Учение о воде как основе мироздания – «архэ»

Будучи инициатором философии «физиса» (природы), он полагал первопричиной всего воду. «Начало всего есть вода», «Земля плавает на воде». Эта праоснова, есть и то, из чего проистекает всё сущее, и то, во что всё разрешается. Она – иная существенность, остающаяся при всех превращениях. Эта праоснова была обозначена Фалесом «физис», что означало природу не в современном смысле, - первой и фундаментальной реальности, того, что «первично и постоянно в противоположность тому, что вторично, производно и преходяще» (I.Burnet).

· «Всё из воды: во-первых, начало всех животных – сперма, а она влажная; во-вторых, все растения влагой питаются и от влаги плодоносят, а лишённые её засыхают; в-третьих, и сам огонь Солнца и звёзд питается влажными испарениями, равно как и сам космос».

· «Океан всем прародитель».

Фалес мыслил воду, не как-то, что мы пьём, что она из ряда физико-химических элементов, а как «физис» - жидкий, текучий, а то, что мы пьём,- лишь одно из его состояний.

Фалес – «натуралист» в современном понимании. Его вода соотносилась с божественным началом. «Бог древнее всего, ибо он не сотворён»,- поэтому он – основа всего.

Фалесом вводится новая концепция божественного, в которой доминирует разум, из него можно вывести всех богов фантастико-поэтического пантеона.

· «Бог – то, у чего нет ни начала, ни конца. Бог – это ум космоса, а вселенная одушевлена и одновременно полна божеств».

Когда Фалес утверждал, что «всё полно богов», он хотел лишь сказать, что всё пропитано первоначалом. А поскольку жизнь первична, то всё живо и всё имеет душу (панпсихизм).

С Фалесом человеческий логос уверенно пустился в путь завоевания реальности – как целого, так и частей, которые стали объектами частных наук.

Основные мысли:

· Прекраснее всего космос, ибо он творение Бога.

· Что трудно? – Познать самого себя.

· Что легко? - Давать советы другим.

· Невежество – тяжкое бремя.

· Поучай и учись лучшему.

· Я благодарен судьбе за три вещи: во-первых, за то, что родился человеком, а не зверем; во-вторых, за то, что мужчиной, а не женщиной; в-третьих, что эллином, а не варваром.

ХИЛОН ИЗ Лакедемона (первая пол. VI в. до н.э.) – древнегреческий государственный деятель, сын Дамагета из Спарты.

Основные мысли:

  • Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную.
  • Не будь в тягость другим.
  • Языком не упреждай мысль.

СОЛОН ИЗ АФИН (ок.638 – ок.559 г. до н.э. – прожил 80 лет) поэт, законодатель из Афин; Платон называл его «мудрейшим из семи мудрецов», «самым благородным поэтом».

Основные мысли:

· Законы подобны паутине: слабого они запутывают, а сильный их порвёт.

· В великих делах всем нравиться нельзя.

· Кто для многих страшен, тот многих должен бояться.

· От богатства рождается пресыщение, а от пресыщения наглость.

· Никогда не слишком.

· Прежде чем приказывать, научись повиноваться.

· Слово есть образ дела.

· Молчание скрепляет речи, а своевременность – молчание.

БИАНТ ИЗ ПРИЕНЫ (VI в. до н.э.) – древнегреческий мыслитель.

Основные мысли:

  • Всё своё ношу с собой (omnia mea mecum porto).
  • Когда многие возьмутся за дело, не быть добру (т.е. «большинство зло»).
  • Худших везде большинство.
  • Говори, не торопясь: спешка – знак безумия.
  • Люби разумение.
  • Недостойного за богатство не хвали.
  • Не силой бери, а убеждением.

КЛЕОБУЛ ИЗ ЛИНДА (нач. VI в. до н.э. – прожил 70 лет) – греческий мыслитель; был правителем г. Линда (о. Родос); отличался силой и красотой; сочинял песни и загадки.

Основные мысли:

  • Мера важнее всего.
  • Наслаждением властвуй.
  • Жену бери ровню, а возьмёшь выше себя – родня её будет над тобой хозяйничать.
  • В счастье не возносись, в несчастье не унижайся.
  • Больше люби знание, чем незнание.

ПЕРИАНДР КОРИНФСКИЙ (666 – 586 г. до н.э. – прожил 80 лет) – жестокий тиран из Коринфа; убил жену в припадке гнева, из-за наговора на неё своих наложниц, потом которых сжёг живьём.

Основные мысли:

· Мера важнее всего.

· Сдерживай гнев.

· В усердии всё.

· Народное правление лучше тирании.

· Будь готов умереть за Отечество.

· Ничего не следует делать из-за денег.

· Несчастья свои скрывай, чтобы не образовывать врагов своих.

ПИТТАК ИЗ МИТИЛЕНЫ (651-ок.569 г. до н.э. – прожил 82 года) - Один из семи мудрецов; с 579 по 569 г. до н.э. был правителем Свиды; страдал плоскостопием, был распоясанный и грязный, был тщеславным; имел жену знатнее себя, презиравшую его.

Утверждение Питтака «Трудно человеку быть хорошим?!» озаботило все последующие века. Какое слово здесь ключевое? На что мудрец делает смысловой акцент:

Трудно человеку быть хорошим?!

Трудно человеку быть хорошим?!

Трудно человеку быть хорошим?!

Трудно человеку быть хорошим?!

Всего четыре слова, но такова уж мудрость – она и в одном слове совьёт гнездо и из одной фразы разовьёт мысль, глубиной в жизнь и длиной в столетья.

Основные мысли:

ü Тщательно учитывай время.

ü Человека выказывает власть.

ü Лучше простить, чем мстить.

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (ок.490-430 г. до н.э. – прожил 60 лет) – родом из г. Элея в Италии; италийский философ; был первым, кто изобрёл «Диалектику», т.е. метод опровержения противника путём выявления противоречий в его суждениях.

ü Посвятил всю свою жизнь доказательству невозможности существования «многого»;

ü особенно прославился аргументами против возможности движения;

ü прославился своими АПОРИЯМИ (трудностями) – неразрешимыми противоречиями.

Литературное наследие: «О природе», «Истолкование воззрений Эмпедокла», «Споры», «Против философов».

Основные мысли:

· Философия дарует человеку презрение к смерти.

· Движенья нет.

АНАКСИМАНДР ИЗ МИЛЕТА (ок.610 – 547 гг. до н.э. – прожил 63 года) - родственник ученик Фалеса.

Первым стал употреблять термин «архэ» - в философском смысле «первоначало». Ввёл термин «Закон» - путём перенесения юридического понятия на природу. Первый в Элладе начертил географическую карту мира, изготовил глобус, изобрёл элементарные астрономические инструменты, ввёл в употребление солнечные часы

Литературное наследие: «О природе», «О неподвижных звёздах».

Учение о первоначальной стихии – «апейрон» как едином и беспредельном.

Апейрон, не ассоциируется ни с каким конкретным веществом, пор многообразие предметов, живых существ, в т.ч. людей.

· Началом всего является беспредельное время. Но родившись из вечной и неуничтожимой стихии беспредельного, все эти явления сами по себе не вечны. Люди и животные смертны, вещи приходят в ветхость и подвержены разрушению.

· Из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются по неизбежности.

Такая судьба всего сущего объясняется тем, что апейрон мстит своим созданиям за обособление от себя, за то, что возникнув, они в противоположность ему, обретают предел.

· Откуда приходим, туда и возвращаемся.

И в конце концов эта кара за «индивидуализм» выразится в том, что ограниченные своим пределом, определённые вещи, наполняющие собой мир, исчезнут, и вновь ничто не будет нарушать единства беспредельного.

Ø Рождение и гибель миров происходят согласно порядку времени.

Ø Что бы мы ни назвали бессмертным и непреходящим, то необходимо определиться как Бог.

ПАРМЕНИД ИЗ ЭЛЕИ (ок.540 г. до н.э.) – древнегреческий философ; происходил из богатого рода, из Южной Италии; был учеником Ксенофана и пифагорейца Аминия; встречался и беседовал с Сократом и даже дал однажды молодому Сократу совет:

Ø «Твоё рвение к рассуждениям, будь, уверен, прекрасно и божественно, пока ты ещё молод, постарайся поупражняться побольше в том, что большинство считает и называет пустословием; в противном случае истина будет от тебя ускользать».

Литературное наследие: поэма «О природе».

В своей поэме Парменид, описал посещение его богиней справедливости Дике, которая и раскрывает ему тайну устройства мира. Богиня, символизирующая истину, торжественно провозглашает: «Необходимо, чтобы ты Единое изучил»; и указывает три пути:

  1. путь абсолютной истины;
  2. путь изменчивых мнений, ошибок и фальши;
  3. путь мнений достойных похвалы.

Противопоставление истины и мнения в поэме, ознаменовало замечательное философское открытие – о любой вещи можно высказать самые различные мнения. Но лишь в одном случае мнение будет истинным – в том, когда оно совпадает с реальными её характеристиками. Сколько бы ни было мнений, истина всегда одна.

Ø В познании, откуда бы ни начинать, безразлично, всё равно вернешься к началу, ибо истина, хорошо закруглена.

Ø Противоречие не соответствует истине.

Согласно Пармениду, бытие – это то, что можно позвать только разумом, а не с помощью органов чувств; более того – постижимость разумом – важнейшее определение бытия. Главное открытие, которое легло в основу его понимания бытия, - это то, что чувственному восприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное; а то что неизменно, вечно тождественно себе, доступно только мышлению.

Ø «Одно и то же есть мысль и то, о чём мысль существует», т.е. мышление и бытие – это одно и тоже.

Значение истины есть результат мышления, и этот результат следует признать, с ним необходимо считаться, даже если разум приходит к выводу, находящемуся в резком противоречии с той картиной мира, которую рисуют нам наши чувства.

Ø Есть бытие, а небытия вовсе нет.

Ø Бытие едино, непрерывно, цельно, неделимо и сплошь однородно.

Единое Парменида – не что иное, как Бог – это и приводит к идее тождества мышления и бытия.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (ок.535-ок.475 г. до н.э. – прожил 60 лет) - родился и жил в г. Эфесе (Малая Азия), в царской семье. За глубокомыслие и загадочность изложения получил прозвище «тёмный». Имел скверный характер. Постоянно ругался с соотечественниками. В конце жизни удалился в горы и жил отшельником.

Гераклит первым из греческих философов употребил термин «КОСМОС» (т.е. порядок). Первоначально оно применялось к обозначению государственного устройства и даже убранства приведшей себя в «порядок» женщины («Косметика»).

Литературное наследие: «О природе».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: