Сущность цены была раскрыта на основе теории трудовой стоимости. (Смит, Риккардо, Маркс). Суть - цена является денежным выражением стоимости товара, т.е. совокупность труда израсходованного на производство данного товара. Это:
1) Стоимостная парадигма цены. Есть ещё:
2) Потребительская парадигма - основой цены служит полезность товара, его потребительная стоимость.
3) Меловая парадигма - цена обуславливаемая соотношением спроса и предложения.
ц = с-ипс-имс
Где С - трудовая стоимость товара;
Ипс - индекс потребительской стоимости;
Имс - индекс меловой стоимости.
Функции цены:
1) Измерительная - цена измеряет в единых признанных денежных знаках стоимость товара.
2) Регулирующая - уравновешивание спроса и предложения.
3) Распределительная - повышая или понижая цены можно перераспределить доходы и прибыль регионов, отраслей, социальных групп, семей и т.д.
4) Контрольная - цены переводят материально-вещественное природное богатство в стоимостные и финансовые показатели.
5) Плановая- - осуществляется анализ влияния цен на планируемые процессы.
6) Социальная - изменение различных цен вызывает перераспределение доходов и расходов населения.
7) Стимулирующая - цены стимулируют заинтересованность фирм в повышении объемов производства.
Ценообразование - это процесс, способ формирования и изменения цен, их уровней, соотношения и структуры.
Принципы:
1) Научность ценообразования - цена устанавливаются с учетом действий многих экономических законов.
•2) Единая целевая направленность государственной политики в отдельных областях ценообразования.
3) Непрерывность ценообразования при сочетании стабильности цен с их гибкостью.
4) Отражение в уровне цен капиталоёмкости производства продукции.
5) Дифференциация цен на отдельные виды продукции.
Система цен:
1)Оптовая цена - это цена по которой продукция реализуется крупными партиями в условиях оптовой торговли. По этим ценам производятся расчет между фирмами и организациями.
2) Розничная цена - это цена по которой товары продаются в розничной торговой сети (поштучно или небольшими партиями).
Виды оптовых и розничных цен:
1) Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию.
2) Сопоставимые или неизменные цены - используются в экономическом анализе, статистике, планировании, научных исследованиях.
3) Мировые цены т.к. в разных странах на одинаковую продукцию различные цены.
4) Государственные, кооперативные, комиссионные, аукционные, цены колхозного рынка - это розничные цены.
5) Тарифы на услуги транспорта и связи бытовые и комму-
6) Расценки на проектные, строительные монтажные работы.
7) Проектные цены.
8) Прогнозные, расчетные, плановые цены.
9) Договорные цены.
10) Свободные цены - на mix не распространяется действие каких-либо государственных ограничений. Продавец - покупатель. В мировой практике цена определяется по затратам:
Ц = С + П +Н
Где:
С - себестоимость;
П - ожидаема прибыль;
Н - надбавки к оптовой цене (или
минус скидка)
При исчислении цены используют два метода:
1) Метод полных затрат.
2) Метод прямых затрат.
Государственное регулирование цен.
Оно может законодательно устанавливать цены: или очень высокие потолок цен, или очень низкие - нижний уровень цен.
Потолок цен – максимальная цена которую продавцу
разрешают запрашивать за свой товар или услугу. Применяется
для ограничения инфляции (пример цена на хлеб)
Нижний уровень цены - минимальная цена, устанавливаемая правительством и превышающая цену равновесия. Это когда рыночная система не обеспечивает достаточный уровень доходов определенным группам поставщиков ресурсов или производителей.
Выводы:
1. Рынок — это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства.
2. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой совокупность отдельных рынков, прежде всего рынков ресурсов. Рынки классифицируются в зависимости от объектов обмена, характера обмениваемых товаров, условий функционирования и т.д.
3. Функции рынка определяются решаемыми им задачами. Рынок отвечает на вопросы: что, как и для кого производить? Он выполняет ценообразующую, информационную, регулирующую, посредническую и санирующую функции,
4. Конкуренция — одно, из основополагающих понятий рыночной экономики..Это движущий механизм рынка, фактор внутреннего развития, борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.
Конкурентный рынок способствует достижению эффективности производства и оптимальному распределению экономических ресурсов. Принято различать конкуренцию совершенную и несовершенную, монополистическую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную. Условием для формирования конкуренции служат определенные предпосылки, создание необходимой институциональной среды.
5. Экономическая деятельность связана с неопределенностью и риском. Неопределенность выбора обусловливается неполнотой и неточностью информации, неизбежностью ошибок в процессе прогнозирования. Не существует «патентованных» рецептов снижения риска. Повышению надежности выбора могут служить диверсификация размещения средств, всесторонняя оценка принимаемых решений
6. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Вместе с тем рынок нуждается в институциональном регулировании. Отклонения от условий совершенной конкуренции свидетельствуют о несовершенстве рынка.
7. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. Он непригоден для устранения внешних эффектов. Рынок не заинтересован и не может производить общественные блага. Он не способен обеспечить социальные гарантии и противодействовать социальному' расслоению. Несовершенства рынка нейтрализуются мерами государственной экономической и социальной политики.
ТЕМА №5 «Конкуренция и монополия»
1 Вопрос - Понятие о конкуренции и её роль в экономическом развитии.
2 Вопрос - Монополии.
3 Вопрос - Антимонопольная политика и её законодательные основы.