Корпорация: новое социальное изобретение

Производительность является средством, стабильное наращива­ние производства благ выступает целью; ее реализация предполага­ет специфическую институциональную систему, объединяющую одно и другое. Ею и стала корпорация.

В центре экономической истории и даже экономической теории долгое время находилась фигура предпринимателя, поскольку именно он, почуяв новые возможности, взламывал панцирь обыча­ев и открывал новые сферы экономической жизни. В современной социологической теории большее внимание уделяется менеджеру, безликому технократу, управляющему рутинными операциями. Но чтобы понять корпорацию, нужно обратиться не к предпринимателю (и мифам о нем) и не к менеджеру (или карикатурам на него), а к фи­гуре, исторически и социологически представляющей собой нечто среднее между двумя этими персонами, – к организатору.

Исторически первыми моделями организации жизни были цер­ковь и армия. Корпорация, принявшая современную форму в пер­вые десятилетия двадцатого века, явилась единственным добавив­шимся к ним социальным изобретением. Люди, создавшие эту но­вую форму организации, – Теодор Н. Вайль, основатель «Америкэн телефон энд телеграф компани», Уолтер Тигл из «Стандард ойл оф Нью-Джерси» и Альфред П. Слоун из «Дженерал моторс» – сконстру­ировали инструмент, координирующий усилия людей, потоки мате­риалов и рыночный механизм с целью производства товаров и услуг с наименьшими затратами и наивысшей прибылью на вложенный капитал. Им удалось добиться этого путем осуществления идеи функ­циональной рациональности и экономизации, используемой вкаче­стве новой модели организации социальных отношений <...>.

<...> Причины успеха «Дженерал моторс», если смотреть упрощен­но, обусловлены двумя главными факторами: рыночной стратегией, основанной на ясной концепции производства, и организационной формой, сочетающей децентрализацию производственных опера­ций с координацией общей политики[66]. Организационная структура «Дженерал моторс» в наши дни стала обычной, она широко исполь­зуется большинством крупных корпораций, хотя во время ее станов­ления она была настоящей новинкой. Принцип организации состоял в полном разделении расходов различных участков и осуществле­нии контроля за производственными подразделениями при помощи четких бюджетов. До введения этой системы разные подразделения «Дженерал моторс» продавали свою продукцию другим (например, аккумуляторный завод – автосборочному) на основе фактических расходов плюс заранее определенный процент. В этом случае руко­водство не знало, какой участок является прибыльным, а какой нет. «Для подразделений, – пишет А.Слоун, – была естественной конку­ренция за капиталовложения, однако система оставалась нерацио­нальной, поскольку руководители компании не знали, куда вложить деньги с наибольшей отдачей».

Слоун поставил дело так, что подразделения стали как бы отдель­ными компаниями, а руководство корпорации – холдингом, опреде­ляющим эффективность деятельности каждого из них по уровню прибыли на вложенный капитал. Этот уровень выступает в качестве индикатора эффективности подразделений и в качестве инструмен­та определения ранга каждого участка. Короче, мерой измерения служит уровень прибыли, помноженный на скорость оборота вло­женного капитала. Таким образом, руководство могло определить, как распорядиться имеющимися капиталами, чтобы в целом получить максимальную прибыль.

Этой цели были подчинены все аспекты политики корпорации. А. Слоун совершенно ясно определял ее философию. «С этой целью, – пишет он, – мы совершенно точно определили функции бизнеса. Мы установили, что первейшим предназначением инвестиций является учреждение такого предприятия, которое приносило бы удовлетвори­тельные дивиденды и способствовало сохранению и увеличению ос­новного капитала. Главным предметом деятельности корпорации, указали мы, служит получение прибыли, а не просто выпуск автомо­билей. Заявления такого рода имеют оттенок, уже вышедший из мо­ды, но я считаю, что прописная истина бизнеса состоит в умении де­лать соответствующие заключения о своей политике»[67].

Экономизированная система каждой корпорации смыкается с ей подобными и образует систему, действующую в общественном масштабе. Прибыль на акцию основного капитала становится тем стержнем, вокруг которого вращается вся экономика. Если доходы какой-либо фирмы падают, могут возникнуть затруднения с привле­чением капитала, либо за него придется платить больше, чем платят другие компании. Таким образом, распределение капитала в рамках народного хозяйства происходит по тому же принципу, что и внутри корпорации. Связанные общей цепью конкуренции, корпорации ограничены в возможности оторваться от этой единицы измерения – уровня прибыли на вложенный капитал. Любое изменение в этой системе может быть только изменением всей системы.

Прибыльность и производительность, таким образом, служат пока­зателями корпоративного успеха. Они являются критериями удовлет­ворения требований рынка, а также эффективного распределения ресурсов как внутри фирмы, так и между членами общества. Таково объяснение экономизированной модели как для корпораций, так и для экономики в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: