· Модель взаимодействия человека и организационного окружения
· Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения
· Вхождение человека в организацию
· Ролевой аспект взаимодействия человека и организации
Человек, являясь членом организации, работая в организации, постоянно взаимодействует с организационным окружением. Это взаимодействие далеко не всегда складывается безоблачно, хотя бы потому, что не всегда ожидания, интересы человека, его непосредственного окружения и организации в целом совпадают. Каждый человек, входя в новую организацию, сталкивается с множеством проблем взаимодействия с организационным окружением. Много сложностей возникает и самом организационном окружении, так как оно обязательно претерпевает изменения, иногда и деформации с появлением нового члена в организации. Установление безболезненного, не напряженного, устойчивого взаимодействия – это очень сложный и многоплановый процесс, требующий больших усилий как со стороны руководителей организации, так и со стороны самого человека, и он очень важен для обеих сторон, потому что без гармоничного взаимодействия нет хороших результатов работы.
|
|
Для того, чтобы понять, как строится взаимодействие человека с организацией, в чем суть проблемы этого взаимодействия рассмотрим модель взаимодействия человека с организационным окружением.
Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций: 1) с позиции взаимодействия человека с организационным окружением (в этом случае человек находится в центре модели) и 2) с позиции организации, включающей в себя индивидов (в этом случае организация как целое является исходной точкой рассмотрения).
В случае, если исходным в рассмотрении взаимодействия человека и организационного окружения выступает человек, модель этого взаимодействия может быть представлена следующим образом (рис. 1.1)
Организационное окружение |
Стимулирующее воздействие |
Человек |
Реакция на стимулирующее воздействие |
Действия, поведение |
Результаты работы |
Рис.1.1. Модель включения человека в организационное окружение
· Человек, взаимодействуя с организационным окружением, получает от него побуждающие к действию стимулирующие воздействия.
· Человек под воздействием стимулирующих сигналов со стороны организационного окружения осуществляет определенные действия.
· Действия, осуществляемые человеком, приводят к выполнению им определенных работ и одновременно оказывают определенное воздействие на организационное окружение.
Результаты работы состоят из двух частей. Первая – это то, чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, какие собственные проблемы, вызванные стимулирующими воздействиями, он решил. Вторая – что он сделал для организационного окружения, для организации в ответ на стимулирующие воздействия, которые организация применила по отношению к человеку.
|
|
В случае рассмотрения взаимодействия человека с организационным окружением с позиции организации в целом системная модель этого взаимодействия имеет следующий вид (рис. 1.2).
Окружающая среда |
ОРГАНИЗАЦИЯ Вход Преобразователь Выход Человек Поведение Продукт Цели Действия Услуга Структура Процессы Техника и т.д. |
Рис. 1.2. Модель включения человека в организационное окружение с позиций организации.
Организация как единый организм, имеющий вход, преобразователь и выход, взаимодействуя с внешним окружением определенным образом, соответствующим характеру и содержанию этого взаимодействия, включает человека как элемент организации в процесс организационного и материального обмена между организацией и средой. В данной модели человек рассматривается как составная часть входа и выступает в роли ресурса организации, который она, наряду с другими ресурсами, использует в своей деятельности.
Уточним, что же мы понимаем под организационным окружением. В самом общем виде организационное окружение – это та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы в ней. В первую очередь это рабочее место и его непосредственное окружение.
Однако для большинства людей организационное окружение значительно шире их рабочего места и включает такие характеристики и составляющие организации, как производственный профиль, положение на рынке, размер организации, ее месторасположение, руководство, организационная структура, правила поведения и внутренний распорядок, условия работы, система оплаты, система социальных гарантий, философия организации, общение, трудовые отношения, коллеги и еще многое другое.
Каждый член организации имеет свое собственное окружение, так как, во-первых, он выделяет для себя те характеристики, которые для него важны, и, во-вторых, потому что он сам обычно занимает вполне определенное место в организационном окружении, выполняет определенные функции и осуществляет определенную работу.
Возможности включения человека в организационное окружение, называемые социализацией, зависят не только от характеристик этого окружения, но и в равной мере от характеристик человека. Каждый человек имеет многоплановую структуру личности, и во взаимодействие с организацией он вступает не как механизм, выполняющий конкретные действия и операции, а как разумное и сознательное существо, обладающее устремлениями, желаниями, эмоциями, настроением, имеющее воображение, разделяющее определенные верования и следующее определенной морали.
Как бы человек и организация ни стремились свести свое взаимодействие только к выполнению определенных работ на определенном рабочем месте, у них этого никогда не получится. Взаимодействие человека и организацией всегда шире, так как человек не может быть низведен до состояния машины, а организационное окружение – до рабочего места.
В каждой конкретной ситуации возникновения трудностей и проблем взаимодействия человека с организационным окружением могут быть найдены конкретные, соответствующие данной ситуации причины, породившие эти проблемы. Однако, несмотря на ситуационность этих проблем, можно указать на два основополагающих момента, которые лежат в основе большинства причин, вызывающих непонимание, противодействие и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением. Этими моментами являются:
|
|
· ожидания и представления человека об организационном окружении и его месте в нем;
· ожидания организации в отношении работника и его роли в ней.
Не всегда эти ожидания совпадают.
Имея определенное представление о себе самом и своих возможностях, обладая определенными знаниями об организации и, наконец, исходя из своих целей и текущих возможностей, человек (индивид) вступает во взаимодействие с организацией, предполагая занять в ней определенное место, выполнять определенную работу и получать определенное вознаграждение. Организация в соответствии со своими целями, организационной структурой, спецификой и содержанием работы предполагает взять работника, обладающего соответствующими квалификационными и личностными характеристиками, чтобы он играл определенную роль в организации, выполняя определенную работу, давая требуемый результат, за который полагается определенное вознаграждение (рис. 1.3).
Ожидания и представления индивида об организационном окружении и о его месте в нем Место человека в организации Выполняемая работа Желательное вознаграждение | Ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней Квалификационные и личностные характеристики для выполнения определенной роли и функций Требуемый результат работы Возможное вознаграждение |
Рис 1.3. Основа конфликта во взаимодействии человека и организации
Свести, сделать соответствующими друг другу ожидания человека и ожидания организации очень трудно, так как они складываются из множества отдельных ожиданий, для стыковки которых нужно обладать искусством управления высокого класса. Конкретизируем основные ожидания индивида и организации на практическом занятии.
Для того чтобы стыковать ожидания человека и организации по отношению друг к другу и тем самым устранить или уменьшить до минимума проблемы, которые возникают между человеком и организационным окружением, важно четко представлять то, на какое место в организации претендует человек, какие роли он может и готов выполнять и какую роль ему предполагает дать организация. Очень часто именно несоответствие роли, которую предлагает организация, является основой конфликта между человеком и организационным окружением.
|
|
Как это несоответствие предотвратить? Возможны два подхода к установлению соответствия роли и места (рис.1.4). Первый подход состоит из того, что роль является основополагающей в установлении этого соответствия, при втором подходе отправной точкой является место, на которое претендует человек, и его потенциал исполнения ролей. При первом подходе человек подбирается для выполнения определенной работы, осуществления определенной функции, т.е. для исполнения определенной роли в организации. При втором подходе работа подбирается человеку таким образом, чтобы она лучше всего соответствовала его возможностям и его претензиям на определенное место в организации. Первый подход является традиционным и наиболее распространен в современной практике менеджмента. Второй подход также имеет практическую реализацию преимущественно в рамках японского типа управления. При этом, несмотря на повышенную сложность реализации, наблюдается тенденция к расширению использования в мировой практике менеджмента идей, элементов второго подхода.
Человек подбирается для выполнения определенной работы или функции | Работа или функция подбирается для человека |
изучение работы описание работы определение квалификационных требований отбор кандидатов по квалификационным требованиям назначение человека на определенную работу | изучение возможностей и стремлений человека закрепление за человеком определенного места в организации подбор работы, наиболее соответствующей возможностям и месту человека закрепление работы за человеком |
Рис. 1.4. Два подхода к установлению взаимодействия человека и организации
Каждому человеку в жизни не один раз приходится переживать процесс вхождения в организацию. Находиться в организации, быть ее членом, и входить в организацию, становиться ее членом – далеко не одно и то же.
Вхождение человека в организацию всегда сопряжено с решением нескольких проблем, которые обязательно сопутствуют этому процессу.
Во- первых, это адаптация человека к новому окружению, которая не всегда происходит успешно и успех которой зависит от правильного взаимодействия обеих сторон: человека и организационного окружения.
Во- вторых, это коррекция или изменение поведения человека, без которых во многих случаях невозможно войти в организацию.
В-третьих, это изменения и преобразования в организации, которые происходят даже тогда, когда организация уже имеет «свободное место» для человека и сама его принимает на это место в соответствии с ее потребностями и критериями отбора. Данные проблемы определяют не только, сможет ли человек войти в организацию. От их решения во многом зависит и то, как человек будет функционировать в организации, как будет строиться его взаимодействие с организацией. Раскрывая механизм вхождения человека в организацию необходимо остановиться на ряде моментов:
- обучении при вхождении в организацию;
- влиянии организации на процесс вхождения;
- завершении процесса включения нового человека в организацию;
- развитии чувства ответственности перед организацией;
- усвоении норм и ценностей (организационной культуры) организации новым сотрудником.
Необходимым условием успешного вхождения в организацию для каждого ее нового члена является изучение системы норм, правил и поведенческих стереотипов, характерных для данной организации. При этом нет необходимости изучать всю совокупность ценностей и норм, существующих в организации. Важно знать те из них, которые являются основными, ключевыми на первом этапе взаимодействия человека с организационным окружением и без знания которых могут возникнуть неразрешимые конфликты между человеком и окружением. Это могут быть миссия и основные цели организации, обязанности, поведенческие стандарты и другое, что вы посчитаете необходимым включить в этот список на практическом занятии. Вступая в организацию человек должен уяснить для себя, каким нормам он должен следовать в общении с коллегами, как следует интерпретировать деятельность организации, в какой форме и по каким вопросам обращаться к руководству, в каком виде принять ходить на работу, как принято распоряжаться рабочим временем, а также временем, отведенным для отдыха.
Установление системы таких первоочередных норм и ценностей и соответствующее их описание является важной задачей руководства, в частности лиц, ответственных в организации за кадры. Вступающий в организацию человек также должен осознать значимость и необходимость этого обучения и рассматривать его как часть «цены», которую он должен заплатить за вхождение в организацию. При этом он должен понимать, что это поможет ему существенно сократить «плату» за конфликты, которые могут возникать между ним и организационным окружением в будущем.
Возможны два различных процесса обучения. Первый – это процесс обучения человека, понимающего нормы и ценности организации по той причине, что его предыдущий опыт был связан с работой в схожей по ценностям, нормам и поведенческим стереотипам организации. В этом случае новому члену организации необходимо в основном сконцентрироваться на конкретных фактах проявления знакомых ему норм и принципов поведения и общения с целью подстройки своего поведения к конкретным условиям организации. Необходимые знания и информацию он может получить, наблюдая поведение отдельных работников, которые все делают правильно путем выяснения и бесед с коллегами и руководством и, наконец, путем непосредственного инструктажа со стороны соответствующих лиц.
Второй процесс разворачивается тогда, когда входящий в организацию человек приходит из среды с существенно отличными ценностями и нормами поведения. В этом случае встает очень серьезная задача познания себя как носителя другой системы ценностей и норм и отхода от этих норм и ценностей. А уже только после этого может начаться усвоение новых норм и ценностей, которые существуют в организации и которым он должен следовать, становясь членом этой организации. Второй процесс обучения при вхождении человека в организацию существенно сложнее первого. Так как он требует не только внимательного изучения того, что делается в организации, как ведут себя ее члены, но и изучения своего поведения с целью отказа от поведенческих норм от поведенческих норм, неприемлемых в новой организации, и пересмотра отдельных ценностей в соответствии с тем, какие ценности приняты в новой организации.
Отобрав человека для работы, для исполнения им определенной роли, организация исходит из того, что этот человек ей нужен и будет полезен. Поэтому удержание человека и его адаптация к условиям труда в организации является исключительно важной задачей, за решение которой в первую очередь ответственно управление организацией. Успех вхождения человека в организацию зависит от того, насколько этот человек смотивирован на вхождение в организацию, и от того, насколько организация на начальном этапе вхождения в состоянии его удержать.
Для того, чтобы удержать входящего в организацию человека, могут быть применены разные приемы: меры долгосрочной материальной поддержки, выходящие за рамки зарплаты, обещания в будущем продвижения по службе или предоставления интересных мест работы, предоставления за счет организации возможностей обучения и развития, предоставление на льготных условиях жилья и многое другое.
При вхождении нового работника в организационное окружение организация одновременно должна решать три задачи:
1) разрушать старые поведенческие нормы входящего человека;
2) заинтересовывать его в работе в организации;
3) прививать ему новые нормы поведения.
Все эти процессы идут параллельно, в тесной взаимосвязи и достигаются набором определенных приемов и методов.
1. Необходима оптимальная загрузка человека работой. Отрицательные результаты дают как недозагруженность на работе, постановка упрощенных задач, так и большая загруженность и очень сложные задачи.
2. Нужно помнить, что обычно заинтересовывают человека такие производственные задачи, которые требуют проявления самостоятельности, которые необычны, которые выходят за рамки привычных работнику стереотипов поведения.
3. Ускоренной адаптации к новому организационному окружению способствует создание групп из начинающих членов организации с включением в эти группы сотрудников, имеющих продолжительный опыт работы в организации. Это позволяет новичкам не только быстрее и лучше понять организационное окружение, но и установить с ним на начальном этапе более тесный контакт.
4. Удержанию нового члена организации и его ускоренной адаптации очень способствуют беседы с руководством, а также разъяснения и рекомендации, даваемые руководством. Такие встречи и указания придают новичку чувство уверенности, снижают ощущения потерянности и ненужности, которые обычно появляются при вхождении в новое организационное окружение, и резко повышают чувство причастности к делам организации.
Успешно организованный процесс включения человека в организационное окружение приводит к тому, что у него появляются чувства ответственности за дела организации и устойчивые внутренние обязательства по отношению к организации. Если процесс ориентации нового сотрудника завершается этим, то организация может считать, что добилась значительного результата.
Эффективными способами воспитания чувства ответственности у нового сотрудника перед организацией являются:
- заметные, большие вложения в него на начальном этапе (если много вкладывают, возникает чувство долга, необходимости отдачи);
- привлечение руководством работников к обсуждениям проблем организации, принятию решений (это развивает чувство сопричастности к делам организации, ответственности за результаты этих решений и деятельности организации в целом).
Завершающей стадией процесса включения нового человека в организацию является его переход в полноправные члены организации. С точки зрения организации, этот переход может осуществляться тогда, когда новый член организации реально, а не на словах, освоил ее нормы и ценности. Для человека этот процесс состоит в том, что организация делает его полноправным членом и соответствующим образом указывает на это. Назовем некоторые наиболее распространенные формы этого перехода: перевод с работы по испытательному сроку на постоянную работу, присвоения титула, звания или категории, наделение определенными полномочиями по принятию решений, допуск к конфиденциальной информации, к участию в мероприятиях для ограниченного круга лиц и т.п. В какой бы форме этот переход не происходил, важно, чтобы новому сотруднику было совершенно ясно. Что он окончательно принят организацией и стал ее полноправным членом.
Степень включения человека в организацию, успешность или неуспешность процесса его адаптации к организационному окружению во многом зависит от того, насколько человек усвоил и принял нормы и ценности организации.
Все нормы и ценности организации с точки зрения ее миссии, целей и организационной культуры могут быть разделены на две группы: безусловно необходимые для принятия всеми членами организации и принятые, но не обязательно необходимые нормы и ценности.
Входя в организацию, человек сталкивается со многими нормами и ценностями, узнает о них от коллег, проспектов, руководителей, нормативных документов. Человек может принять все нормы и ценности организации, может принять часть из них, может не принять их совсем. Очевидно, что непринятие ценностей организации делает невозможным адаптацию человека к организационному окружению, приводит его к конфликту с организацией и разрыву связей с ней. Принятие обязательных норм и ценностей позволяют человеку безболезненно адаптироваться и включиться в организацию.
Организация ожидает от человека, что он будет выполнять определенную роль. Если член организации успешно выполняет свою роль и если при этом он сам лично удовлетворен характером, содержанием и результатами своей деятельности в организации и своего взаимодействия с организационным окружением, то не возникает конфликтов, подрывающих взаимодействие человека и организации. Но добиться того, чтобы роль соответствовала целям организации и отвечала запросам и ожиданиям человека, очень трудно. Двумя необходимыми условиями этого являются ясность роли и приемлемость роли. Ясность роли предполагает, что человеку, её исполняющему, не только известно и понятно, что и как он должен делать, но и то, как результаты его деятельности связаны с целями и задачами организации, ее место в общей сумме работ, выполняемых коллективом. Приемлемость роли состоит в готовности, умении человека её выполнять, в наличии удовлетворения и положительного результата от выполнения роли. Причем этот результат не обязательно должен носить материальный характер.
Использование ролевого подхода к вовлечению человека в организацию может сопровождаться возникновением конфликтов по выполнению ролей, которые, в свою очередь, могут осложнить существование и функционирование организаций. Какие причины порождают ролевые конфликты?
Можно выделить основные группы причин, порождающих проблемы выполнения роли и соответственно ролевые конфликты.
Первую группу составляют причины конфликтов, связанные с противоречиями, изначально заложенными в содержание роли (неопределенность, перегруженность, чрезмерная напряженность и интенсивность и др).Неопределенность роли возникает тогда, когда роль нечетко сформулирована, задача поставлена неопределенно. В такой ситуации действия человека, даже наилучшим образом, старательно выполнившего роль, приведут далеко не к тому результату, который ожидается организацией или даже к отрицательному результату. Перегруженность роли состоит в том, что по отношениюк работнику, выполняющему роль, предъявляются повышенные ожидания, существенно выходящие за рамки его роли. Это приводит к перегруженности заданиями, с которыми человек не может справиться.
Ко второй группе могут быть отнесены все те причины, которые связаны с противоречиями между человеком и определенной ему ролью в организации. Например, человек считает, что определенная ему роль не соответствует его потенциальным возможностям, что выполнение данной роли не позволяет ему получить нужного результата, в том числе и материального.
Третья группа состоит из причин, вызванных противоречием между ролью и ее восприятием организационным окружением. Например, когда ожидания коллег не соответствуют действиям человека, выполняющего роль или наоборот, когда работник считает, что он делает все хорошо и правильно, но коллеги его не оценивают по достоинству.
И наконец, четвертую группу составляют причины конфликтных ситуаций, порождаемых противоречием между данной ролью и некоторыми другими ролями. Например, когда руководитель считает, что работник неверно или не качественно выполняет свою роль, а подчиненный считает, что ему предъявляются необоснованные требования.
Ролевые конфликты – достаточно распространенное явление во многих организациях. Часто они подрывают гармоничное взаимодействие человека и организации, приводят к снижению общего потенциала организации, напряжению, потому подобные конфликты нужно предотвращать и разрешать.
Возникающие при исполнении ролей конфликты и противоречия могут быть устранены различными способами. Это может быть:
- изменение содержания и способа осуществления роли (изменение работы: облегчить, разгрузить, более четко описать, регламентировать);
- развитие людей, исполняющих роль (доведение исполнителя до уровня роли: повышение квалификации, совершенствование исполнительской техники);
- перестановка людей (смена ролей, перестановка работников в зависимости от их способностей справляться с конфликтными ситуациями).
Но не следует рассматривать конфликты только как негативное явление. Так как они довольно часто являются способом разрешения возникающих противоречий, способствуют обновлению, совершенствованию и развитию как организации, так и людей, работающих в организации. Важно не то, имеются или отсутствуют конфликты, а то, как они разрешаются и к чему приводят.
Итак, ролевой подход к построению взаимодействия человека и организации исходит из того, что вся совокупность действий, которые осуществляются организацией в процессе её функционирования, может быть разбита на отдельные работы, имеющие определенные содержание и спецификацию, определяющие квалификацию, знания и опыт, которыми должен обладать работник, выполняющий каждую конкретную работу – роль. Для выполнения своей роли работник наделяется правами (полномочиями), он берет на себя определенные обязательства (ответственность) перед организацией. При таком подходе человек воспринимается организацией в первую очередь как специалист, выполняющий определенную работу и обладающий необходимыми для этого знаниями и навыками.
В данной модели организационное окружение включает те элементы организационной среды, которые взаимодействуют с человеком. Стимулирующие воздействия охватывают весь спектр возможных стимулов: речевые и письменные сигналы, действия других людей и т.п. В модели человек предстает как биологическое и социальное существо с определенными физиологическими и другого рода потребностями, опытом, знанием, навыками, моралью, ценностями и т.п. Реакция на стимулирующие воздействия охватывает восприятие этих воздействий человеком, их оценку и осознанное или неосознанное принятие решения об ответных действиях. Действия и поведение включают в себя мышление, телодвижения, речь, мимику, возгласы, жесты и т.п.