Б. Рассел

Вопрос о возникновении науки в современном понимании является дискуссионным, существуют разные точки зрения:

Ø Если науку отождествлять с опытом практической и познавательной деятельности, то отсчёт надо вести с каменного века, когда человек начинает накапливать и передавать другим знания о мире (Д. Бернал).

Ø Если понимать под наукой сознательное, целенаправленное исследование природы с рефлексией о способах обоснования знания, то наука рождается примерно в V в. до н. э. в Древней Греции (В.С. Стёпин).

Ø Если считать, что наука возникает тогда, когда была осознана роль опытного знания, эксперимента, то наука возникает в ХIII в. (Р. Гроссетест и Р. Бэкон призывали опираться на эксперимент, а не верить Аристотелю).

Ø Большинство историков науки считают, что о науке в современном смысле слова можно говорить с ХVI-ХVII в., когда появляются работы Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея, Р. Декарта, И. Ньютона. “Наука строит” математические модели явлений, сравнивает их с экспериментальными данными, проводит мысленные эксперименты. В ХVII в. происходит признание социального статуса науки. В 1662 г. возникает Лондонское Королевское общество, в 1666 г. – Парижская Академия наук.

Ø Существует точка зрения, что современная наука появляется лишь в нач. ХIХ в., когда происходит оформление науки в особую профессию, и она становится непосредственной производительной силой общества (Философия и методология науки 1996: 38-43).

Если главными критериями научного знания считать теоретическое доказательство и эксперимент, то великие древние цивилизации Китая, Индии, Египта и Вавилона, Южной Америки не создали предпосылок научного способа исследования в современном смысле. В древних культурах возникло множество конкретных видов знания, рецептур решения задач (Фолта, Новы 1987: 26-34).

§ В Египте 3-его тыс. до н. э. существовали культурно-образовательные центры по подготовке чиновников. При них были организованы библиотеки, в которых хранились труды по астрономии, математике и медицине. В 2700-2400 гг. до н. э. были сооружены пирамиды, в которые помещали мумифицированных фараонов. Первой пирамидой была гробница фараона Джосера около Саккары. Пирамида Хеопса сооружена в 2600 г. до н. э.

§ В нач. 2-го тыс. до н. э.-ХI в. до н. э. в Китае было известно явление магнетизма, использовался календарь, основанный на продолжительности солнечного года и лунного месяца, в кубиках предсказателей сохранились символы чисел, составлен первый документ о наблюдении затмений Луны и Солнца. В ХII в. до н. э. из отходов, образующихся при изготовлении шёлка была получена бумага, существовало книгопечатание, был известен треугольник Пифагора. Достигают расцвета культура, “научные” школы, медицина. В I в. до н. э.-V в. н. э. китайцы производили порох, была налажена техника железного литья, создания фарфора, изготовления часов.

§ В Индии конца 2-го–нач. 1-го тыс. возникает традиция сбора, передачи устных памятников культуры – религиозно-поэтических гимнов, для точности воспроизводства текстов создана сложная грамматика. В священных книгах жрецов-брахманов (Ведах) собраны зачатки научных знаний.

Но науки в современном смысле этого термина эти цивилизации не создали. Согласно В.С. Стёпину, здесь можно говорить о преднауке. Научный способ мышления не мог утвердиться в культуре кастовых и деспотических обществ Древнего Востока. Для перехода к научному способу порождения знания был необходим иной тип цивилизации, политический режим. Такого рода цивилизацией была демократия античной Греции (Стёпин и др. 1996: 42-48; Стёпин 2000).

Знание в Древней Греции вырабатывалось не кастой жрецов-чиновников, а добывалось свободными мыслителями и логически или математически доказывалось. В странах Древнего Востока знания имели прикладной характер и всегда служили практике, греки же впервые стали объяснять мир, строить модели мироздания. Древнегреческие мыслители разрабатывают целый спектр философских систем, конкурирующих между собой, по-разному объясняющих мир. Греческие философы первыми начинают оперировать идеальными формами (апейрон, атом, идеи Платона) и обеспечивают постижение предметных структур, ещё не освоенных в практике. Общие черты античной науки:

¨ Умозрительность, отсутствие эксперимента, теоретический характер древнегреческой науки: мыслители Древней Греции верили в совершенные и неизменные идеальные сущности, формы, идеи, относились к миру как к Космосу (порядку, гармонии). Греческие мыслители презирали прагматичность знания, например, Архимед считал эмпирические и инженерные знания низким и неблагодарным делом (Стёпин 1992: 84-87; Поппер 1992).

¨ Целостность, додисциплинарность: греки описывали мир в единстве и понимали его целостно. Пифагор считал, что познать вещи можно только через гармонию между человеком и миром, через единение, через общее начало, а это общее начало даёт вещам число. В пифагорейском союзе изучали всё: теософию и астрологию, науку жизни души и искусство прорицания, науку жизни и смерти, психологию и медицину, науку трансформаций, магию, мораль, физику, науку о камнях, растениях и животных, политику и т. д. (Шюре 1914).

¨ Антиисторичность, отсутствие идеи необратимой Э: мир воспринимался и переживался античными философами не в категориях изменения и развития, а как пребывание в стационарном состоянии или вечном вращении в великом кругу. Космос всегда был, есть и будет вечно живым огнём, который не создал никто (Гераклит). Движение Космоса есть вечное возвращение в пределах гармонии целого, почти все уподобляли Космос шару (Рожанский 1979; Стёпин 1992: 84-86).

Естественнонаучные концепции античных мыслителей:

(Рожанский 1979; Фолта, Новы 1987: 34-56; Реале, Антисери 1994).

Анаксимандр из Милета (611-546гг. до н.э.) – философ Первая модель Космоса: Земля-цилиндр в центре космической сферы. Первоначало – бесконечное, Абс, апейрон. Наш мир – один из бесконечных миров. Жизнь зарождается в водной среде. Первая географическая карта.
Анаксагор из Клазомен (около 500-427(8) гг. до н.э.) – философ, математик, астроном Пытался увидеть мир через абстрактные образы. Процесс Э – проявление того, что извечно задано, всё сущее – не более чем разная форма проявления одного и того же. Исходные формы – дискретные единицы или семена – существуют изначально. Ничто не рождается и не гибнет, но соединяется и разделяется. Творческий процесс связан с представлением о разуме. Разум сам по себе и всё определяет, упорядочивает. Вещи мира не автономны, всё было и есть континуум.
Гиппократ Косский (460-370 гг. до н.э.) – “отец” научной медицины Излагал геометрические знания дедуктивным методом. Человека представлял как вплетённого естественным образом в контекст систем, образующих сферу его жизни. Медицинское знание – это точное и строгое понимание подходящей диеты и её выверенной меры.
Пифагор (расцвет жизни – 530-е гг. до н.э., смерть – нач. V в. до н э.) – философ, математик Создал общество пифагорейцев, которое стало авторитетной философско-научной школой, политическим союзом. Подчёркивали количественные стороны природных явлений. Число – начало всех вещей. Открыли числовые пропорции: звуки и музыка, периодизация Вр, циклы биологического развития, движение небесных тел. Верили в переселение душ (метемпсихоз). Космос – порядок, Земля – шар, в центре Космоса – центральный огонь. Сформулировали 10 пар противоположных категорий. Пифагор доказал теорему, известную в нач. 2-го тыс. до н. э. в древневавилонскую эпоху.
Эмпедокл (484(81) – 424 (21) гг. до н.э.) – философ-“эволюционист” Считал, что невозможно возникновение из ничего, исчезновение ни во что. Космос рождается переходом от любви к раздору и от несогласия – к власти любви. В каждом из этих периодов есть прогрессивное рождение и прогрессивное разрушение Космоса, что предполагает совместное действие этих сил. Организмы возникли в результате соединения элементов. Несовершенные организмы погибали, освобождая место для более приспособленных и совершенных организмов.
Демокрит (втор. пол. V в. до н.э.) – философ-энциклопедист Первая концепция атомизма: сущее есть атомы, неделимые, не возникающие, неизменные, невидимые по причине малости тела, движущиеся в пустоте. Атомы различаются по форме. Бесконечные миры рождаются, развиваются, разрушаются циклообразно, бесконечно. Ум, Интеллект следует, а не предшествует общему порядку соединений атомов. Душа и ум образованы из особых атомов.
Платон (427-347 до н. э.) – философ, ученик Сократа Создал первую целостную систему объективного идеализма. Развитие атомизма в диалоге Тимей. Теория материи и теоретическая физическая химия. Создатель Академии, философской школы, основывающейся на традициях пифагорейцев. Первая социальная утопия.
Эвдокс Книдский (V-VI в. до н. э.) – математик и астроном Создал теорию соотношений целых чисел и геометрических отрезков. Геоцентрическая модель движения планет (перемещения Солнца, Луны и 5 планет трактовались как комбинации ряда круговых движений). Первая греческая обсерватория и первый каталог звёздного неба.
Евклид – в 310-280 до н. э. работал в Александрии – математик В главном труде – Начала привёл в единую, логически завершённую дедуктивную систему математические знания. Начала служили учебником геометрии до ХХ в. Ввёл иррациональные числа, заложил основы оптики.
Архимед из Сиракуз (III в. до н. э., убит в 212 г.) – математик, механик, астроном Создатель теоретической механики (закон Архимеда, теория рычага, наклонная плоскость, ввёл понятия центр тяжести, вес, равновесие рычага, статический момент). Заложил основы статики и гидростатики. Доказательства строил аксиоматически. Создал планетарий и воспроизвёл движение небесных светил (чудо механики).

Научные представления греческих мыслителей были систематизированы Аристотелем, взгляды которого на природу, Вселенную использовались наукой 2 тыс. лет. Аристотель считал: изучение человеческой души, сверхчувственного гораздо важнее изучения материального мира. Недостаточный интерес к материальному миру и нерушимое господство христианства обусловили то, что модель Вселенной Аристотеля не оспаривалась так долго.

Физика по Аристотелю – наука, исследующая чувственную субстанцию, наука о формах и сущностях, это скорее, онтология, или метафизика чувственно воспринимаемого мира. Для этого мира характерно: вечное цикличное движение и стремление к потенциальной цели. Естественнонаучные идеи Аристотеля анализируются, например, в книге Б.Г. Кузнецова Э картины мира:

X движение есть актуализация того, что в потенции уже есть, в процессе движения происходит оформление материи; небытие не ничто, а форма бытия, которая раскручивается как переход потенциальное – актуальное;

X объекты движутся в некоем “где”–месте, к природному месту тяготеет всякая вещь: огонь и воздух –“вверх”, земля и вода –“вниз”; пустоты нет;

X Вр связано с движением, мы не замечаем Вр; оно – исчисление движения на “сначала” и “потом”, – абсолютно, но не существует без души; мир не имеет начала, момента, когда был хаос;

X естественное состояние тела – “покой” (неподвижный перводвигатель, неподвижная Земля в центре мира, одни и те же небеса); движение небес возможно, но вокруг самих себя, циклично;

X тела движутся из-за силы или импульса, которые зависят от массы, поэтому тяжёлое тело падает быстрее;

X физическая реальность разделена на подлунный мир, характеризующийся всеми формами изменения и надлунный мир, в котором нет места ни рождению, ни гибели, ни изменению, ни возрастанию, ни убыванию; надлунные небеса не рождаются и не разрушаются;

X всё, что происходит, происходит потому, что есть финальная цель, с Аристотеля берёт начало телеология (Кузнецов 1961: 45-66; Реале, Антисери 1994: 146-151; Капра 1994: 17).

Наука в средние века базировалась на натурфилософии Аристотеля и неоплатонизме. Знания о природе были теоцентричны, господствовали схоластика,догматизм. Были представлены следующие направления: физико-космологическое, учение о движении; учение о свете и оптика; науки о живом, душе; астролого-медицинские знания, учение о минералах и алхимия (Бируни, Парацельс, Авиценна, Ф. Аквинский, У. Оккам, Леонардо да Винчи) (Кузнецов 1961; Гайденко, Смирнов 1989; Фолта, Новы 1987).

Альгазен, опираясь на физиологическую теорию Галена, экспериментально опроверг флюидову теорию видения Пифагора-Платона (видение – результат исхождения из глаз лучей-флюидов), он определил оптические свойства частей сферических линз, впервые в арабской математике применил уравнение 4-й степени. В Книге о весах мудрости (1122 г.), курсе средневековой физики, Альгазен приводит таблицу плотности 50 веществ и жидкостей, описывает ареометр для измерения плотности жидкостей, весов и опытов по определению массы, рассуждает о явлениях капиллярности и силе тяжести.

В первой половине ХIII в. Р. Гроссетест и Р. Бэкон первыми стали считать: истину нужно искать на путях эксперимента. Они заложили основу экспериментального метода в европейском Е. В сочинении Великое дело Р. Бэкон, вскрывая причину невежества (предрассудки, вера в авторитеты, схоластическое умозрение, тщеславие), дал выдающийся энциклопедический обзор науки ХIII в. Р. Бэкон был убеждён: Знание – сила, плоды мудрости под защитой точнейших законов ведут к намеченной цели. С помощью ума можно сконструировать аэроплан, подводную лодку. Занимаясь оптикой, он сконструировал очки и телескоп (Фолта, Новы 1987: 74-97; Реале, Антисери 1994 т. 2: 162-166).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: