Производительность является средством, стабильное наращивание производства благ выступает целью; ее реализация предполагает специфическую институциональную систему, объединяющую одно и другое. Ею и стала корпорация.
В центре экономической истории и даже экономической теории долгое время находилась фигура предпринимателя, поскольку именно он, почуяв новые возможности, взламывал панцирь обычаев и открывал новые сферы экономической жизни. В современной социологической теории большее внимание уделяется менеджеру, безликому технократу, управляющему рутинными операциями. Но чтобы понять корпорацию, нужно обратиться не к предпринимателю (и мифам о нем) и не к менеджеру (или карикатурам на него), а к фигуре, исторически и социологически представляющей собой нечто среднее между двумя этими персонами, – к организатору.
Исторически первыми моделями организации жизни были церковь и армия. Корпорация, принявшая современную форму в первые десятилетия двадцатого века, явилась единственным добавившимся к ним социальным изобретением. Люди, создавшие эту новую форму организации, – Теодор Н. Вайль, основатель «Америкэн телефон энд телеграф компани», Уолтер Тигл из «Стандард ойл оф Нью-Джерси» и Альфред П. Слоун из «Дженерал моторс» – сконструировали инструмент, координирующий усилия людей, потоки материалов и рыночный механизм с целью производства товаров и услуг с наименьшими затратами и наивысшей прибылью на вложенный капитал. Им удалось добиться этого путем осуществления идеи функциональной рациональности и экономизации, используемой вкачестве новой модели организации социальных отношений <...>.
|
|
<...> Причины успеха «Дженерал моторс», если смотреть упрощенно, обусловлены двумя главными факторами: рыночной стратегией, основанной на ясной концепции производства, и организационной формой, сочетающей децентрализацию производственных операций с координацией общей политики[66]. Организационная структура «Дженерал моторс» в наши дни стала обычной, она широко используется большинством крупных корпораций, хотя во время ее становления она была настоящей новинкой. Принцип организации состоял в полном разделении расходов различных участков и осуществлении контроля за производственными подразделениями при помощи четких бюджетов. До введения этой системы разные подразделения «Дженерал моторс» продавали свою продукцию другим (например, аккумуляторный завод – автосборочному) на основе фактических расходов плюс заранее определенный процент. В этом случае руководство не знало, какой участок является прибыльным, а какой нет. «Для подразделений, – пишет А.Слоун, – была естественной конкуренция за капиталовложения, однако система оставалась нерациональной, поскольку руководители компании не знали, куда вложить деньги с наибольшей отдачей».
|
|
Слоун поставил дело так, что подразделения стали как бы отдельными компаниями, а руководство корпорации – холдингом, определяющим эффективность деятельности каждого из них по уровню прибыли на вложенный капитал. Этот уровень выступает в качестве индикатора эффективности подразделений и в качестве инструмента определения ранга каждого участка. Короче, мерой измерения служит уровень прибыли, помноженный на скорость оборота вложенного капитала. Таким образом, руководство могло определить, как распорядиться имеющимися капиталами, чтобы в целом получить максимальную прибыль.
Этой цели были подчинены все аспекты политики корпорации. А. Слоун совершенно ясно определял ее философию. «С этой целью, – пишет он, – мы совершенно точно определили функции бизнеса. Мы установили, что первейшим предназначением инвестиций является учреждение такого предприятия, которое приносило бы удовлетворительные дивиденды и способствовало сохранению и увеличению основного капитала. Главным предметом деятельности корпорации, указали мы, служит получение прибыли, а не просто выпуск автомобилей. Заявления такого рода имеют оттенок, уже вышедший из моды, но я считаю, что прописная истина бизнеса состоит в умении делать соответствующие заключения о своей политике»[67].
Экономизированная система каждой корпорации смыкается с ей подобными и образует систему, действующую в общественном масштабе. Прибыль на акцию основного капитала становится тем стержнем, вокруг которого вращается вся экономика. Если доходы какой-либо фирмы падают, могут возникнуть затруднения с привлечением капитала, либо за него придется платить больше, чем платят другие компании. Таким образом, распределение капитала в рамках народного хозяйства происходит по тому же принципу, что и внутри корпорации. Связанные общей цепью конкуренции, корпорации ограничены в возможности оторваться от этой единицы измерения – уровня прибыли на вложенный капитал. Любое изменение в этой системе может быть только изменением всей системы.
Прибыльность и производительность, таким образом, служат показателями корпоративного успеха. Они являются критериями удовлетворения требований рынка, а также эффективного распределения ресурсов как внутри фирмы, так и между членами общества. Таково объяснение экономизированной модели как для корпораций, так и для экономики в целом.