Р. Декарт

В.С. Стёпин различает 4 научные революции в истории Е: становление классического Е – первая научная революция, переход к дисциплинарно организованной науке и становление неклассического Е – вторая и третья научные революции. Конец ХХ в. характеризуется кризисом перехода к постнеклассической науке (Кун 1975; Стёпин и др. 1996: 291-306).

Становление науки в XVI-XVIII в. характеризуется:

· утверждением гелиоцентрической системы Космоса Н. Коперника;

· учением о бесконечности миров, об отсутствии центра Вселенной Дж. Бруно;

· многолетними наблюдениями за планетами Т. Браге и законами движения планет вокруг Солнца по эллипсам И. Кеплера;

· экспериментами Г. Галилея;

· теорией познания Р. Декарта и рациональной механикой И. Ньютона.

Значение открытий Н. Коперника, Дж. Бруно, И. Кеплера состояло в том, что они, а позже и Ч. Дарвин, сокрушили идею центральности человека. Открылась бесконечность миров, в которой потерялся человек с его притязаниями быть центром Вселенной. Земля не есть центр Космоса и не вокруг неё вращаются миры. Земля – одна из планет и место её очень скромное.

Физические представления Аристотеля долго рассматривались как окончательные, не подлежащие критике. Г. Галилей считал: научный метод состоит не в пассивном созерцании, умозрении, а в эксперименте. Он проверил правильность представлений Аристотеля: действительно ли тела с разными массами падают с разными скоростями? Скатывая шары и измеряя их скорость, Галилей установил: тела падают с одинаковым ускорением (а=9,8м/с) и независимо от веса. Он формулирует закон инерции, которому Ньютон придаст математическую форму: сила производит не движение, а ускорение (Кузнецов 1961: 121-138; Реале, Антисери 1996: 98-134).

И. Кант писал в Критике чистого разума: когда Галилей пустил шарики по наклонной плоскости, причём их вес выбрал он сам, это было откровением для всех исследователей природы. Стало понятно, что разум видит только то, что он сам производит по собственному рисунку и что он должен идти вперёд и заставить природу ответить на его вопросы…

Галилей первый ввёл прибор (подзорную трубу) в научный обиход (считали, что богом данных глаз достаточно, а линзам не доверяли). В 1610 г. он впервые наблюдал небо в телескоп (увеличение в 32 раза) и опроверг Аристотеля:

· нет разделения на подлунный и надлунный миры;

· Луна не идеальная сфера: на её поверхности есть горы, кратеры, долины;

· вращается и Солнце, так как вращаются солнечные пятна;

· к 7 известным планетам прибавились 4 спутника Юпитера;

· Земля, спутник Солнца, вращается и не является центром Вселенной.

С опытами и первыми научными инструментами (телескоп, маятник) Г. Галилея возникает экспериментальная наука, математика становится языком описания природы[17]. Галилей, как и Ньютон, считал: для понимания сути вещей хватит нескольких экспериментов, далее действуют математика, мысленные умозаключения и постижение простых, ясных и незыблемых принципов.

Тогда же в Англии против догматизма, за эксперимент в науке выступил Ф. Бэкон. Он обосновывает индуктивный метод для установления общих законов и классифицирует науки, основывая Е на рассудке, гуманитарные науки на воображении. Ф. Бэкону принадлежит высказывание: повелевать природой можно только подчиняясь ей!

Параметры классической рациональности задают: в гносеологии – Р. Декарт, в онтологии – И. Ньютон.

Декарт считал, что научное знание должно быть достоверным, ясным, но получить такое знание можно только опираясь на что-то самоочевидное. Поиск достоверности привёл его к рассуждению: сидя вечером у камина, я во всём сомневаюсь, в существовании законов науки, аксиом математики, Бога, даже себя. Но сомневаться нельзя только в одном – в том, что я сомневаюсь: мыслю, Þ, существую. Из этого принципа путём дедукции Декарт вывел принципы познания.

· Правило “когито” или абсолютность сознания. Феномен сознания не имеет референта вне себя, не сводится к другим явлениям и не выводится из них (душа отлична от тела, если бы тела даже вовсе не было, душа не перестала бы быть всем тем, что она есть).

· Сознание или духовная субстанция не зависит от объективных и протяжённых внешних материальных тел, но сознание способно как зеркало адекватно отражать материальный мир. Пр или материальный мир поддаётся внешнему, объективному наблюдению.

· Общезначимый метод – математика: пороком лжи и недостоверности нетронуты математика и геометрия, вещи, которые могут стать предметом знания, находятся в такой же последовательности, что и длинные цепи выводов у геометров (Кузнецов 1961: 139-155; Мамардашвили 1994: 6-12).

Гносеологическим следствием правил познания Декарта стало устранение субъекта из концептуального аппарата науки. Это предполагало, что картина мира не зависит от исследователя, его познавательных средств, гипотез.

С другой, “онтологической” стороны, из физической реальности исключались субъективные допущения (стремление, желание, цель). Программа Галилея, Декарта, позже Ньютона предлагала “мёртвый” мир. В нём не было места зрению и вкусу, звуку и прикосновению, запаху, ценностям, душе, сознанию. Субъективный опыт исключался из области науки (Капра 1996: 126).

Рефлекторная теория Декарта стала вехой на пути механистического идеала в науке. Декарт рассматривал тела людей и животных как механизмы[18], подчиняющиеся законам физики и лишённые чувств или сознания. К человеку стали относиться как к внемировому наблюдателю, неспособному влиять на извечный, определённый Богом ход событий, но способному познавать и предугадывать. Но в результате разделения Декартом сознания и материи учёные смогли рассматривать материю как нечто неживое и отделённое от них самих, а материальный мир как огромный, сложный агрегат, состоящий из множества различных частей. Такое механическое воззрение было воспринято И. Ньютоном, который завершает научную революцию, а с его механической системой мира (Математические начала натуральной философии, 1687 г.) обретает лицо классическая физика (Капра 1994: 17; Реале, Антисери 1996: 135-148).

И. Ньютон исходил из двух философских принципов:

· природа ничего не делает напрасно, ведь природа проста и не роскошествует излишними причинами вещей;

· все явления (падение камней, свет от огня, дыхание человека, поведение гусеницы, отражение света на Земле и планетах) можно объяснить едиными причинами или природа единообразна;

Картину мира Ньютона можно представить следующими тезисами.

· Всё сущее (материальные тела) состоитизнеделимых, твёрдых, шарообразных и непроницаемых корпускул, атомов.

· Тела двигаются согласно 3 ясным, вечным, всегда и везде обязательным, рациональным законам: инерции (F=0, a=0), пропорциональности силы ускорению (F=ma) и закону действия и противодействия(F+=F–).

· Все тела притягиваются к Земле пропорционально весу согласно закону всеобщего тяготения. Сила тяготения действует постоянно, на любых расстояниях (принцип дальнодействия) и зависит от массы. Природа тяготения была непонятна Ньютону: мне ещё не удалось вывести причину, гипотез же я не измышляю! Ньютон отказался от рассуждений и гипотез, не подтверждаемых теоретически или экспериментом.

· Сущее находится в Абс Пр,Абс Вр: Абс Пр по своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остаётся всегда одинаковым и неподвижным, Абс истинное математическое Вр само по себе, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью.

Система Ньютона рассматривалась как окончательная и завершённая. Объектом дискуссии стали лишь понятия Абс Пр (существует наряду с вещами) и Абс Вр (протекает безотносительно к чему-либо). И. Кант, например, считал, что Пр и Вр не существуют вне нас, а являются априорными, субъективными формами созерцания субъектом мира вещей. Классическая, рациональная механика Ньютона основывалась на принципах, определивших развитие Е до ХХв.:

§ элементаризма или корпускулярности (корпускула–частица): всё состоит из неделимых, твёрдых частиц, атомов;

§ механистическогоредукционизма: мир – это большой часовой механизм, существующий по проекту могущественного существа, что доказывается на основании космического порядка; свойства любой системы выводимы из свойств её элементов; все наблюдаемые процессы подчинены единым законам механики; этот принцип “обездушил” исследуемые реальности и открыл возможность для единого количественного взгляда на мир, без чего невозможно вообразить современную науку;

§ детерминизма: если известны начальные условия, мы можем предсказывать движение, всё связано и причинно обусловлено;

§ обратимости: кем-то запущенный механизм Вселенной функционирует по вечным, не изменяющимся законам;

§ адекватности, абсолютности в познании: человек способен познавать эти законы, и, Þ, познавать Абс истину;

§ рациональности и всеобщности: наука есть окончательная, завершённая и замкнутая система понятий.

Система определений и аксиом Ньютона в виде уравнений описывала неизменную структуру природы и имела силу независимо от Пр и Вр. В основе “простоты реальности”, которую изучало Е, лежали представления об универсальности Вр (всюду и всегда оно течёт одинаково), о том, что параллельные линии не пересекаются, скорости складываются по правилам сложения параллелограмма. Они даже не обсуждались, а принимались как само собой разумеющееся.

С открытиями Коперника, Бруно, Кеплера, Галилея, Ньютона стало утверждаться представление: всё происходящее подчиняется естественным единым механическим законам, утверждается каузальный взгляд, в отличие от целевого взгляда Аристотеля. Ньютон завершает процесс формирования первой в истории человеческой культуры естественнонаучной картины мира, которая господствовала 200 лет. Физика развивалась в направлении применения механики к любым областям опыта (Кузнецов 1961: 156-183; Гейзенберг 1989: 52-53; Назаретян 1991: 28-31; Стёпин, Кузнецова 1994: 141; Мамардашвили 1994: 3-38; Моисеев 1998: 23-35, 39-40; Реале, Антисери 1996: 43-57, 66-98, 140-147).


2.5. Развитие представлений об эволюции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: