнения задания по перемещению камня; как это за­дание было распределено между двоими; как каждый из них понял свои конкретные задачи в рамках общей работы; как он приобрел навыки для выполнения этих задач; как усилия одного участника работы координируются с усилиями другого.

Что касается, например, выбора метода перемещения камня и сообщения о нем двум участникам работы, то координация дейст­вий последних могла бы быть осуществлена различными способа­ми. Они вместе могли бы просто осознать, даже без всяких разго­воров, что камень следует передвинуть и что для его перемещения нужно сделать то-то и то-то. Или сначала проблемы, связанные с перемещением, могли быть обсуждены, после чего была бы достиг­нута договоренность о наилучшем методе перемещения. Но между двумя участниками работы могли бы существовать и отношения типа «наниматель — наемный работник», когда один из двух ре­шал бы, какой метод использовать, и приказывал другому действо­вать согласно избранному методу. Такие альтернативные подходы можно принимать во внимание при организации почти всех иных типов деятельности, требующей совместных усилий: при тушении пожара, асфальтировании улиц, рассмотрении заявок на получение пособий по безработице или при сортировке писем на почтамте. Следовательно, все они — часть управления в узком смысле слова.

Именно в этом, более узком понимании управление — как модели поведения, общие для любого взаимодействия людей в организациях — станет предметом рассмотрения данной книги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: