В США стало привычным проводить четкое разграничение между правительственным и неправительственным управлением. В обывательском представлении правительственная администрация «обюрократизирована», а управление в частной фирме «носит деловой характер»; правительственная администрация политизирована, а управление в частной фирме — нет; правительственная администрация опутана формализмом, а управление в частной фирме — нет. Однако слишком резкое разграничение вряд ли соответствует фактам. Как мы увидим на последующих страницах, между крупными государственными и частными организациями гораздо больше сходства, чем различий. Поэтому при изучении административного управления можно использовать результаты некоторых исследований, проведенных в частном бизнесе. В современном управлении часто наблюдается больше различий между небольшими и крупными организациями, чем между государственными и частными. Например, больница на 1 000 коек и больница на 50 коек значительно больше различаются между собой именно из-за их величины, чем из-за того, что одна — частная, а другая — государственная.[12]
|
|
Черты сходства между государственным управлением и управлением в частном секторе. Сходство между проблемами управления в государственных и частных организациях может быть легко выявлено тогда, когда частная организация переходит в ведение правительства. Например, некоторое время назад в Чикаго подземные и наземные железнодорожные линии были переданы в государственную собственность. Для постороннего наблюдателя разница неощутима. Линии — те же, вагоны — те же, плата за проезд — та же (если не считать инфляционного повышения цен), расписание — то же; те же сотрудники выполняют ту же работу и подчиняются тем же непосредственным начальникам. Изменения связаны только с финансовой организацией компании и заменой нескольких высокопоставленных руководителей. Финансовые изменения коснулись лиц, получающих проценты на облигации. Эти изменения позволили железнодорожной компании увеличить капиталовложения в установку нового оборудования. Влияние смены высшего руководства пока неощутимо. Однако те перемены, о которых упомянуто выше, могли бы быть достигнуты и без смены собственника. Если бы город Чикаго достаточно сильно захотел, чтобы линии оставались в частном владении, могли бы быть приняты меры, позволяющие финансировать установку нового оборудования. Частные владельцы могли бы осуществить аналогичные замены в персонале. Значит, независимо от того, кто владеет железнодорожной компанией, ее основные управленческие проблемы остаются неизменными.
|
|
В административном управлении и в управлении частной компанией требуются многие одинаковые навыки. Специалист по статистике мог бы перейти из крупной страховой компании в статистическое управление Министерства труда в Вашингтоне и обнаружить, что его функции практически не изменились. Этот специалист обладает навыками, которые могут быть использованы и государственными, и частными организациями. Равным образом хирург будет удалять аппендикс одинаковым методом, независимо от того, работает ли он в армейском госпитале или в частной клинике. Генерал Д. Эйзенхауэр вышел в отставку и стал Президентом Колумбийского университета. Армия и университет — две столь различные организации трудно себе вообразить! И все-таки, управленческие проблемы этих двух организаций достаточно сходны, раз у Эйзенхауэра не возникло особых трудностей в адаптации к своему новому положению.
Различия между государственным управлением и управлением в частном секторе. Хотя черт сходства между правительственными и неправительственными организациями больше, чем обычно думают, тем не менее некоторые различия все же существуют. Чаще всего эти различия касаются степени, а не существа дела.
