Методика 2.1 Типы памяти испытуемого.
Цель: определить преобладающий тип памяти испытуемого.
Для опыта подбирают 4 ряда слов (по 10 слов в каждом).
Для запоминания на слух | Для запоминания при зрительном восприятии | Для запоминания при моторно-слуховом восприятии | Для запоминания при комбинированном восприятии |
Машина Яблоко Карандаш Весна Лампа Лес Дождь Цветок Попугай Кастрюля | Самолет Груша Ручка Зима Свеча Поле Молния Орех Утка Ложка | Пароход Слива Линейка Лето Абажур Река Гром Ягода Гусь Вилка | Поезд Вишня Тетрадь Осень Торшер Поляна Гроза Гриб Курица Тарелка |
Опыт начинают с прочтения всех слов из первого столбца (интервал в 3 секунды), затем испытуемый записывает запомнившиеся слова.
Через 10 минут показывают карточку со словами из второго столбца (время показа 30 секунд), после этого испытуемый записывает те слова, которые запомнил. Дается 10-ти минутный перерыв.
Слова из третьего столбца практикант читает вслух (интервал в 3 секунды), испытуемый шепотом их повторяет, а затем записывает запомнившиеся слова.
Через 10 минут практикант показывает карточки с написанными на них словами из четвертого столбца, читая их вслух. Испытуемый повторяет все эти слова шепотом и ”пишет” в воздухе или на парте пальцем), затем записывает те слова, которые запомнил.
Обработка результатов:
Подсчитывается коэффициент слуховой (зрительной, моторной, комбинированной) памяти по формуле:
n
К = ----- · 100%,
N
где n – количество правильно названных слов, а N – количество всех слов (10 слов). По данной формуле производится обсчет применительно к каждому виду памяти.
При К выше 85 % - высокий уровень, при К от 84% до 70% - средний уровень; а при К от 69% и ниже – низкий уровень развития памяти
Сделайте выводы: какой тип памяти преобладает у испытуемого. Дайте испытуемому практические советы о правильной организации запоминания учебного материала с учетом доминирующего типа памяти.