При расчетах численности персонала на основе статистических методов и экспертных оценок используют:
нормы времени, необходимого для выполнения работы;
нормы численности;
коэффициент пересчета явочной численности в списочную;
величину полезного фонда времени;
нормы обслуживания и т.п.
Эти факторы задают ее нормативную (плановую) величину, которую на практике почти никогда не удается обеспечить. Поэтому персонал более объективно характеризуется списочной (фактической) численностью, т.е. количеством сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент.
В списочный состав работников на каждый календарный день включаются как фактически работающие, так и отсутствующие по каким-либо причинам. Не включаются совместители, работники для разовых и специальных работ, привлекаемые на основе специальных договоров, направленные на учебу с отрывом от производства и получающие стипендию за счет предприятия и некоторые другие.
В условиях дефицита кадров списочная численность может существенно отличаться от нормативной (в том числе и вследствие невозможности нанять лучших людей и нежелания брать худших). Целесообразно постоянно контролировать соотношение этих двух показателей в абсолютном и в относительном выражении и не допускать их значительного расхождения.
|
|
Явочная численность персонала определяется числом вышедших на работу.
Списочная численность на определенную календарную дату включает всех работников, в том числе принятых с данной даты, и исключает всех уволенных, начиная с нее. В ее составе выделяют три категории лиц:
постоянные — принятые в организацию бессрочно либо на срок более 1 года по контракту;
временные — оформленные на срок до 2 месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника — до 4-х;
сезонные — принятые на работу, носящую регулярно повторяющийся характер (на срок до 6 месяцев).
Списочная численность персонала ежедневно учитывается табельными записями, в которых отмечаются все работники — как присутствующие на работе, так и отсутствующие по тем или иным причинам. Таким образом, с точки зрения учета она представляет собой сумму явок и неявок.
Списочная численность персонала может рассматриваться и как средняя величина за некоторый период — месяц, квартал, год.
Факторы, влияющие на численность и состав персонала:
1. Ресурсные (наличие ресурсов (трудовых, материальных, земельных, финансовых и др.).
2. Организационно-управленческие (цели и стратегия, территориальная рассредоточенность объектов организации, формы организации труда, уровень автоматизации, механизации, компьютеризации управления, система коммуникаций, организационная культура).
|
|
3. Производственные (объемы производства, ассортимент продукции, услуг, технология, специализация, уровень автоматизации, механизации, компьютеризации производства, затраты, характер нововведений, производительность труда).
4. Факторы внешней среды.
Структура персонала ( социальная структура организации) – количественное соотношение между группами работников, задаваемое технологической и организационной структурами предприятия. Нормативное состояние структуры персонала отражено в штатном расписании.
Структура персонала | |||
Статистическая | Аналитическая | ||
отражает распределение и движение персонала в разрезе категорий и групп должностей | определяется на основе специальных исследований и расчетов | ||
персонал основных видов деятельности | персонал неосновных видов деятельности | общая | частная |
лица, работающие в основных и вспомогательных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделениях, аппарате управления, занятые созданием продукции, услуг или осуществляющие обслуживание этих процессов | работники ремонтного, жилищно-коммунального хозяйства, подразделений социальной сферы | стаж работы, образование, профессия | соотношение отдельных категорий работников |
руководители, специалисты, рабочие |
По характеру трудовых функций персонал разделяется на рабочих и служащих.
Рабочие | |||
непосредственно создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера | |||
Классифицируются профессиям, возрасту, формам и системам оплаты труда, стажу. | |||
основные | вспомогательные | ||
заняты в технологических процессах, изменяющих форму, структуру, свойства, пространственное положение предмета труда | связаны с обслуживанием оборудования и рабочих мест во вспомогательных подразделениях — ремонтных, инструментальных, транспортных, складских | ||
Рабочие механизированного и ручного труда | |||
· работающие при помощи автоматов; · выполняющие работу при помощи машин, механизмов, приборов, установок; · обслуживающие машины, станки, установки, приборы; · выполняющие работы вручную; · выполняющие работы без применения машин и механизмов; · выполняющие работы по ремонту и наладке машин и механизмов. | |||
Младший обслуживающий персонал, занятый в основном оказанием услуг, не связанных с основной деятельностью (дворники, курьеры, уборщики непроизводственных помещений, водители персональных автомобилей руководства и автобусов, перевозящих сотрудников). | |||
Служащие | |||
осуществляют организацию деятельности людей, управление производством, административно-хозяйственные, финансово-бухгалтерские, снабженческие, юридические, исследовательские и другие функции. | |||
Руководители и относящиеся к этой кате-гории их заместители, главные специалисты, государствен-ные инспекторы. | Специалисты – работники, выполняющие ква-лифицированные виды профессиональной деятельности В зависимости от уровня подготовки: специа-листы высшей и средней квалификации. Первые осуществляют руководство производ-ственно-техническими и творческими процесс-сами; вторые являются ответственными исполнителями работ. Специалисты: ·главные, ведущие или старшие, ·могут иметь категорию, характеризуемую номером. | Другие работники, относящиеся к служа-щим, осуществляют подготовку и оформ-ление документов, учет, контроль, хозяй-ственное обслуживание (кассиры, делопро-изводители, архива-риусы, коменданты). | |
Старший специалист, наряду с исполнением своих обычных обязанностей специалиста, может руководить группой коллег — рядовых исполнителей, не выделенной в самостоятельное подразделение. Это руководство не имеет административного характера, а сводится преимущественно к координации и консультированию. Он может быть также единоличным ответственным исполнителем какой-то работы, не имеющим подчиненных.
|
|
Ведущий специалист выполняет те же обязанности, что и старший, но осуществляет дополнительно методическое руководство, а главный координирует работу ведущих и старших специалистов.
На Западе различают следующие категории служащих:
· top management;
· middle management;
· loves management;
· инженерно-технический персонал и корпоративные служащие;
· работники, занятые физическим трудом;
· работники социальной инфраструктуры.
Подготовленность работников к выполнению трудовых функций характеризуется наличием:
- профессии,
- профессиональной пригодности,
- квалификации,
- профессиональной компетентности.
Профессия – совокупность специальных теоретических знаний, практических навыков и опыта, приобретенных человеком в результате специальной подготовки и работы в данной области, позволяющих осуществлять соответствующий вид деятельности, а также род занятий (юрист, экономист, врач).
Профессиональная пригодность – способность приемлемого выполнения профессиональных обязанностей в результате наличия у человека психических и психофизиологических качеств. Может быть потенциальной (основывается на задатках, физических и психических свойствах человека) и реальной (складывается постепенно, в результате освоения им новых знаний и навыков).
Параметры профессиональной пригодности:
· физические данные и состояние здоровья;
· квалификация, опыт;
· активность;
· соответствие требованиям, предъявляемым законодательством;
· психические особенности и способности;
· личные качества (характер, энергичность, самообладание, адаптивность);
· направленность личности и мотивированность;
· поведение во время и вне работы.
В пределах каждой профессии выделяются специальности - виды деятельности, связанные с выполнением более ограниченных функций.
|
|
Так, специальностью в рамках профессии юриста будет соответствующая правовая отрасль – гражданское право, уголовное право, государственное право и пр.
Специальность – комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.
Специалист – работник, умственный труд которого:
- отличается профессиональной содержательностью, сложностью и интеллектуальностью;
- требует специального образования.
Специализация работника - один из видов профессионального разделения труда.
Опыт и практика увязывают навыки, знания и умения воедино, формируя квалификацию, т.е. степень профессиональной подготовки, необходимую для выполнения данных трудовых функций.
Различают квалификацию работы и квалификацию работника. Первая представлена совокупностью требований к тем, кто ее должен исполнять; вторая — совокупностью приобретенных человеком профессиональных качеств, которые, в частности, обусловлены:
· уровнем общих и специальных знаний и организационных навыков (для руководителей);
· стажем работы в данной или аналогичной должности, необходимым для освоения профессии.
Чем выше квалификация работника, тем в меньшей степени его труд поддается регламентации, контролю и стимулированию.
Высококвалифицированные работники нуждаются в повышенной социальной защите, самостоятельности, создании условий для творчества, но одновременно готовы нести повышенную ответственность.
Совокупность знаний и навыков, специфических способностей работников, необходимых в конкретном трудовом процессе, называется профессиональной компетентностью. Выделяют следующие ее виды:
· функциональная (наличие профессиональных знаний и умение их реализовывать);
· интеллектуальная (способность осмысленно относиться к работе);
· ситуативная (умение действовать в соответствии со складывающимися обстоятельствами);
· социальная (наличие коммуникационных и интеграционных способностей, умение поддерживать отношения, влиять, добиваться своего, правильно воспринимать и интерпретировать чужие мысли, выказывать к ним отношение, вести беседы и пр.).
Тема 2. Кадровое планирование