Организация личностно-ориентированного образовательного пространства. Построение учебно-воспитательного процесса в адаптивной школе

В психологии "адаптацией" называется свойство организма приспосабливаться к изменениям условий внешней среды, в которой он существует. Это свойство обеспечивает сохранение и поддержание оптимальных условий для функционирования мозга, нервной системы в целом в процессе реализации разнообразных форм деятельности. Поскольку во главу угла адаптивная школа ставит физическое и психическое здоровье своих учащихся, то, реализуя образовательный процесс, школа стремится учитывать "адаптационный потенциал" ребенка, понимая под ним своеобразный резерв прочности к возможным изменениям учебной ситуации и нагрузки. В современной школьной практике немало стрессоров, работающих на снижение адаптационного потенциала, таких как: адаптационный синдром первого класса; перегрузка учебных программ и учебных планов; неправильный выбор педагогических технологий; авторитарный стиль общения. Определяющий признак адаптивной школы - развитие способностей личности к самосовершенствованию на основе учета ее внутренних ресурсов и возможностей.Образовательный процесс в адаптивной школе ориентирован на создание максимально комфортных условий обучения - "ситуацию успеха", так как в основе его реализации лежат субъектно-субъектные отношения всех участников учебно-воспитательного процесса, предоставление учащимся права выбора индивидуальных траекторий обучения исходя из психофизических особенностей и образовательных запросов школьников.Социология рассматривает "адаптацию" как вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта. Всякой социальной среде свойственна изменчивость. Образовательная система - это социальная среда, а значит и ей присуща гибкость, изменчивость, адаптивность. Важнейшим условием успешной адаптации является оптимальное сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности, варьируемое в зависимости от конкретных ситуаций, т.е. правильное определение того, как, насколько и ко всему ли возможна и необходима адаптация. Школа, в которой реализуется адаптивная образовательная система, называется адаптивной школой, в основе ее учебно-воспитательного процесса адаптивная и адаптирующая педагогика. Адаптация школы к ребенку, к его возрастным и психофизическим особенностям достигается системой дифференциации учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и вариантов содержания и методов образования.

Адаптация ребенка к школе обеспечивается тем, что его признают субъектом обучения, предоставляя ему право добровольного и свободного выбора уровня и варианта образования. Адаптация ребенка к школе обеспечивается и опосредованным воздействием на него через родителей, и всем комплексом социальной, психологической и педагогической поддержки, направленной, прежде всего, на то, чтобы помочь ребенку в самоопределении. Так, например, адаптация выпускника к жизни, к реальной социально-экономической ситуации осуществляется через систему предпрофильной и профильной ориентации. Едва ли не самой сложной проблемой в условиях идейного разброда и духовных метаний в обществе является построение воспитательной системы школы. В основу этой многотрудной работы положено признание приоритета ценностного полагания над целеполаганием, т.к. в современной политике страны приоритетным в образовании считается формирование у граждан системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Адаптивная школа видит свое назначение прежде всего в сохранении и развитии личности учащихся, в приумножении человеческого достоинства школьников, воспитании у них толерантности; в формировании у молодых людей сознательного признания универсальности общечеловеческих нравственных начал. Активность ребенка, критическое мышление, ответственность и самостоятельность в принятии решении вера в жизнь - вот что является фундаментом учебно-воспитательного процесса в адаптивной школе. Воспитательная система адаптивной школы представляет собой систему воспитательных приоритетов, соотнесенных с этапами (ступенями) обучения. Выбор приоритетов обусловлен процессом постепенной адаптации растущего человека к социокультурной среде, обеспечение успешности этого процесса требует учета психофизических возрастных особенностей учащихся. Недифференцированная в силу возраста картина мира и спонтанная активность младшего школьника определяет как доминанту воспитание ответственного отношения к жизни через активное сострадание и милосердие. В основной школе акцент педагогических усилий целесообразно переместить на формирование у подростков позитивной Я-концепции. Главным в старшей школе является формирование критического мышления, при этом необходимо параллельно воспитывать признание безусловной ценностью разномыслия (плюрализма) и толерантности - качеств, которые позволяют, сохраняя свое, уважать чужое стремление к истине. Следует подчеркнуть, воспитательный процесс не расчленим на изолированные этапы, речь идет только о расстановке акцентов в зависимости от удельного веса той или иной воспитательной доминанты на разных ступенях становления личности. Будучи открытой образовательной системой, способной адекватно реагировать на стремительно меняющуюся социокультурную ситуацию, адаптивная школа готова к изменениям, к разработке и внедрению новых механизмов для решения комплекса вопросов, связанных с успешной социализацией учащихся, поскольку цель адаптивной школы как образовательного учреждения - создать условия для развития, самоопределения и самореализации личности, для формирования у нее ценностных ориентиров и поведения, достойных человека и адекватных современной ситуации, на основе коррекции содержания и технологии образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и образовательными интересами учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: