При изучении новой экономической политики необходимо
избегать упрощенных представлений о НЭПе, необходимо сосре_
доточить свое внимание исключительно на некоторых отдельных
сторонах этой политики.
НЭП — это система последовательных мероприятий по выхо_
ду страны из кризиса, которые диктовались объективными об_
стоятельствами и которые понемногу оформлялись в стремление
запланировать программу построения социализма совокупными
экономическими методами. В НЭПе изъявлено понимание
необходимости «главной перемены всей точки зрения» на социа_
лизм. Формирование новой концепции социализма происходило
постепенно.
Полностью она не была закончена ни В. И. Лениным, ни его
ближайшими соратниками в данном вопросе Н. И. Бухариным
и А. И. Рыковым. дило постепенно.
С такой точки зрения правильное понимание смысла термина
основывается на «новой экономической политике», новой, т. е.
сменяющей старую, военно_коммунистическую, и ставящая на
первый план экономические методы управления. НЭП заканчи_
вается тогда, когда вместо экономических устанавливается абсо_
лютное господство методов чрезвычайных, административных,
насильственных.
Основополагающее направление нэпа заключалось в стиму_
лировании товарно_денежных отношений, предприимчивости,
экономической инициативе, в материальной заинтересованности
каждого предприятия и каждого работника.
Весной 1921 г. по внедрению экономических стимулов в на_
родное хозяйство были предприняты конкретные шаги при вы_
полнении заключений X съезда РКП(б) в новой смене товарооб_
мена по продовольственным делам иного хозяйственного
оборота, продналоги были на 30—50% ниже размеров продраз_
верстки, вычислялись из площади посева и заранее объявлялись
крестьянам.
В 1923—1924 гг. по желанию крестьян было разрешено вно_
сить продналог продуктами и деньгами. Легализация рыночных
отношений порождала перестройку целого хозяйственного меха_
низма. В 1921—1924 гг. проводятся реформы управления торго_
влей, промышленностью, кооперацией, денежная и кредитно_
финансовая реформы и т.п.
В ходе перестройки системы управления государственной
промышленностью вместо полусотни прежних отраслевых глав_
ков и центров ВСНХ было организовано 16 управлений. Число
служащих сократилось с 300 тыс. до 91 тыс. человек.
Аппарат других наркоматов был сокращен. Были ликвидиро_
ваны комиссия ГОЭЛРО и ряд наркоматов. Госплан стал цен_
тральным органом перспективного государственного планирова_
ния. После завершения военных действий численность Красной
Армии была сокращена с 5 млн до 562 тыс. человек.
В 1924 г. была проведена денежная реформа, которая имела
большое экономическое и политическое значение. В народном
хозяйстве твердую денежную единицу получил червонец, ча_
стично конвертируемый и достаточно стабильный. С помощью
этой единицы можно было ввести валютно_торговые операции
как внутри страны, так и за ее пределами.
При переходе к нэпу на частную предпринимательскую дея_
тельность были сняты ограничения. В июле 1921 г. законодатель_
ством были разрешены простые товарищества, с 1 февраля 1922 г.
существовал зарегистрированный Устав первого Акционерного
общества «Кожсырье». Следом за простыми товариществами
ИАО были признаны и остальные конфигурации объединений —
полные товарищества и товарищества с ограничительной ответ_
ственностью.
Для привлечения иностранного капитала советское государ_
ство акционировало собственные предприятия, которое в свою
очередь обеспечивало таким предприятиям возможность работы
на хозяйственном расчете.
К концу 1924 г. имелось 40 государственных АО, смешанных
АО — 47, из них 12 — с участием иностранного капитала. Сравни_
тельное небольшое число АО устанавливается относительно за
счет постановления СТО от 1 августа 1922 г. минимальная вели_
чина уставного капитала АО была зафиксирована на очень вы_
соком уровне — 100 тыс. золотых рублей.
А период НЭПа относительно широкое распространение
в сфере деятельности промышленности получает аренда.
На 1 сентября 1922 г. в аренду в наличие было сдано 3800 заведе_
ний, на которых было занято в общей сложности 680 тыс. рабочих.
Около половины из них арендовали частные лица. В этот период
частные предприятия обеспечивали около 1/5 промышленного
производства России.
