Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой, акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления высоких монопольных цен и извлечении монопольной прибыли.
Монополия - это соглашение или объединение крупных предпринимателей с целью захвата производства товаров, установлению высоких цен и получения высоких прибылей.
Виды:
1. Естественная (угольные шахты, транспорт, воздушный флот, электроэнергетика)
2. Легальные (образованные законно на основании патента)
3. Искусственные (сосредоточение в чьих-то руках рынка или производство товара).
Формы искусственных монополий:
1. Картель - соглашение крупных капиталистов одной отрасли о размерах производства, о ценах и рынках сбыта.
2. Синдикат - соглашение о размерах производства и создание общеторговой конторы для сбыта товаров.
3. Трест - объединение капиталистов одной отрасли, где производство и сбыт товаров осуществляется общим руководством.
|
|
4. Концерн объединение отдельных предприятий разных отраслей под контролем одной финансово-экономической группы.
Монополия в узком смысле - это рыночное господство одного продавца. В широком же - это любое господствующее положение в какой либо сфере деятельности.
Формы рыночного господства:
1. Рыночное господство продавцов:
- Одного (монополия)
- Нескольких (олигополия);
2. Рыночное господство покупателей:
- Одного (монопсония)
- Нескольких (олигопсония) Признаки монополии:
- Контроль над ценами;
- Высокая доля в производстве;
- Доминирование на рынке.
Основные виды монополии:
1. Естественная - по объективным причинам (энергетика, железные дороги, газоснабжения, связь,...)
2. Искусственная - специально созданная (картели, тресты, концерны, синдикаты,...)
Картель - это соглашение между производителями о разделе рынка на сферы влияния.
Синдикат - это соглашение сбытия продукции по определенным ценам.
Трест - это полное объединение предприятий.
Концерн - это многоотраслевое объединение во главе холдинга.
Холдинг - главная компания которая сосредотачивает у себя акции участников концерна
Положительные факторы монополии:
- в определенных отраслях боле эффективна (газовая отрасль,...)
- больше средств и стимулов к развитию НТП;
- выдержать конкуренцию в рамках монополии легче.
Отрицательные факторы монополии:
- нерациональное распределение ресурсов;
- усиление неравенства доходов:
- экономический застой и торможение НТП;
- опасность для политической демократии.
Модели рынка | Число фирм | Контроль за ценой | Вступление в отрасль | Примеры | |
Чистая конкуренция | Очень большое | Отсутствует | Совершенно свободное | Сельское хозяйство, услуги фондовых бирж | |
Чистая монополия | Одна | Очень значительная | Практически исключено | по обмену валют. Электро – газо, водо снабжение, связь,… | |
Монополистическая конкуренция | Много | Очень ограниченный | Сравнительно свободно | Производство мебели, одежды, обуви | |
Олигополия | Несколько | Значительный (особенно при сговоре) | Очень затруднено ■ | Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, оптовая торговля | |
|
|