Будучи инициатором философии «физиса» (природы), он полагал первопричиной всего воду. «Начало всего есть вода», «Земля плавает на воде». Эта праоснова, есть и то, из чего проистекает всё сущее, и то, во что всё разрешается. Она – иная существенность, остающаяся при всех превращениях. Эта праоснова была обозначена Фалесом «физис», что означало природу не в современном смысле, - первой и фундаментальной реальности, того, что «первично и постоянно в противоположность тому, что вторично, производно и преходяще» (I.Burnet).
· «Всё из воды: во-первых, начало всех животных – сперма, а она влажная; во-вторых, все растения влагой питаются и от влаги плодоносят, а лишённые её засыхают; в-третьих, и сам огонь Солнца и звёзд питается влажными испарениями, равно как и сам космос».
· «Океан всем прародитель».
Фалес мыслил воду, не как-то, что мы пьём, что она из ряда физико-химических элементов, а как «физис» - жидкий, текучий, а то, что мы пьём,- лишь одно из его состояний.
Фалес – «натуралист» в современном понимании. Его вода соотносилась с божественным началом. «Бог древнее всего, ибо он не сотворён»,- поэтому он – основа всего.
|
|
Фалесом вводится новая концепция божественного, в которой доминирует разум, из него можно вывести всех богов фантастико-поэтического пантеона.
· «Бог – то, у чего нет ни начала, ни конца. Бог – это ум космоса, а вселенная одушевлена и одновременно полна божеств».
Когда Фалес утверждал, что «всё полно богов», он хотел лишь сказать, что всё пропитано первоначалом. А поскольку жизнь первична, то всё живо и всё имеет душу (панпсихизм).
С Фалесом человеческий логос уверенно пустился в путь завоевания реальности – как целого, так и частей, которые стали объектами частных наук.
Основные мысли:
· Прекраснее всего космос, ибо он творение Бога.
· Что трудно? – Познать самого себя.
· Что легко? - Давать советы другим.
· Невежество – тяжкое бремя.
· Поучай и учись лучшему.
· Я благодарен судьбе за три вещи: во-первых, за то, что родился человеком, а не зверем; во-вторых, за то, что мужчиной, а не женщиной; в-третьих, что эллином, а не варваром.
ХИЛОН ИЗ Лакедемона (первая пол. VI в. до н.э.) – древнегреческий государственный деятель, сын Дамагета из Спарты.
Основные мысли:
- Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную.
- Не будь в тягость другим.
- Языком не упреждай мысль.
СОЛОН ИЗ АФИН (ок.638 – ок.559 г. до н.э. – прожил 80 лет) поэт, законодатель из Афин; Платон называл его «мудрейшим из семи мудрецов», «самым благородным поэтом».
Основные мысли:
· Законы подобны паутине: слабого они запутывают, а сильный их порвёт.
· В великих делах всем нравиться нельзя.
|
|
· Кто для многих страшен, тот многих должен бояться.
· От богатства рождается пресыщение, а от пресыщения наглость.
· Никогда не слишком.
· Прежде чем приказывать, научись повиноваться.
· Слово есть образ дела.
· Молчание скрепляет речи, а своевременность – молчание.
БИАНТ ИЗ ПРИЕНЫ (VI в. до н.э.) – древнегреческий мыслитель.
Основные мысли:
- Всё своё ношу с собой (omnia mea mecum porto).
- Когда многие возьмутся за дело, не быть добру (т.е. «большинство зло»).
- Худших везде большинство.
- Говори, не торопясь: спешка – знак безумия.
- Люби разумение.
- Недостойного за богатство не хвали.
- Не силой бери, а убеждением.
КЛЕОБУЛ ИЗ ЛИНДА (нач. VI в. до н.э. – прожил 70 лет) – греческий мыслитель; был правителем г. Линда (о. Родос); отличался силой и красотой; сочинял песни и загадки.
Основные мысли:
- Мера важнее всего.
- Наслаждением властвуй.
- Жену бери ровню, а возьмёшь выше себя – родня её будет над тобой хозяйничать.
- В счастье не возносись, в несчастье не унижайся.
- Больше люби знание, чем незнание.
ПЕРИАНДР КОРИНФСКИЙ (666 – 586 г. до н.э. – прожил 80 лет) – жестокий тиран из Коринфа; убил жену в припадке гнева, из-за наговора на неё своих наложниц, потом которых сжёг живьём.
Основные мысли:
· Мера важнее всего.
· Сдерживай гнев.
· В усердии всё.
· Народное правление лучше тирании.
· Будь готов умереть за Отечество.
· Ничего не следует делать из-за денег.
· Несчастья свои скрывай, чтобы не образовывать врагов своих.
ПИТТАК ИЗ МИТИЛЕНЫ (651-ок.569 г. до н.э. – прожил 82 года) - Один из семи мудрецов; с 579 по 569 г. до н.э. был правителем Свиды; страдал плоскостопием, был распоясанный и грязный, был тщеславным; имел жену знатнее себя, презиравшую его.
Утверждение Питтака «Трудно человеку быть хорошим?!» озаботило все последующие века. Какое слово здесь ключевое? На что мудрец делает смысловой акцент:
Трудно человеку быть хорошим?!
Трудно человеку быть хорошим?!
Трудно человеку быть хорошим?!
Трудно человеку быть хорошим?!
Всего четыре слова, но такова уж мудрость – она и в одном слове совьёт гнездо и из одной фразы разовьёт мысль, глубиной в жизнь и длиной в столетья.
Основные мысли:
ü Тщательно учитывай время.
ü Человека выказывает власть.
ü Лучше простить, чем мстить.
ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (ок.490-430 г. до н.э. – прожил 60 лет) – родом из г. Элея в Италии; италийский философ; был первым, кто изобрёл «Диалектику», т.е. метод опровержения противника путём выявления противоречий в его суждениях.
ü Посвятил всю свою жизнь доказательству невозможности существования «многого»;
ü особенно прославился аргументами против возможности движения;
ü прославился своими АПОРИЯМИ (трудностями) – неразрешимыми противоречиями.
Литературное наследие: «О природе», «Истолкование воззрений Эмпедокла», «Споры», «Против философов».
Основные мысли:
· Философия дарует человеку презрение к смерти.
· Движенья нет.
АНАКСИМАНДР ИЗ МИЛЕТА (ок.610 – 547 гг. до н.э. – прожил 63 года) - родственник ученик Фалеса.
Первым стал употреблять термин «архэ» - в философском смысле «первоначало». Ввёл термин «Закон» - путём перенесения юридического понятия на природу. Первый в Элладе начертил географическую карту мира, изготовил глобус, изобрёл элементарные астрономические инструменты, ввёл в употребление солнечные часы
Литературное наследие: «О природе», «О неподвижных звёздах».
Учение о первоначальной стихии – «апейрон» как едином и беспредельном.
Апейрон, не ассоциируется ни с каким конкретным веществом, пор многообразие предметов, живых существ, в т.ч. людей.
· Началом всего является беспредельное время. Но родившись из вечной и неуничтожимой стихии беспредельного, все эти явления сами по себе не вечны. Люди и животные смертны, вещи приходят в ветхость и подвержены разрушению.
|
|
· Из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются по неизбежности.
Такая судьба всего сущего объясняется тем, что апейрон мстит своим созданиям за обособление от себя, за то, что возникнув, они в противоположность ему, обретают предел.
· Откуда приходим, туда и возвращаемся.
И в конце концов эта кара за «индивидуализм» выразится в том, что ограниченные своим пределом, определённые вещи, наполняющие собой мир, исчезнут, и вновь ничто не будет нарушать единства беспредельного.
Ø Рождение и гибель миров происходят согласно порядку времени.
Ø Что бы мы ни назвали бессмертным и непреходящим, то необходимо определиться как Бог.
ПАРМЕНИД ИЗ ЭЛЕИ (ок.540 г. до н.э.) – древнегреческий философ; происходил из богатого рода, из Южной Италии; был учеником Ксенофана и пифагорейца Аминия; встречался и беседовал с Сократом и даже дал однажды молодому Сократу совет:
Ø «Твоё рвение к рассуждениям, будь, уверен, прекрасно и божественно, пока ты ещё молод, постарайся поупражняться побольше в том, что большинство считает и называет пустословием; в противном случае истина будет от тебя ускользать».
Литературное наследие: поэма «О природе».
В своей поэме Парменид, описал посещение его богиней справедливости Дике, которая и раскрывает ему тайну устройства мира. Богиня, символизирующая истину, торжественно провозглашает: «Необходимо, чтобы ты Единое изучил»; и указывает три пути:
- путь абсолютной истины;
- путь изменчивых мнений, ошибок и фальши;
- путь мнений достойных похвалы.
Противопоставление истины и мнения в поэме, ознаменовало замечательное философское открытие – о любой вещи можно высказать самые различные мнения. Но лишь в одном случае мнение будет истинным – в том, когда оно совпадает с реальными её характеристиками. Сколько бы ни было мнений, истина всегда одна.
Ø В познании, откуда бы ни начинать, безразлично, всё равно вернешься к началу, ибо истина, хорошо закруглена.
|
|
Ø Противоречие не соответствует истине.
Согласно Пармениду, бытие – это то, что можно позвать только разумом, а не с помощью органов чувств; более того – постижимость разумом – важнейшее определение бытия. Главное открытие, которое легло в основу его понимания бытия, - это то, что чувственному восприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное; а то что неизменно, вечно тождественно себе, доступно только мышлению.
Ø «Одно и то же есть мысль и то, о чём мысль существует», т.е. мышление и бытие – это одно и тоже.
Значение истины есть результат мышления, и этот результат следует признать, с ним необходимо считаться, даже если разум приходит к выводу, находящемуся в резком противоречии с той картиной мира, которую рисуют нам наши чувства.
Ø Есть бытие, а небытия вовсе нет.
Ø Бытие едино, непрерывно, цельно, неделимо и сплошь однородно.
Единое Парменида – не что иное, как Бог – это и приводит к идее тождества мышления и бытия.
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (ок.535-ок.475 г. до н.э. – прожил 60 лет) - родился и жил в г. Эфесе (Малая Азия), в царской семье. За глубокомыслие и загадочность изложения получил прозвище «тёмный». Имел скверный характер. Постоянно ругался с соотечественниками. В конце жизни удалился в горы и жил отшельником.
Гераклит первым из греческих философов употребил термин «КОСМОС» (т.е. порядок). Первоначально оно применялось к обозначению государственного устройства и даже убранства приведшей себя в «порядок» женщины («Косметика»).
Литературное наследие: «О природе».