Душа индийской философии

Душа в индийской философии состоит из двух начал: атмана; манаса.

Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первонача­лен, неизменен, вечен.

Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас посто­янно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.

Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.

Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая прохо­дит цепочку страданий в земной жизни.

Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совер­шенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)

Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения кото­рого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (пре­кращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.

Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами - Великими Душами.

Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший прин­цип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, живот­ным, живой природе), неубиение.

БУДДИЗМ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ БУДДИЗМА

Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Ин­дии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.

Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Север­ной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям.

Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем аскетизма" (умерщвления плоти, ли­шений, страданий, физического и морального изнеможения).

"Средний путь" - путь знания, мудрости, разумного ограничения, со­зерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана - высшая благодать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: