Вопрос о «социальной ответственности» станет, как я полагаю, наиболее трудным в дебатах, которые будут иметь решающее значение в ближайшие годы. Одну позицию занял Милтон Фридман. «Что означает утверждение о наличии у администратора корпорации “социальной ответственности” как у бизнесмена? – спрашивает он и отвечает: – Если это не чистая риторика, то он должен действовать до некоторой степени таким образом, который не отвечает интересам его нанимателей. Например, ему следует воздержаться от повышения цен, чтобы внести вклад в борьбу общества против инфляции, даже если такое повышение несомненно отвечает интересам его компании. Быть может, ему придется повысить расходы на очистные сооружения сверх того, что отвечает интересам корпорации или соответствует требованиям закона, чтобы внести вклад в общественное движение за сохранение окружающей среды. Или он должен, жертвуя прибылями компании, нанимать отпетых безработных вместо более квалифицированных рабочих, чтобы способствовать борьбе общества с бедностью... [Однако] в системе свободного предпринимательства и частной собственности администратор находится на службе у владельцев капитала. Он несет прямую ответственность перед своими нанимателями, заключающуюся в ведении дела образом, отвечающим желаниям хозяев, что сводится обычно к стремлению заработать как можно больше денег, не нарушая социальных правил, как выраженных в законах, так и содержащихся в этических нормах»[74].
Существует два типа ответов Фридману. Оба они недавно были даны Олденом Клаузеном, президентом и исполнительным директором «Бэнк оф Америка», одного из крупнейших банков мира.
Главным для Клаузена является вопрос о том, в каком социальном контексте действует современная корпорация. Как пишет в своей статье для журнала «Форчун» Дж.Давенпорт, «главное дело О.Клаузена – поддерживать успешный рост этой гигантской денежной машины... в то же время его мысли часто заняты тем, как облегчить недуги, выпавшие на долю Хантер-Пойнт или южных районов Маркет-стрит [в Сан-Франциско]; как справиться с застойной безработицей в городе; как совладать со студенческими беспорядками в Беркли или в Стэнфорде». Защищая эти цели, Клаузен прямо противостоит Фридману. Как говорится в той же статье, «в настоящее время он и его коллеги менее заинтересованы в модификации структуры своего банка, чем в выработке определенного курса в период, когда сам капитализм подвергается нападкам... Бизнес, – утверждает Клаузен, – должен сегодня обращать внимание на некоторые далекие от коммерции проблемы, если он хочет дожить до завтрашнего дня. Взгляды Фридмана приемлемы с краткосрочной точки зрения, однако в долгосрочной перспективе никто не может ожидать получения прибыли — или ее толкового применения, – если вся социальная ткань будет разорвана в клочья... Существует также другой вопрос: под поверхностным расхождением взглядов на социальную целесообразность проступает очень важная, но редко точно выраженная проблема о самой природе корпорации. Фридман рассматривает ее как «искусственную личность», а менеджера – как простого агента отдельных акционеров. Клаузен считает, что корпорация живет собственной жизнью и потому обладает некоторой свободой выбора в обеспечении баланса между долгосрочными нуждами общества и безотлагательными требованиями ее владельцев». И, как отмечает сам Дж. Давенпорт, придерживающийся отчетливо выраженных консервативных взглядов, «в подходах Клаузена к автономии корпорации, возможно, таятся определенные опасности, однако во взгляде на общество как на атомизированное собрание индивидуумов явно содержится нечто нереальное».[75]
Сердцевиной проблемы служит вопрос о природе корпорации. Является ли она по преимуществу лишь инструментом ее «владельцев» – по закону, держателей акций – или служит автономным предприятием, которое, несмотря на свою специфическую историю, стало, или должно стать, средством служения обществу в системе плюралистических сил?
Классические дебаты по этому поводу были проведены сорок лет назад на страницах журнала «Гарвард ло ревью» между А. Берли и М. Доддом. Берли в то время придерживался взгляда (позже он пересмотрел свою точку зрения), что все полномочия корпорации доверены ей акционерами для обеспечения их собственной выгоды. Додд отмечал, что с юридической точки зрения так оно и есть, однако использование частной собственности глубоко затрагивает общественные интересы, и директоров компании следует рассматривать как лиц, облеченных доверием управлять предприятием в целом (если рассматривать корпорацию в качестве социального института), а не просто как «поверенных акционеров». Берли отвечал, что поскольку никто не может предложить «ясную схему, поддерживающую разумные элементы ответственности перед кем-то со стороны», то реализация предложения Додда приведет к сосредоточению контроля над организацией в руках управляющих. Он видел проблему в том, каким образом, если не существует предварительного правового акта об ответственности перед акционерами, можно воспрепятствовать управляющим произвольно присвоить себе социальные и политические полномочия или вести мошеннические и своекорыстные операции.
Юридические и социологические вопросы по-прежнему ждут ответа. Является ли менеджер прежде всего доверенным лицом отсутствующих инвесторов? Или же его роль, как ее определил Ф.Абрамс, будучи председателем правления «Стандард ойл оф Нью-Джерси», состоит в ведении дел «таким образом, чтобы поддерживать справедливый и действенный баланс между требованиями различных непосредственно заинтересованных групп – акционеров, персонала, клиентов – и общественности в целом»?