Теория атомов

Исходной мыслью своего учения Демокрит, взял «в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, всё существующее разрешается в бесконечное множество первоначальных неделимых вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном пространстве, то, сцепляясь, то, разлучаясь, друг с другом».

Бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое – атом. Атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются.

Они обладают абсолютной плотностью и твёрдостью, и отличаются друг от друга по своему объёму и фигуре. Все тела состоят из атомов. Реальные подлинные свойства вещей суть те, которые присущи атомам. Все остальные чувственно воспринимаемые свойства: вкус, запах, температура и т.д. существуют не в вещах, а только в чувственном восприятии человека.

Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атом – бытие, то пустота – это не бытие. С одной стороны, если бы не было пустоты, то не было бы и реального множества и движения.

С другой стороны, если бы всё было делимо до бесконечности, то пустота была бы во всём, т.е. в мире ничего бы не было, не было бы и самого мира.

Отсюда вывод: если бесконечная делимость уничтожала бы всякую величину, разрешив её в ничто, то должны существовать твёрдые тела, иначе не было бы ничего плотного. Движение Демокрит считал вечным естественным состоянием космоса. При этом движение истолковывалось строго однозначно как механическое перемещение атомов в пустоте.

Суть онтологии Демокрита сводилась:

1. Все вещи образуются из сочетания атомов: всё многообразие мира проистекает из их соединения и разделения. А потому вещи различаются лишь по количеству своих атомов, по их форме, порядку и положению.

2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: по отношению к атому, место занимаемое им, совершенно случайно.

СОФИСТЫ - этот термин, сам по себе позитивный, означающий «мудрый», искушённый, со второй половины IV в. до н.э. означает особый тип философа – профессионала, учителя философии. Стал употребляться как негативный, в особенности в контексте полемики Платона и Аристотеля.

Софисты совершили подлинную революцию, сместив философскую рефлексию с проблематики физики и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества.

Доминантные темы софистики - этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание, т.е всё то, что зовётся ныне культурой. Софисты – это зачинатели гуманистического периода в античной философии.

СОФИСТЫ: Протогор, Горгий, Гиппий, Продин, Антифонт.

ПРОТАГОР АБДЕРСКИЙ (ок. 480-410 гг. до н.э. – прожил 70 лет)

родился в Абдерах. В 411г. до н.э. был обвинён в атеизме, его книга «О богах» сожжена, а сам он приговорён к смертной казни, но после

помилования изгнан из Афин. Утонул на пути из Южной Италии в Сицилию во время шторма.

Литературное наследие: «О богах», «Наука спора», «О первоначальном порядке вещей», «О государстве», «О добродетелях», «Истина, или Ниспровергающие речи», «Великое слово», «О сущем», «О том, что в Аиде».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: