Сущность и функции цены. Принципы ценообразования. Система цен и их структура

Сущность цены была раскрыта на основе теории тру­довой стоимости. (Смит, Риккардо, Маркс). Суть - цена яв­ляется денежным выражением стоимости товара, т.е. сово­купность труда израсходованного на производство данного товара. Это:

1) Стоимостная парадигма цены. Есть ещё:

2) Потребительская парадигма - основой цены служит полезность товара, его потребительная стоимость.

3) Меловая парадигма - цена обуславливаемая соот­ношением спроса и предложения.

ц = с-ипсмс

Где С - трудовая стоимость товара;

Ипс - индекс потребительской стоимости;

Имс - индекс меловой стоимости.

Функции цены:

1) Измерительная - цена измеряет в единых признанных денежных знаках стоимость товара.

2) Регулирующая - уравновешивание спроса и предложе­ния.

3) Распределительная - повышая или понижая цены можно перераспределить доходы и прибыль регионов, отраслей, социальных групп, семей и т.д.

4) Контрольная - цены переводят материально-вещественное природное богатство в стоимостные и фи­нансовые показатели.

5) Плановая- - осуществляется анализ влияния цен на пла­нируемые процессы.

6) Социальная - изменение различных цен вызывает пере­распределение доходов и расходов населения.

7) Стимулирующая - цены стимулируют заинтересован­ность фирм в повышении объемов производства.

Ценообразование - это процесс, способ формирования и изменения цен, их уровней, соотношения и структуры.

Принципы:

1) Научность ценообразования - цена устанавливаются с учетом действий многих экономических законов.

•2) Единая целевая направленность государственной поли­тики в отдельных областях ценообразования.

3) Непрерывность ценообразования при сочетании ста­бильности цен с их гибкостью.

4) Отражение в уровне цен капиталоёмкости производства продукции.

5) Дифференциация цен на отдельные виды продукции.

Система цен:

1)Оптовая цена - это цена по которой продукция реализу­ется крупными партиями в условиях оптовой торговли. По этим ценам производятся расчет между фирмами и организациями.

2) Розничная цена - это цена по которой товары продаются в розничной торговой сети (поштучно или небольшими партиями).

Виды оптовых и розничных цен:

1) Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию.

2) Сопоставимые или неизменные цены - используются в экономическом анализе, статистике, планировании, на­учных исследованиях.

3) Мировые цены т.к. в разных странах на одинаковую про­дукцию различные цены.

4) Государственные, кооперативные, комиссионные, аукци­онные, цены колхозного рынка - это розничные цены.

5) Тарифы на услуги транспорта и связи бытовые и комму-

6) Расценки на проектные, строительные монтажные рабо­ты.

7) Проектные цены.

8) Прогнозные, расчетные, плановые цены.

9) Договорные цены.

10) Свободные цены - на mix не распространяется дейст­вие каких-либо государственных ограничений. Продавец - покупатель. В мировой практике цена определяется по затратам:

Ц = С + П +Н

Где:

С - себестоимость;

П - ожидаема прибыль;

Н - надбавки к оптовой цене (или

минус скидка)

При исчислении цены используют два метода:

1) Метод полных затрат.

2) Метод прямых затрат.

Государственное регулирование цен.

Оно может законодательно устанавливать цены: или очень высокие потолок цен, или очень низкие - нижний уровень цен.

Потолок цен – максимальная цена которую продавцу

разрешают запрашивать за свой товар или услугу. Применяется

для ограничения инфляции (пример цена на хлеб)

Нижний уровень цены - минимальная цена, устанав­ливаемая правительством и превышающая цену равновесия. Это когда рыночная система не обеспечивает достаточный уровень доходов определенным группам поставщиков ре­сурсов или производителей.

Выводы:

1. Рынок — это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Предпосыл­ками возникновения рынка служат общественное разделе­ние труда, экономическая самостоятельность (обособлен­ность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства.

2. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой совокупность отдельных рын­ков, прежде всего рынков ресурсов. Рынки классифициру­ются в зависимости от объектов обмена, характера обмени­ваемых товаров, условий функционирования и т.д.

3. Функции рынка определяются решаемыми им зада­чами. Рынок отвечает на вопросы: что, как и для кого произ­водить? Он выполняет ценообразующую, информационную, регулирующую, посредническую и санирующую функции,

4. Конкуренция — одно, из основополагающих понятий рыночной экономики..Это движущий механизм рынка, фак­тор внутреннего развития, борьба участников рынка за луч­шие условия производства и реализации продукции.

Конкурентный рынок способствует достижению эффек­тивности производства и оптимальному распределению эко­номических ресурсов. Принято различать конкуренцию со­вершенную и несовершенную, монополистическую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную. Условием для формирования конкуренции служат определенные пред­посылки, создание необходимой институциональной среды.

5. Экономическая деятельность связана с неопределен­ностью и риском. Неопределенность выбора обусловливает­ся неполнотой и неточностью информации, неизбежностью ошибок в процессе прогнозирования. Не существует «патен­тованных» рецептов снижения риска. Повышению надежно­сти выбора могут служить диверсификация размещения средств, всесторонняя оценка принимаемых решений

6. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Вместе с тем рынок ну­ждается в институциональном регулировании. Отклонения от условий совершенной конкуренции свидетельствуют о не­совершенстве рынка.

7. Рынок не способен противостоять монополистиче­ским тенденциям. Он непригоден для устранения внешних эффектов. Рынок не заинтересован и не может производить общественные блага. Он не способен обеспечить социальные гарантии и противодействовать социальному' расслоению. Несовершенства рынка нейтрализуются мерами государст­венной экономической и социальной политики.

ТЕМА №5 «Конкуренция и монополия»

1 Вопрос - Понятие о конкуренции и её роль в экономическом развитии.

2 Вопрос - Монополии.

3 Вопрос - Антимонопольная политика и её законодательные основы.





Подборка статей по вашей теме: