Критики правительства часто пытаются объяснить возросшие масштабы современного управления неким сговором между отдельными неамериканцами и оппозиционно настроенными политиками. Группы, отстаивающие свои особые интересы, постоянно предупреждают, что еще большее вмешательство правительства приведет к социализму или даже к чему-то худшему. Такие предупреждения часто сопровождаются идиллической картиной жизни в более ранние и разумные периоды нашей истории, когда деятельность правительства сводилась к минимуму. Перечисляя недуги современной цивилизации, такие ораторы забывают упомянуть о трудностях, присущих первобытной жизни. Они негодуют по поводу расходов на общественное здравоохранение, а о мучениях желтой лихорадки и дифтерии забывают. Выражают недовольство управлением телефонной связью, а на преимущества пользования услугами телефона за умеренную плату не обращают внимания. Налог на бензин воспринимают как отвратительный пример бремени, возлагаемого правительством, а преимущества асфальтированных автострад считают само собою разумеющимися.
|
|
Можно, конечно, спорить о том, в каких пределах и масштабах желательно развитие правительственных служб. Но факт заключается в том, что даже те, кто выступает за максимальное ограничение деятельности правительства, всерьез не верят, что они смогут добиться чего-либо большего, чем скромное сокращение государственных расходов. В действительности политические баталии по поводу правительственных расходов ведутся вокруг того, должны ли федеральные власти тратить 25, 35 или 45 млрд долл. в год. Почти никто не думает, что эти расходы могли бы быть сокращены до 1 или хотя бы 5 млрд долл. Как бы то ни было, отсюда следует, что современная цивилизация принесла с собой потребность в таких правительственных службах и функциях, которые превращают современное правительство в очень крупное предприятие.
Социологи сопоставили рост правительственной активности с темпами появления новых изобретений в промышленности и проследили, какое влияние различные технические достижения оказывают на возникновение спроса на определенные действия правительства[14]. Ярким примером такого процесса служит изобретение автомобиля. Автомобиль потребовал очень многих нововведений со стороны правительства. У нас есть теперь Федеральное управление шоссейных дорог, в каждом штате — комиссия по автомагистралям, на местном уровне — как в округах, так и в городах — отделы дорожного и уличного движения. Появилась система вспомогательных федеральных дотаций штатам и дотаций штатов местным властям на поддержание деятельности дорожной администрации и как следствие этого — потребность в новом расширении административно-управленческого аппарата. Были разработаны новые технические средства регулирования дорожного движения и привлечена целая армия полицейских для обеспечения их работы. Потребовалось выдавать документы: водителям — права, а на автомобиль — технический паспорт. Появление скоростного транспорта вызвало увеличение объемов коммерческих связей между штатами и создало проблемы их регулирования. Появились дополнительные проблемы поддержания баланса интересов между автомобильным и железнодорожным транспортом, что потребовало нового расширения и изменения деятельности правительственных органов. Претерпевает изменения и общая проблема поддержания правопорядка, когда возрастает роль сотрудников штатных и федеральных органов правопорядка в связи со способностью преступников перемещаться за короткое время на большие расстояния. Как грибы выросли придорожные пансионаты и кемпинги, что потребовало дальнейшего увеличения числа работников правоохранительных органов. Автомобиль — дорогостоящая вещь, а обычная практика оплаты его покупки посредством займа вызвала необходимость введения новых правил продажи в рассрочку. Почти ни одна сторона американского образа жизни не избежала влияния этого технического новшества, и в очень многих случаях это влияние привело к расширению правительственного аппарата.
|
|
В дополнение к технологическим изменениям как таковым огромное разнообразие и специализация в современной жизни также привели к расширению правительственной деятельности. Люди не живут больше по принципу самообеспечения. Период спада производства или период инфляции драматически усиливают ту степень, в которой житель города Партленд штата Мэн и житель города Портленд штата Орегон зависят друг от друга в деле поддержания их общего благосостояния. Во все большей мере правительство становится именно тем органом, который должен активно заниматься проблемой взаимозависимости. Никакие добровольные общества поддержки, созданные жителями одного района — даже при самых лучших намерениях, — в материальном отношении не смогут помочь в решении тех проблем, которые охватывают всю страну. Опыт местных объединений жителей, когда они безуспешно пытались бороться с депрессией 1930-х годов и с инфляцией и нехваткой жилья в 1940-е годы, хорошо иллюстрирует тщетность такого подхода к решению проблем местных сообществ. Экономика страны, организованная на общенациональной основе, требует действий правительства в общенациональных масштабах.