1. Забывание — свойство памяти. Кривая Эббингауза.
Известный в ХIХ веке немецкий ученый-психолог Герман Эббингауз, изучавший закономерности процесса запоминания, установил, что:
ü Основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием — в этот период теряется наибольший объем материала (спустя час забывается уже 60% заученной информации).
ü Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее (Эббингауз выучивал текст “Дон-Жуана” Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов).
ü С увеличением повторений скорость заучивания уменьшается. Это значит, что 20 повторений за день не будут намного эффективнее, чем 15.
ü Заучивание в целом эффективнее заучивания по частям. То есть эффективнее учить стихотворение в целом, чем по отдельным частям.
ü Лучше всего запоминаются элементы материала, находящиеся вначале и в конце, чем элементы, находившиеся в середине («эффекта края»).
ü Нужная (необходимая) человеку информация запоминается лучше.
|
|
ü Лучше запоминаются логические последовательности, потом стихи, потом проза. Поэтому чтобы лучше запоминать нужный материал необходимо анализировать его, находить связь между составляющими его смысловыми частями (денотатами); придумывать рифмы.
ü Ассоциации имеют одно из важнейших значений в механизме запоминания и последующего воспроизведения впечатлений;
ü Повтор запоминаемого материала следует осуществлять частями, в несколько проходов в течение определенного периода.
В 1885 году Эббингауз получил кривую забывания, на которой видно, какую часть прочитанного человек помнит через разные промежутки времени.
| |||
|
|
Рис. 1. Зависимость объема информации, сохранённой в памяти (в %) от времени (в днях) с начала её запоминания.
В первые часы объем усвоенной информации быстро падает и от изученного: спустя 20 минут забывается 40% информации, спустя час около 60%, через 10 часов 65%, через день - 70%. Через месяц в голове остается всего 21% от изученного, а кривая забывания становится практически горизонтальной.
Поскольку почти 2/3 информации забываются уже в первые 10 часов, наиболее полезно повторять основные моменты сразу после прочтения. Великий педагог Ушинский писал, что здание надо укреплять, когда оно еще стоит стоит, а не пытаться чинить его, когда оно уже в развалинах. Также именно по этой причине студенту следует повторить сложные моменты утром перед экзаменом и идти сдавать в числе первых.
Эббингауз создал свою методику, основанную на запоминании бессвязных слов и при ее помощи изучал сам механизм процесса запоминания.
|
|
Методика заучивания на основе кривой в режиме «Запомнить надолго» предусматривает 5 повторений через определенные интервалы.
Вы прочитали тему по учебнику.
Первое повторение - сразу по окончании чтения. Обычно это ответы по экзаменационным или контрольным вопросам к изучаемой теме.
Второе повторение - через 20 минут после первого повторения.
Третье повторение – через сутки (т.е. через 24 часа после второго).
Четвертое повторение – еще через день (т.е. через 48 часов после третьего)
Пятое повторение – ещё через два дня (через 72 часа после четвертого).
То есть, последнее повторение осуществляется на 7-ой день после заучивания текста. Схема заучивания в днях приведена в табл. 1.
Табл. 1
Дни, в которые следует устраивать повторения для наилучшего запоминания (затем осуществлять контроль знаний)
Дни | |||||||
Повторения | Первое повторение сразу после чтения. Второе — через 20 минут после первого. | Третье повторение через 24 часа после предыдущего | Четвёртое повто- рение - | Пятое повто-рение |
|
Рис. 2. 5 повторений позволяют информации надолго осесть в памяти.
По оси ординат – объём информации в памяти
Методика заучивания на основе кривой в режиме «Быстрое запоминание“ предусматривает 4 повторения после прочтения темы через следующие интервалы:
Первое повторение - сразу по окончании чтения.
Второе повторение - через 20 минут после первого повторения.
Третье повторение - через 8 часов после второго.
Четвертое повторение - через 24 часа после третьего.
Кривая рис. 1 получена для чисто механического запоминания (стихи, мностранные слова и т.д.0. Физические учебные тексты невозможно запоминать без осмысления. Методика работы с физическими текстами рассмотрена ниже.