Лекция 7. Работа учащихся с учебными

Современные педагогические методы и технологии не формируют умения «преобразовывать» и тем более «генерировать» новые знания, идеи.

Г.С. Альтшуллер предложил систему исполнения действий (СИД) для технических решений изобретательских задач (ТРИЗ), которая успешно применяется некоторыми учителями при решении олимпиадных «нестандартных» задач эвристического плана. Система ТРИЗ, адаптированная к решению физических задач включает следующие этапы:

1. Корректировка формулировки задачи; составление задачи по схеме, выявляющей минусы и достоинства рассматриваемого устройства.

2. Моделирование задачи. Модель отражает структуру конфликтного участка системы и имеющихся ресурсов – пространства, времени, вещества.

3. Определение вещественно-полевых ресурсов, необходимых для решения поставленной задачи.

4. Формирование идеального конечного результата.

5. Выявление и анализ физических противоречий.

По сути, пункты представляют собой обобщённый план действий.

Однако эта система помогает в работе над решением сугубо конструкторских инженерно-технических задач.

8.Школы нового типа (дополнительный материал для чтения студентам, получающих квалификацию «преподаватель»)

Новизна всегда носит конкретно-исторический характер, рождаясь в конкретное время и прогрессивно решая задачи этого исторического этапа. Она может стать достоянием многих, нормой, общепринятой практикой. Несмотря на масштабность инновационного процесса профилизации старшей ступени, специализированные классы с углубленной подготовкой по физике (8-10 час физики в неделю) остаются прерогативой немногих школ.

Такие школы работают в инновационном режиме в соответствии с принципами педагогической допустимости в управлении непрерывным профессиональным образованием, которые включают сохранение ценных педагогических достижений, культурных ценностей и традиций в образовании; развитие образовательной системы; методологическое, научно-методическое и дидактическое единство и преемственность на смежных уровнях профессионального образования; соответствие образовательным и профессиональным потребностям личности, общества, государства.

Среди критериев эффективности инновационных технологий выделяются: критерий развития, в содержание которого входит «наличие ярко выраженного роста личностных достижений», критерий результативности, отражающий рост образовательных результатов учащихся, критерий функционирования, выражающий согласованность инновационных технологий обучения образовательной парадигме (Довга В.Г, с.13).

У процесса освоения новшеств есть два масштаба: освоение новшеств работником (учителем) и освоение новшеств организацией (школой).

В последнее время в педагогическую терминологию прочно вошли понятия "инновационная школа", "школа нового типа». Инновационные школы существенно отличаются от традиционных школ по отношению к учащимся, по образовательным целям, по организации учебного процесса. Главное в такой школе - личность учащегося. Здесь создается атмосфера сотрудничества педагога и учащегося, в которой удовлетворяются потребности в самореализации, самоутверждении, в социальных отношениях, в труде, творчестве. Отличительной особенностью "школы нового типа" выступает личностно-ориентированный процесс обучения. Учителя и воспитатели объединяются в единые команды, цель которых руководить самостоятельным обучением учеников, следить за их индивидуальным развитием. А.В. Козулин называет следующие признаки учебных заведений нового типа (Козулин, 1999, с.51-53):

1. интеллектуальная насыщеность содержания образования: оно направлено на получение фундаментальной общеобразовательной подготовки и на углубленное специальное образование различного профиля (в нашем случае - физико-математического);

2. высокий уровень методики обучения: здесь работают лучшие учителя, преподаватели вузов, талантливые педагоги, методисты

3. единая психолого-педагогическая направленность достижения цели: подготовить учащихся к конкретной сфере жизни и профессии, к обучению в вузе;

4. новая система педагогических отношений между воспитателями и воспитанниками: самоконтроль, самодисциплина, открытость позиций, новая этика отношений

По классификации Т. Губановой, в зависимости от ценностных ориентаций школы нового типа делятся на 4 типа:

1) школы педагогов-новаторов;

2) школы, ставящие задачу воспроизводство определённых образцов научного мышления (СУНЦ МГУ и др.), за ними стоят целые научные школы, с ними связаны имена, известные в истории отечественной науки: эти заведения не тиражируемы и их немного;

3) региональные школы, потребность в которых ещё не осознана, так как нет чёткого понимания того, что каждый регион имеет свои запросы, интересы, политические цели, хозяйственные устои и региональное образование, подчинённое этим целям и запросам;

4) конъюктурные учебные заведения, обслуживающие социальные запросы слоев населения, ориентированных на Запад (иностранные языки, менеджмент, маркетинг и т.д) (Губанова, 1992).

Таким образом: Уровнями мастерства человека являются: алгоритмический, эвристический, творческий (продуктивный), отличающийся созданием объективно нового продукта, в т.ч. знания, не известного человечеству. Наиболее известной и методически разработанной формой развития творчества учащихся является проектная деятельность. Оценка творчества учащихся осуществляется с помощью оценочной матрицы, а оценка доклада – с помощью оценочного листа, включающего новизну, актуальность, логичность и последовательность изложения и т.п. Исследовательский ученический проект оформляется по известным правилам оформления научной работы или максимально приближен к этим требованиям.

Библиография

1. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, 1991. – 225 с.

2. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. – 304 с.

3. Беспалько, В.П., Татур, Ю.Г. Системно-методологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. –М.: Высшая школа, 1989. – 144 с.

4. Большой энциклопедический словарь (БЭС) / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Большая Российская энцикл. – СПб.: Норинт, 2001. – 1456 с.

5. Гурина, Р.В. Работа с одарёнными детьми // Физика в школе. – 2003. – №1. – С.73-75.

6. Гурина, Р.В. Начальная профессиональная подготовка учащихся в профильных физико-математических классах: монография. – Ульяновск, УлГУ, 2004. – 290 с.

7. Гурина, Р.В. Оценка творчества учащихся // Физика в школе. 2008. №3. С. 18-22

8. Гурова, О.П. Педагогические условия организации непрерывного общего и начального профессионального образования:Автореф. дис….к.п.н. – Томск, 2000. – 25 с.

9. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.

10.. Извина, О.А. Авторский класс как педагогическая инновация: Автореф. дисс. … канд. пед. наук /О.А. Извина. - Тюмень, 1999. - 23с.

11. Ильин, Г.Л.. Научно-педагогические школы: проективный подход: Монография. М., 1999.

12. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя. – М.: Педагогика, 1987. – 159 с.

13. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Наука, 1982. – 160 с.

14. Килпатрик, В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. – 43 с.

15. Краткий словарь иностранных слов. – Изд. 3-е стереотип. – М.: Сов. Энциклопедия, 1971. – 384 с.

16. Краткий психологический словарь. /Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431с.

17. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности– М.: Изд-во «Эгвес», 2005. – 176 с.

18. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка; РАО. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.

19. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник в 2-х кн.. – М.: Владос, 1998. Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. – 1998. – 574 с. Кн.2. Общие основы. Процесс воспитания. – 1998. – 256 с.

20. Пономарёв, Я.А. Психология творения. – М.: Изд. Московский психолого-социальный ин.-т: Воронеж: Изд-во НПО «Модэк». – 1999. – 480 с.

21. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. – М.: Новая школа, 1996. – 160 с.

22. Поляков, С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания: Дис. доктора пед. наук /С.Д. Поляков. - Ульяновск, 1993. – 398с.

23. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 224 с.

24. “Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей. Книга для учителя”. Под ред. В. Г. Разумовского, -М., “Просвещение, 1993. 8. “Концепция Российского образования за период до 2010 года”. МО.

25. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. – 359 с.

Лекция 7. РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНЫМИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: