В настоящее время подобный подход подвергается сомнению, по крайней мере, прежнее терпимое и милостивое отношение к корпорациям пошло на убыль. Парадокс заключается в том, что основанием для критики служит уже не чрезмерный размер компаний, а сам процесс их деятельности. В стране ширится мнение, что функционирование корпораций привело ко многим негативным последствиям, в результате чего общество стало замусоренным, болезненным и раздражительным. Чувство совпадения своекорыстия корпораций и общественных устремлений уступило место ощущению их несовместимости.
Любой вопрос, обретающий идеологическую окраску, становится искаженным. Факты уродования сельской местности и сокращения возможностей отдыха на природе очевидны, а вот причины – не совсем. Одной из явных причин является сам по себе рост населения и изменение социальных привычек. Возьмем, например, американские национальные парки: в 1930 году число человеко-дней посещения (одно лицо при пребывании 12 часов) не превышало 3 млн при населении 122 млн; к 1960 году оно составило 79 млн при населении 179 млн; а в 1968 году достигло 157 млн при населении 200 млн. Это ярко описано в отчете, опубликованном «Нью-Йорк таймс»: «Йоса-мит, расположенный в дне езды от Сан-Франциско и Лос-Анджелеса, считается, по общему мнению, наиболее переполненным парком. Скопление достигает пика в основные праздники, и День труда не составляет исключения. Постоянный рев исходил не от водопада, а от автомобилей. Из динамиков транзисторных приемников оглушительно вырывались мелодии в рок-стиле. Места для парковки автомобилей были забиты до предела. Десятки детей карабкались по скалам у подножья водопада. Стоянки для привалов, истоптанные в пыль от постоянного употребления, были заполнены теснее, чем гетто. Даже в отдаленных местах туристы, расположившиеся на привал, почти все время были друг у друга на глазах. Общая картина производила впечатление воскресного дня в Диснейленде».
Более того, если считать загрязнение воздуха и воды критерием социального неблагополучия, то в нем явно повинны все слои общества: фермеры, стремящиеся повысить урожайность и применяющие все больше нитратов, отравляя таким образом реки; владельцы личных автомобилей, старающиеся обрести большую мобильность, хотя их машины выбрасывают вредоносные газы в атмосферу; Комиссия по атомной энергии, намеревающаяся расширять ядерную энергетику, несмотря на то, что эта практика способствует загрязнению вод; предприятия, чьи дымовые трубы выбрасывают в воздух газы, образующие смог, а сливы загрязняют озера.
Если встать на точку зрения, что вина лежит буквально на всех, и просто ограничиться моральными проповедями, добиваясь, чтобы каждый следил за своим поведением, то останется без внимания один важный момент. Подобная ситуация сама по себе указывает на то, что распределительный механизм общества, отвечающий за расходование средств и ресурсов, не срабатывает. В свободном обществе оптимальное распределение ресурсов и товаров существует втом случае, если рынок отражает истинную экономическую ценность блага. Но когда частные и общественные издержки расходятся, в распределении товаров наступает перекос. Если у владельца фабрики нет побудительных мотивов подсчитывать, во что обходится другим загрязнение, исходящее от его производства, поскольку никто не предъявляет ему такого счета, то объемы производства (или пробег автомобиля в случае с индивидуальным владельцем) могут поддерживаться на уровне более высоком, чем оптимальный для общества.
Обостряющейся проблемой современного общества становится увеличивающийся таким путем разрыв между индивидуальными и социальными издержками (экономисты называют их «внешними издержками, или экстерналиями», поскольку они не попадают в балансовые и стоимостные отчеты корпораций). Но наряду с пониманием этого возникает вопрос, насколько адекватна в наши дни строгая концепция стоимости (и прибыли на капитал) и можно ли считать рациональной нынешнюю организацию внутрифирменного учета. Другими словами, старое определение результатов деятельности, возможно, слишком узко. Таким образом, данная проблема включает в себя не только «социальную ответственность» какой-то отдельной корпорации, но и «совершенство» модели социальной организации в более широком смысле, так же как и общих целей общества. Поскольку корпорации являются неотъемлемым элементом существующей в США системы общественной организации, они становятся исходным пунктом нового исследования.
Скорее всего, радикальное различие между этими подходами обнаружится при рассмотрении двух моделей, одна из которых может быть названа «экономизированной», а другая «социологизированной», представляющих собою крайности, в пределах которых существует возможность оценить и взвесить поведение корпораций.