Рентабельность фирмы

Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса. Динамичность рыночных отношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности.

Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат —прибыль —сопоставляется с затратами или с используемыми ресурсами. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Соизмерение прибыли с затратами или ресурсами характеризует рентабельность. Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, а, следовательно, может использоваться при сравнении различных субъектов хозяйствования. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.

Выделяют показатели рентабельности, используемые для оценки эффективности применяемых в производственной, коммерческой и иной деятельности авансированных ресурсов и затрат, и показатели, на основе которых определяют доходность и эффективность использования имущества.

Оценочным показателем производственно-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования является рентабельность продаж. Она отражает уровень спроса на продукцию, работы и услуги, т. е. насколько правильно субъект хозяйствования определил товарный ассортимент и товарную стратегию. Рентабельность продаж характеризует отношение прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг), выраженное в процентах:

Rпродаж = Пч/ Vpп x 100%,

где Пч —чистая прибыль,

Vpn —объем реализованной продукции, работ, услуг.

Одним из условий процветания фирм является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на реализуемые товары. Однако данный процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, роль дефлятора цены в формировании доходности понижается. Это переключает сферу усилий руководства на контроль за внутренними факторами роста прибыли, снижением материалоемкости, трудоемкости, повышением фондоотдачи основных фондов и изменение объема, качества и структуры продукции, на уровень организации и управления, на структуру капитала и его источников, на прибыль по видам деятельности и ее использования.

Фирма может выпускать несколько видов продукции. Чтобы определить влияние рентабельности отдельных изделий на общую рентабельность продукции, необходимо:

• определить удельный вес каждого вида продукции в объеме реализации;

• рассчитать индивидуальные показатели рентабельности;

• определить величину влияния рентабельности отдельных изделий на ее среднюю величину;

Для этого необходимо значение индивидуальной рентабельности умножить на долю изделий в общем объеме реализованной продукции:

Rпродаж =Σi=1nRi*qi

где Ri—рентабельность i-ro вида изделия;

qi доля i-ro вида продукции в общем объеме реализации;

n—количество выпускаемых изделий.

Рентабельность капитала характеризует величину прибыли с каждого вложенного рубля средства фирмы.

Основными показателями рентабельности капитала являются:

•рентабельность активов (имущества);

•рентабельность текущих активов;

•рентабельность инвестиций;

•рентабельность собственного капитала.

Рентабельность имущества = Прибыль в распоряжении фирмы/ Средняя величина активов х 100 %.

Рентабельность имущества показывает, сколько единиц прибыли получено с единицы стоимости активов независимо от источника привлечения средств.

Под прибылью в распоряжении фирмы понимают прибыль, остающуюся после оплаты налогов и погашения расходов, относимых на чистую прибыль:

Рентабельность текущих активов = Прибыль в распоряжении фирмы / Средняя величина текущих активов х 100 %.

Для фирм, работающих на правах акционерных обществ, основным показателем оценки степени доходности вложенных капиталов принято считать отношение чистой прибыли (Пч), балансовой (Пб) или в распоряжении фирмы (П р.п.) к источникам собственного капитала:

Рентабельность собственного капитала = Пб, (Пч) или Пр.п./ Источники собственных средств х 100 %.

Данный показатель характеризует величину прибыли на 1 рубль собственных средств. Коэффициент рентабельности собственного капитала играет важную роль при оценке уровня котировки акций на бирже.

Разница между показателями рентабельности всех активов и собственного капитала обусловлена привлечением внешних источников финансирования. Если заемные средства приносят большие прибыли, чем уплата процентов на этот заемный капитал, то разница может быть использована для повышения отдачи собственного капитала. Однако в том случае, если рентабельность активов меньше, чем проценты, уплачиваемые на заемные средства, влияние привлеченных средств на деятельность фирмы должно быть оценено отрицательно:

Rинв = Пб (Пч) / Источники инвестиционных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: