Мы определили управление как кооперативное групповое поведение. Термин «управление» используется также и в более узком смысле применительно к моделям поведения, общим для самых разных групп сотрудничающих друг с другом людей и не зависящих ни от конкретных целей, ради которых осуществляется сотрудничество, ни от конкретных технологических методов, используемых для достижения целей. Например, уже знакомые нам два человека, передвигающие камень, могли бы использовать разные приемы для выполнения своей задачи: просто толкать его вперед; использовать рычаг; обвязать камень веревкой, перекинуть ее через блок и тянуть веревку; раздробить камень молотком и перетаскивать кусками. Словом, существует множество методов передвижения камня.
Однако управление в узком смысле в принципе не затрагивает отдельные технологические приемы. Оно охватывает такие вопросы: как был выбран нужный метод; как были отобраны те самые два человека и как им была разъяснена необходимость взаимодействия для выполнения задания по перемещению камня; как это задание было распределено между двоими; как каждый из них понял свои конкретные задачи в рамках общей работы; как он приобрел навыки для выполнения этих задач; как усилия одного участника работы координируются с усилиями другого.
|
|
Что касается, например, выбора метода перемещения камня и сообщения о нем двум участникам работы, то координация действий последних могла бы быть осуществлена различными способами. Они вместе могли бы просто осознать, даже без всяких разговоров, что камень следует передвинуть и что для его перемещения нужно сделать то-то и то-то. Или сначала проблемы, связанные с перемещением, могли быть обсуждены, после чего была бы достигнута договоренность о наилучшем методе перемещения. Но между двумя участниками работы могли бы существовать и отношения типа «наниматель — наемный работник», когда один из двух решал бы, какой метод использовать, и приказывал другому действовать согласно избранному методу. Такие альтернативные подходы можно принимать во внимание при организации почти всех иных типов деятельности, требующей совместных усилий: при тушении пожара, асфальтировании улиц, рассмотрении заявок на получение пособий по безработице или при сортировке писем на почтамте. Следовательно, все они — часть управления в узком смысле слова.
Именно в этом, более узком понимании управление — как модели поведения, общие для любого взаимодействия людей в организациях — станет предметом рассмотрения данной книги.