Психологическая служба сегодня стала одним из элементов системы образования, основной целью которой является изучение и создание условий, максимально содействующих развитию индивидуальности человека и субъективного начала в нём, наиболее полному раскрытию и развитию индивидуальности ребёнка. Школьный психолог может внести свой вклад в достижении этой цели, если в своей профессиональной деятельности выступает по отношению к образованию проектировщиком и организатором развивающих сфер. Решение этой задачи невозможно без взаимодействия психолога с педагогическим коллективом в целом и конкретными педагогами.
Кроме этого психические перегрузки, которые испытывает учитель ежедневно в своей работе, разрушают его личность, истощают психоэнергетику. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.д. Приходя в класс, переутомлённый учитель утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности. Он становится перевозбуждённым, раздражается, переходит к давлению на ученика, проявляет нетерпение и гнев. По причине хронического переутомления учитель становится не готовым к позитивному принятию нововведений в школе, повышению собственной профессиональной компетентности. Эффективную помощь школьному учителю может оказать психолог.
|
|
З адачи организации работы с педагогами.
- Усиление мотивации педагогов на сотрудничество с психологом, повышение интереса к этой работе.
- Формирование доверительного отношения со стороны педагогов к психологу.
- Развитие представлений педагогов о том, что в работе с психологом они могут выступать как равноправные субъекты.
- Создание предпосылок для развития способности педагогов к анализу и самоанализу педагогической деятельности в противовес оценочному подходу.
- Разработка стратегии и тактики работы психолога по повышению психологической компетентности педагогов.
- Разработка системы тренинговых занятий для педагогов.
Принципы построения работы с педагогами:
- принцип личностно-ориентированного стиля общения с педагогами;
- принцип сотрудничества: формирование новых знаний, нового опыта в ходе совместной работы психолога педагога у каждого из участников взаимодействия;
- принцип дифференцированного подхода: учёт индивидуальных особенностей педагогов;
- принцип безопасности: создание атмосферы доброжелательности, гарантии конфиденциальности данных;
- принцип эмоционального комфорта: создание при взаимодействии с педагогами атмосферы, помогающей им раскрывать свои ресурсы и возможности и адекватно воспринимать обратную связь;
- принцип вариативности, гибкости: готовность психолога учитывать при взаимодействии с педагогами нестабильность их эмоционального состояния и непредсказуемость самой ситуации общения.
Залогом успешной работы психолога с педагогами также является многообразие применяемых форм и методов психологического сопровождения: консилиум, организационно- деловые и ролевые игры, тренинги, лекции, семинары, дискуссии, открытый психологический анализ урока.
|
|
Работа с педагогами включала несколько этапов.
1. Анкетирование и тестирование педагогов.
2. Проведение анкетирования учащихся с целью получения обратной связи об их взаимодействии с учителями.
3. Индивидуальные и групповые консультации.
4. Круглые столы, семинары (“Конфликты: причины и способы выхода из них”).
5. Методические объединения кл. руководителей.
6. Психолого-медико-педагогические консилиумы.
7. Педсоветы.
8. Педагогические тренинги, которые включают в себя ситуации, с которыми учитель сталкивается в своей работе и семейной жизни – в общении с “трудными” учащимися, восстановление сил после напряжённого урока, разрешение педагогических и семейных конфликтов.