Значение корпорации

Так что же такое корпорация? Если вернуться к первоначальному значению этого термина, обозначавшего социальное нововведение позднего средневековья, предназначенное решать новые возникав­шие проблемы, то корпорация служила инструментом самоуправле­ния групп, занятых общей деятельностью (ремесленные гильдии, небольшие городки, духовные учреждения); она зачастую имела об­щие активы, и ее существование продолжалось в течение поколений. Участниками корпорации становились те, кто нес прямую ответствен­ность за ее деятельность, являлся наследником прежних ее членов или был избран для выполнения тех или иных функций.

В наши дни деловую корпорацию – также как и нынешний универ­ситет – следует рассматривать в рамках первоначальной социологи­ческой окраски данного термина. В самом деле, если внимательней присмотреться к коммерческой корпорации как модели университе­та, то обманчивость владения становится все более очевидной. Кто «владеет» Гарвардским или Чикагским университетами? Юридически «корпорация», состоящая из членов наблюдательного совета или уп­равляющих. Но в любом социологическом смысле это некорректно. Университет представляет собой предприятие, действующее на осно­ве избираемости его членов (администрация, факультеты, студенты и бывшие выпускники, обладающие различной ответственностью и обязанностями), которые стремятся служить его целям, соблюдая должное уважение к интересам специфической университетской об­щины, а также к интересам более широкого сообщества, которое де­лает возможным его существование.

Как предпринимательская структура, корпорация состоит из правления и совета директоров, действующих в качестве попечите­лей всего предприятия – не только акционеров, но также работни­ков и клиентов – при соответствующем уважении к интересам об­щества в целом. Но если принять такую точку зрения, то отсюда вы­текает важный логический вывод, а именно: все составные части корпорации должны быть представлены в ее коридорах власти[77]. Без этого нельзя создать силу, уравновешивающую власть администра­ции фирмы. И что еще более важно – без такого представительства встанет вопрос о легитимности управленческой власти.

Каким образом элементы корпорации должны быть представле­ны в ее руководстве, нужно еще исследовать. Десяток лет тому на­зад Б.Мэннинг-младший, бывший до недавнего времени деканом Стэнфордской школы права, попытался представить корпорацию в виде некоего «голосующего треста», в котором держатели акций де­легируют все свои права, кроме права получать дивиденды, директо­рам. Чтобы осуществлять какой-то контроль над советом директоров, он предложил создать «вторую палату», «внешний орган», уполномо­ченный пересматривать решения совета в случае столкновения раз­личных интересов втаких сферах, как выплата компенсаций служа­щим, пожертвования в пользу иных организаций (университетов, коммунальных движений и т.д.), не имеющих непосредственного от­ношения к деятельности компании, столкновения с интересами об­щества в целом.

В мою задачу не входит оценка жизнеспособности как упомянутых, так и других конкретных предложений. Проблема существует, она не исчезает, и обсуждение возможных решений не является прежде­временным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: