Знанием называют социальный опыт, результат познавательной деятельности человечества (учёных, религиозных деятелей, оккультистов, просых людей), хранящийся в соответствующих источниках информации. Как социальный опыт человечества выделяют знания следующих видов (рис. 3):
Рис.3. Виды знаний; в основании классификации – социальный опыт человечества
Как отличить научные знания от других видов? Научные знания – это результат процесса познания действительности, проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой, это адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий, фактов.
Понятием называется знание, фиксирующее общие признаки некоторого класса множества объектов или явлений, по которым этот класс отличается от других классов этого множества.
Факт – (от. Лат - сделанное, свершившееся) 1) в обычном смысле – синоним понятий «истина», «событие», «результат». 2) Знание, достоверность которого доказана. 3) В логике и методологии науки – предложения, фиксирующие эмпирическое знание (БЭС).
Суждением называется мысль, выраженная повествовательным предложением. «Суждение 1. - форма мышления,представляющая сочетание понятий из которых одно (субъект) определяется и раскрывается через другое (предикат). 2. – мнение, заключение (Ожегов, с. 779) «Суждение (псих) – одно из логических форм мышления. Суждение есть связь между двумя понятиями (субъектом и предикатом) (Кратк. Психол. Словарь, с. 348)
Отметим, что мнение (воззрение) не является элементом объективного научного знания как результата познания мира и не является ценностью для науки. Мнение – суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к кому-чему-нибудь, взгляд на что-нибудь (Ожегов, с.359).
«Мнение (греч. doxa) – в античной философии недостоверное, субъективное знание, в отличие от достоверного знания – истины» (Фил. Словарь, с.336).
Специфические свойства научного знания: объективность, достоверность, точность, системность.
Знания отдельного человека – это результат познавательной деятельности индивида, хранящийся в его памяти. Приобретение знаний человеком – это приобретение опыта в когнитивной сфере.
Виды научных знаний, приобретаемых учащимися в процессе обучения физике представлены на схеме рис. 4.
Приобретение физических научных знаний (или опыта в когнитивной сфере в процессе изучения физики | ||||
| ||||
1. Предметные знания (сведения в области физики, т.е. знать что). Состав предметных знаний: | ||||
· Основные понятия и величины, отражающие физические свойства явлений природы и мира | ||||
· Научные факты и результаты физических исследований | ||||
· Основные физические законы и закономерности | ||||
· Теории, гипотезы, принципы, постулаты | ||||
2. Методологические знания о методах и способах освоения содержания учебной и научной информации в области физики, о методах и способах научной и профессиональной деятельности, методах познания и истории получения научного знания | ||||
3. Оценочные знания: сравнение и оценка теорий, результатов исследований, погрешностей измерений, прогнозирование и оценка последствий научных открытий (новые виды оружия и т.д.) | ||||
|