Онтология древнеиндийской философии

Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опира­ется на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Кос­мос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет - до нового рождения Брахмы.

Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса (Маха Манван-тара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг дру­га через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космо­са-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.

Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление приро­ды) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития - достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

ГНОСЕОЛОГИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о позна­нии) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предме­тов и явлений.

В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания:

· "пракрита" - материальное сознание;

· "пуруша" - чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);

· "майя" - сознание сновидения, мираж.

Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии ре­ально и заслуживает изучения - в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: