Описательные переменные.
8. географический принцип сегментации (1-й признак в базе данных клиетов – откуда он)
9. соц-демографические переменные (пол, возраст, размер семьи, этап жизненного цикла семьи, уровень доходов, род занятий, образование, религиозные убеждения, раса и национальность) Демографические переменные - самые популярные факторы, служащие основой для различения групп потребителей. Одна из причин подобной популярности состоит в том, что потребности и предпочтения, а также интенсивность потребления товара часто тесно связаны как раз с демографическими признаками. Другая причина кроется в том, что демографические характеристики легче большинства других типов переменных поддаются замерам.
Сегментирование по выгодам - выявление мотивационного фактора, различий в системе ценностей людей, в относительной важности свойств товара для потребителей. Определяя выгоды, покупатели сопоставляют качество, реальные и символические свойства.
Выделяют: (сегментация Янкелевича)
|
|
-сегмент экономии
-сегмент долговечности и качества
- сегмент символизма
Модель выгоды от покупки: выявление мотивов – позволяет исследовать потребительские предпочтения. Выделяются сегменты по мотивам потребителей, разрабатываются специфические маркетинговые стратегии. Для визуализации используется шкала Лайкрета.
Поведенческие переменные
1. статус пользователя (потенциальные поль-ли, впервые использ., регулярно исп., нерегулярно исп., не польз.) Переменной сегментирования выступает регулярность пользования
2.Уровень лояльности (безусловно лоял-н, умеренно л., нелоялен). Выделяют 4 аспекта лояльности:
10. финансовая – если много покупает и от него много денег (смотрят по количеству покупок, заказов за период, есть модель АВС, показывающая регулярность прибыли от каждого клиента А-выс. В-сред., С-низкая)
11. контактная – сколько раз во временной промежуток клиент приходит (кол-во запросов) «Воронка продаж» - закономерность распределения клиентов с момента 1 контакта до момента подписания договора. График в виде воронки. Широкая часть вверху показывает, сколько клиентов находится в начальной стадии процесса, а узкая нижняя – сколько клиентов заключило контракт
12. рекомендательная лояльность - «сарафанное радио» - 2-е место после прямого маркетинга в способах продвижения, обогнало печат. и эл. СМИ.
13. оценочная – система работы с отзывами
3. Интенсивность потребления – сегментация по объему покупок
4. Чувствительность к факторам маркетинга (гарантии, обслуживание, цена, реклама) – близка к выгодам от покупки
Психографические переменные.
|
|
Психографика – наука, которая изучает стили, образы жизни потребителей. Наиболее важные психографические факторы: активность, интересы, мнения и идеи, предпостения, манеры тратить деньги, проводить время.
При психографическом сегментировании покупателей подразделяют на группы по признакам принадлежности к общественному классу (низший, средний, высший), образа жизни (например, традиционалисты, эстеты, жизнелюбы и др.) и/или характеристик личности (увлекающаяся, авторитарная, честолюбивая натура и т.д.). У представителей одной и той же демографической группы могут быть совершенно разные психографические профили.