Специфика работы психолога службы образования с младшими школьниками. Диагностика психологической готовности к школе

Младший школьный возраст (с 6 — 7 до 10—11 лет) является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика' мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меня­ются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

С одной стороны, как и дошкольник, он отличается подвижно­стью, непоседливостью, импульсивностью поведения, неустойчи­востью внимания, общей недостаточностью воли, отчетливым про­явлением в поведении типологических свойств. С другой — у него формируются характерологические свойства, новый уровень по­требностей, позволяющих ему действовать, руководствуясь своими целями, нравственными требованиями и чувствами, возникает тре­бовательность и избирательность в отношениях со сверстниками, развивается познавательное отношение к миру, дифференциру­ются способности, формируется внутренняя позиция школьника.

Младший школьный возраст обещает ребенку новые достиже­ния в новой сфере человеческой деятельности — учении. В этом возрасте ребенок проходит через кризис развития, связанный с объективным изменением социальной ситуации развития. Она вво-

дит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением на­выков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Поэтому новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него стрессогенной. У каждого ребенка поступающего в школу, повышается психическая напряженность! Это отражается не только на физическом состоянии, здоровье но и на поведении ребенка.

В современной психолого-педагогической среде уже не возникает споров о самоценности и важности этапа дошкольного детства в развитии ребенка. Недооценивание этого периода может привести к серьезным нарушениям личностного, поведенческого, интеллектуального характера. Завершающим же этапом дошкольного детства является формирование готовности ребенка к школьному обучению. Готовность ребенка к школе является результатом успешного обучения и воспитания, обеспечения благоприятных условий для его полноценного развития.

Готовность к школе - овладение умениями, знаниями, способностями, мотивациями и другими необходимыми для оптимального усвоения школьной программы поведенческими характеристиками.

Школьная зрелость - достижение определенного уровня развития, когда ребенок становится способным к обучению в школе.

Компетентность дошкольника - появление способности к адекватной самооценке, которая однако тесно связана с оценкой взрослого, появление стремления быть компетентным в различных областях жизни, возрастающее значение социальных контактов (социально-психологическая готовность).

Выделяют большое количество показателей готовности ребенка к школьному обучению (интеллектуальный, физический, эмоциональный и т.д.), существует огромное количество тестов и методик определения готовности к школе. Рассмотрим социально- психологический компонент готовности к школьному обучению, в структуре которого выделяют:

Коммуникативную компетентность

Социальную компетентность

Языковую компетентность

Социальная компетентность - знание норм и правил поведения, положительное отношение к этим знаниям, умение демонстрировать социальные формы поведения.

Языковая компетентность - уровень речевого развития, который позволяет ребенку в процессе общения свободно использовать свои знания о языке.

Социальную и языковую компетентность можно рассматривать как элементы коммуникативной компетентности - умение использовать вербальные и невербальные средства общения, умение вступать в контакт.

При определении готовности к школьному обучению также широко применяют психолого-педагогическую диагностику. Ее значение:

Недопущение развития школьного невроза (дидактический шок), школьной дезадаптации, различных отклонений психического и личностного развития.

Выявление способности управлять своими психическими функциями, поведением в условиях урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: