Использовать выражение «социальная ответственность» применительно к корпорации – это не значит прибегать к риторике (хотя многие руководители корпораций так и поступают), считать, что «положение обязывает» (что характерно для меньшего числа руководителей корпораций), или приходить к выводу, что в общество внедряется какая-то подрывная идея (как предполагают некоторые либеральные экономисты); это означает лишь признание очевидной роли человеческих привязанностей. Если не вставать на ту точку зрения, что преданность работника компании и его отождествление себя с ней – всего лишь денежные сделки, а занятость ограничивается отношениями, выражаемыми формулой «услуга за оплату», то корпорация предстает как особый мир с социальными обязательствами перед ее членами – не в меньшей мере, чем как экономизированный инструмент, в конкурентной среде с наименьшими издержками производящий товары для экономического мира потребителей.
Однако каков баланс обязательств и насколько далеко следует продвигаться в каждом направлении? Возможно, наилучшим образом можно ответить на этот вопрос, обратившись к некоторым уже проявившимся проблемам или же обещающим проявиться в следующем десятилетии.
Удовлетворение работой. В литературе о «человеческих отношениях» пару десятилетий назад часто утверждалось, что человек, удовлетворенный своей работой, имеет склонность к более высоким моральным качествам и более высокой производительности. Так, расположение механизмов на рабочем месте было модифицировано инженерами в соответствии с заключениями промышленных психологов и социологов. Увеличение расходов должно быть оправдано пропорциональным ростом производительности.
Но что если изменения в рабочей схеме повышают удовлетворение работой, но не увеличивают производительности? Что тогда делать корпорации? Общепринятый ответ состоит в том, что ее главное обязательство – извлечение прибыли и что любое повышение затрат должно быть компенсировано соответствующим ростом производительности. Давайте, однако, обратимся к одному из вариантов этой проблемы. Когда корпорация нанимает больше женщин и они требуют от нее оплаты содержания детей в детских центрах, обязана ли компания удовлетворить эти требования? Вопрос состоит не в том, чтобы рассматривать такие центры в качестве необходимых издержек по привлечению женского труда, когда рынок рабочей силы скуден, а в изменении социальных ценностей, позволяющем женщинам, желающим трудиться, возвращаться к работе, пока дети еще не подросли. Дошкольные учреждения служат необходимым компонентом удовлетворения работой для молодых женщин, даже если расходы на их содержание далеко превосходят «выигрыш» в производительности, достигаемый при найме этих женщин. Остается ли в силе общепринятый принцип?
Наем национальных меньшинств. Лежит ли на корпорации обязательство нанимать на работу представителей национальных меньшинств, страдающих от исторических несправедливостей, даже если они менее подготовлены для соответствующей работы, чем их конкуренты? А если наем таких лиц потребует увеличения затрат на обучение и может привести к понижению производительности? В принципе проблема эта не отличается от стоящей перед университетом, который может установить специальную квоту, а иногда и ограничить число принимаемых из числа «большинства», которые по формальным критериям (например, результатам тестов) могут оказаться более подходящими. Вопрос о соотношении выгоды, с одной стороны, и социальной справедливости – с другой, является одной из труднейших моральных проблем. Сложность состоит в том, что в данном случае «правильное» сопоставляется с «правильным», а не «правильное» – с «неправильным». Там, где налицо такой конфликт между правильностями, каков должен быть баланс обязательств?
Относительная оплата. Как оценить, сколько стоит работник? Чисто рыночный принцип, состоящий в конкуренции спроса и предложения, отражает только сравнительный дефицит, отнюдь не идентичный социальной справедливости. В большинстве отраслей американской промышленности все еще сохраняется различие между низкоквалифицированным трудом, который оплачивается сдельным или почасовым образом, и «беловоротничковой» работой, приносящей работнику еженедельную или ежемесячную зарплату. Некоторые корпорации – «Ай-би-эм», «Тексас инструменте» – отменили это различие, однако немногие последовали их примеру. Каково рациональное решение этого различия в индивидуальном статусе?
Внутри корпорации соотношение между ставкой самых низкооплачиваемых рабочих и средней зарплатой верхнего эшелона руководителей может составлять 1:25 или выше. Чем оправдывается такой разрыв? В основе рациональности лежал рынок. Однако постепенно его влияние на определение градации видов труда и самих работников снижается. Эллиот Джейке, английский специалист в области промышленной психологии, попытался выработать принцип «справедливой» оплаты на основе различий в степени ответственности различных работников, измеряемой, в частности, временем, в течение которого человек трудится самостоятельно, и степенью надзора. Могут быть предложены и другие «формальные» системы, подобные этой. Но поскольку люди нуждаются в разумном объяснении различий встепени их вознаграждения, следует выработать какие-то четкие принципы социальной справедливости.
Ответственность перед сообществом. Проблема не нова, но снова и снова возникает по мере того, как корпорация становится образом жизни для ее членов. Помимо уплаты налогов, какие обязательства несет корпорация перед жителями тех районов, где она размещает свои заводы и штаб-квартиры? Каковы ее обязанности в создании более удовлетворительных социальных и культурных условий их жизни?
Ответственность за окружающую среду. За последние несколько лет корпорации, вместе с остальным обществом, осознали, что к природе нельзя относиться как к «бесплатному товару». Вопрос о том, как должны быть распределены издержки, как я уже отмечал, станет в ближайшее десятилетие одной из наиболее трудных технико-политических проблем.
Моральные проблемы. Корпорации, как и университеты, всегда утверждали, что в моральных вопросах они «ценностно нейтральны». Основная задача корпорации состоит в обеспечении наивысшей прибыли на вложенный капитал. Однако занимать позиции ценностного нейтралитета становится все труднее. В качестве иллюстрации могут послужить затруднения, возникшие в результате инвестиций американских частных компаний в ЮАР. Классической присказкой на моральные темы может послужить пример одной из церквей, получавшей доходы от недвижимости, в которой располагались публичные дома. Церковь всегда могла оправдаться, что она спасла столько же душ, сколько потеряла тел. Такие подсчеты никогда не были вполне убедительными. Утверждение корпорации, что она спасает столько же тел, сколько теряет душ, мало чем отличается от предыдущего.
Суммируя сказанное, отметим, что в предложенной мною картине соотношения между экономизированной и социологизированной моделями поведения баланс все больше переходит в пользу последней. Что же касается конкретных вопросов, на которые корпорациям предстоит ответить в предстоящее десятилетие, хотя и не существует готовых формул, определилась позиция, с которой будут приниматься решения, и эта позиция все более и более становится социологизированной.