Если государство в 1920_е гг. сохраняло господствующие по_
зиции в области деятельности оптовой торговли (на его долю
приходилось 70—80% оборота), и в области оптово_розничной
торговли, к частному капиталу имело отношение не меньше по_
ловины объема купли_продажи.
В розничной же торговле частный капитал контролировал
в 1923 г. 83% общего объема деятельности.
Один из авторов новой экономической политики и наиболее
ее последовательный сторонник — А. И. Рыков подчеркивал, что
в области торговли может частный капитал сыграть полезное
и большое значение и сделать невозможным воспроизведение
кризисов сбыта.
В это же время происходит восстановление ярмарок. Так, то_
варооборот Нижегородской ярмарки в 1923 г. достиг 75% от уров_
ня 1917 г. и 50% — от уровня 1913 года.
Новая экономическая политика оказывала содействие возобно_
влению сельского хозяйства. В 1923 г. посевные площади увеличи_
лись до 91,7 млн га, что составило 99,3% к уровню 1913 г. Валовой
сбор зерновых в 1925 г. почти на 20,7% превзошел среднегодовой
сбор за пятилетие 1909—1913 гг.
К 1927 г. в целом довоенный уровень был достигнут и в живот_
новодстве.
В 1920_е гг. на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше
60%), кулаков насчитывалось 3—4%, бедняков — 22—26%, батра_
ков — 10—11%. Общее число крестьянских хозяйств за 1922—1926 гг.
вследствие разделов земли увеличилось на 2,6 млн — на 13% по
отношению к уровню 1913 г.
В годы НЭПа был разработан целый ряд кодексов: Граждан_
ский, Уголовный, Трудовой, Земельный и др.
На основе Гражданского кодекса любой гражданин, достиг_
шей 16_летнего возраста мог получить лицензию на торговлю
в лавках, общественных местах, на рынках, на базарах любыми
продуктами или предметами, на открытие предприятий бытового
обслуживания, магазинов, кафе, ресторанов.
На аренду зданий и помещений, производственного оборудо_
вания, средств транспорта.
Основным обстоятельством владения лицензией была свое_
временная уплата налогов, по первому требованию властей пре_
доставление всех счетов и документальной отчетности, неучастие
в противозаконных финансовых, торговых и прочих операциях.
Аналогичные права и обязанности, установленные для коопера_
тивных фирм.
Земельный кодекс признавал все имеющиеся формы зе_
млепользования: общину, артель, хутора и отруба или их ком_
бинации.
Предоставлялась свобода выбора крестьянам. Не поощрялось,
но и не возбранялось сохранение общины с периодическими
переделами земли.
Крестьянин имел право свободного выхода из общины и в ка_
честве пользователя сохранения за собой надела. Разрешалась
сдача земли в аренду на срок не более 2 лет. Также было запреще_
на купля и продажа надела.
Также допускалось использование наемного труда, но с усло_
вием, чтобы наемные рабочие трудились в равной степени членов
семьи.
Одной из направлений НЭПа было воссоздание биржевого
дела. По утверждению специалистов, биржи в условиях многоу_
кладной экономики стимулировали торговый оборот, содейство_
вали его дисциплинированию путем установления равновесных
цен.
Вначале были возобновлены товарные биржи, и они приобре_
ли максимальное развитие. Постановлением СНК от 20 октября
1922 г. для совершения операций с ценными бумагами были орга_
низованы фондовые биржи.
На 1 октября 1926 г. в стране действовало 114 бирж. Их члена_
ми в начале были 8 514 торгово_промышленных фирм и частных
лиц, 67% приходилось на кооперативные и государственные ор_
ганизации, 33% — на частных предпринимателей.
Биржи стали значимыми центрами коммерческой инициати_
вы, хотя их операции были в основном связаны с движением ре_
ального капитала, а организация свободных торгов только лишь
начиналась.
Осуществление НЭПа содействовало подъему производитель_
ных сил страны и усовершенствованию утверждения крестьян,
рабочих и представителей всех остальных слоев российского об_
щества, того времени.
Еще в начале перехода к НЭПу было объявлено, что она уста_
навливается твердо и на долгий срок.
Но сталинизм пресек демократические тенденции, которые
характерны для периода НЭПа.
Рассмотрим более подробно эволюцию кредитной системы
Советской России в период военного коммунизма и в условиях
новой экономической политики.