Например, как правительственные, так и неправительственные организации обычно действуют на основе закона. Деятельность правительственного органа, как правило, регулируется законодательным актом или правительственным постановлением, опирающимся на силу закона или конституции. Все корпорации и большинство других неправительственных организаций действуют на основе законного устава. В правовом отношении от руководителей как одного, так и другого типа организаций требуется, чтобы они действовали в рамках закона. Однако в законе обязанности и ответственность государственного руководителя обычно излагаются гораздо более подробно, чем его коллеги из частного сектора, и, как правило, значительно выше вероятность того, что при передаче дела на судебное разбирательство первый понесет ответственность за нарушение закона при исполнении своих обязанностей. Например, корпорация зачастую наделяет своих руководителей и служащих полномочиями производить для нее закупки любым порядком, который совет директоров сочтет нужным утвердить. Однако при осуществлении государственных закупок обычно следует соблюдать многочисленные правовые требования относительно объявления конкурсных торгов, передачи подряда тому ответственному участнику торгов, который предложит самую низкую цену, утверждения расходов и т.д. При несоблюдении этих предусмотренных законом норм суд может признать недействительным договор о закупке оборудования для правительственного учреждения. Руководитель государственной организации может подвергнуться критике или рассмотрению его деятельности в Конгрессе. По политическим и иным мотивам законодательный орган страны часто стремится к выяснению, а «кто убил петуха-задиру?» Яркий пример этого — подобные слушания в Конгрессе для выявления виновных в катастрофе в Перл-Харборе. Деятельность управляющего частной фирмой также может подвергнуться расследованию, но подобная ситуация для такого управляющего гораздо менее вероятна, и то обычно лишь в тех случаях, когда он заключал деловые сделки с каким-либо правительственным учреждением, и в тех сферах, в которых его деятельность подлежит государственному регулированию. Однако в условиях, когда государственное регулирование бизнеса расширяется, возможность для него стать объектом правительственного расследования становится все более вероятной.
Зачастую управляющий частной фирмой более свободен в истолковании взаимозависимости между деятельностью своей организации и общественным благополучием, нежели государственный администратор. Утвердилось мнение, что первый занимается бизнесом прежде всего ради достижения своих личных целей, в то время как последний, как представляется, должен служить интересам общества и для него считается неэтичным использовать преимущества своего положения в личных целях. В конце 40-х годов правительственные служащие, заключавшие сделки на рынке зерна, подвергались общественному порицанию, причем даже в тех случаях, когда они не имели доступа к «внутренней» информации, которая давала бы им особые преимущества. Конечно, ценовая и производственная политика в сфере бизнеса также может быть подвергнута тщательному рассмотрению, когда считается, что она подрывает общественное благополучие.
|
|
Различия в отношении общественности к управлению в государственном и частном секторах. Во время второй мировой войны правительство сочло необходимым взять в свои руки угольные шахты, чтобы обеспечить продолжение добычи перед лицом забастовки шахтеров. Такой «захват» заключался в том, что над шахтами поднимался американский флаг, а для управления шахтами назначался армейский офицер, — и ни в чем более. Однако в результате таких перемен шахтеры снова стали работать на тех же самых собственников, выполнять ту же работу и на тех же условиях. Добавились лишь два новых фактора — присутствие офицера в военной форме и флаг. Шахтеры заняли совершенно иную по сравнению с прежней позицию, когда шахты перешли под «управление» правительства. Они чувствовали, что в какой-то степени нехорошо или опасно бастовать против правительства. Этот психологический фактор способствовал перемене взглядов рабочих, что в свою очередь внесло изменения и в проблемы управления.
С другой стороны, широко распространено убеждение, что любаядеятельность правительства неэффективна и часто связана с коррупцией. Общее представление о бюрократе — это высокомерный и ленивый тип, который только проедает налоговые поступления. Такое мнение, питаемое доктриной «все дозволено» и традицией стихийной демократии, следует постоянно учитывать государственным руководителям. Оно порождает проблемы, как правило не затрагивающие управляющих частными компаниями.
|
|
Существуют некие, по большей части весьма размытые, пределы того, до какой степени руководитель в государственном секторе может оказывать (или пытаться оказать) влияние на отношение общественности к результатам деятельности данного ведомства. Считается, что бизнесмен может рекламировать свой особый сорт воздушных хлопьев к завтраку почти любым способом, который он найдет выгодным. Конгресс же, с другой стороны, занял решительно враждебную позицию по отношению к любым расходам правительственных ведомств на «связи с общественностью», которые можно истолковать как попытки добиться одобрения общественностью программ этих ведомств. Ассигнования на подобные цели почти всегда становятся первой жертвой борьбы за экономию.[13]
Вышеприведенные примеры служат лишь иллюстрацией, а не исчерпывающим перечнем или анализом всех возможных различий между управлением в государственных и частных организациях. Но если отвлечься от этих различий, то обнаружится много общих важных проблем — независимо от того, изучается ли управление делами церкви, профсоюза, корпорации или правительственного учреждения. В той степени, в какой это утверждение верно, можно разрабатывать общую теорию управления, которая будет охватывать все типы организаций.