Причины роста

Критики правительства часто пытаются объяснить возросшие масштабы современного управления неким сговором между отдель­ными неамериканцами и оппозиционно настроенными политиками. Группы, отстаивающие свои особые интересы, постоянно предуп­реждают, что еще большее вмешательство правительства приведет к социализму или даже к чему-то худшему. Такие предупрежде­ния часто сопровождаются идиллической картиной жизни в более ранние и разумные периоды нашей истории, когда деятельность правительства сводилась к минимуму. Перечисляя недуги совре­менной цивилизации, такие ораторы забывают упомянуть о трудностях, присущих первобытной жизни. Они негодуют по поводу расходов на общественное здравоохранение, а о мучениях желтой лихорадки и дифтерии забывают. Выражают недовольство управле­нием телефонной связью, а на преимущества пользования услуга­ми телефона за умеренную плату не обращают внимания. Налог на бензин воспринимают как отвратительный пример бремени, воз­лагаемого правительством, а преимущества асфальтированных ав­тострад считают само собою разумеющимися.

Можно, конечно, спорить о том, в каких пределах и масштабах желательно развитие правительственных служб. Но факт заключа­ется в том, что даже те, кто выступает за максимальное ограниче­ние деятельности правительства, всерьез не верят, что они смогут добиться чего-либо большего, чем скромное сокращение государст­венных расходов. В действительности политические баталии по по­воду правительственных расходов ведутся вокруг того, должны ли федеральные власти тратить 25, 35 или 45 млрд долл. в год. Почти никто не думает, что эти расходы могли бы быть сокращены до 1 или хотя бы 5 млрд долл. Как бы то ни было, отсюда следует, что современная цивилизация принесла с собой потребность в таких правительственных службах и функциях, которые превращают со­временное правительство в очень крупное предприятие.

Социологи сопоставили рост правительственной активности с тем­пами появления новых изобретений в промышленности и проследили, какое влияние различные технические достижения оказывают на воз­никновение спроса на определенные действия правительства[14]. Ярким примером такого процесса служит изобретение автомобиля. Автомо­биль потребовал очень многих нововведений со стороны правительст­ва. У нас есть теперь Федеральное управление шоссейных дорог, в каждом штате — комиссия по автомагистралям, на местном уровне — как в округах, так и в городах — отделы дорожного и уличного дви­жения. Появилась система вспомогательных федеральных дотаций штатам и дотаций штатов местным властям на поддержание деятель­ности дорожной администрации и как следствие этого — потребность в новом расширении административно-управленческого аппарата. Бы­ли разработаны новые технические средства регулирования дорожного движения и привлечена целая армия полицейских для обеспечения их работы. Потребовалось выдавать документы: водителям — права, а на автомобиль — технический паспорт. Появление скоростного транс­порта вызвало увеличение объемов коммерческих связей между штатами и создало проблемы их регулирования. Появились дополнитель­ные проблемы поддержания баланса интересов между автомобильным и железнодорожным транспортом, что потребовало нового расширения и изменения деятельности правительственных органов. Претерпевает из­менения и общая проблема поддержания правопорядка, когда возраста­ет роль сотрудников штатных и федеральных органов правопорядка в связи со способностью преступников перемещаться за короткое время на большие расстояния. Как грибы выросли придорожные пансионаты и кемпинги, что потребовало дальнейшего увеличения числа работников правоохранительных органов. Автомобиль — дорогостоящая вещь, а обычная практика оплаты его покупки посредством займа вызвала не­обходимость введения новых правил продажи в рассрочку. Почти ни одна сторона американского образа жизни не избежала влияния этого технического новшества, и в очень многих случаях это влияние приве­ло к расширению правительственного аппарата.

В дополнение к технологическим изменениям как таковым огромное разнообразие и специализация в современной жизни также привели к расширению правительственной деятельности. Люди не живут больше по принципу самообеспечения. Период спада производства или период инфляции драматически усиливают ту степень, в которой житель горо­да Партленд штата Мэн и житель города Портленд штата Орегон зави­сят друг от друга в деле поддержания их общего благосостояния. Во все большей мере правительство становится именно тем органом, который должен активно заниматься проблемой взаимозависимости. Никакие добровольные общества поддержки, созданные жителями одного района — даже при самых лучших намерениях, — в материальном отношении не смогут помочь в решении тех проблем, которые охватывают всю страну. Опыт местных объединений жителей, когда они безуспешно пытались бороться с депрессией 1930-х годов и с инфляцией и нехват­кой жилья в 1940-е годы, хорошо иллюстрирует тщетность такого под­хода к решению проблем местных сообществ. Экономика страны, орга­низованная на общенациональной основе, требует действий правитель­ства в общенациональных масштабах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: