Понятие и свойства товара

Продукты общественного производства - блага и услуги обладают полезностью или потребительной стоимостью. Это свойство продуктов заключается в их способности удовлетворять ту или иную потребность человека. Полезность имеют продукты натуральной и товарной формы общественного хозяйства. Полезность имеют и такие блага, явления, вещи, которые не являются продуктами производства.

Блага и услуги в период товарного производства становятся объектами купли-продажи, т.е. превращаются в товары. Следовательно, они имеют не только полезность, но и способность обмениваться на другие товары или деньги. Это второе свойство товара называют меновой стоимостью или просто стоимостью. Меновая стоимость - это внешнее проявление стоимости, пропорции обмена, количественные соотношения двух товаров при обмене. Например, мешок зерна обменивался на две овцы или приравнивался к десяти денежным единицам. Стоимость товара - это то, что определяет данные меновые пропорции, то, что определяет цену данного товара. Продукты натурального хозяйства этим свойством не обладали, так как предназначались для внутрихозяйственного потребления. Следовательно, некоторое благо может иметь полезность, но не иметь стоимости. Однако, второе свойство товара не может существовать без первого, иметь только стоимость без полезности ни одно благо не может.

Рассмотрим наиболее известные из теорий стоимости, появившиеся в ХVIII-ХIХ вв.

Теория стоимости классической школы политэкономии отличалась тем, что единственным источником стоимости считались затраты труда. Классики считали: два товара обмениваются друг на друга потому, что на их производство затрачено одинаковое количество труда. А. Смит пришел к выводу, что если бы полезность влияла на стоимость, то предметы первой необходимости оценивались бы выше, чем другие товары. Но стакан воды ничего не стоит, а алмаз ценится дороже угля. Между тем вода и уголь удовлетворяют наиболее насущные потребности, поэтому имеют высокую полезность. Поскольку эта высокая полезность не отражается на цене, стоимость не зависит от полезности.

Теория стоимости марксистской школы опиралась на некоторые концепции классиков, но была существенно дополнена. К. Маркс придерживался трудовой теории стоимости, но отмечал, что труд производителя носит двойственный характер, нужно различать две его стороны, чтобы рассуждать об источниках стоимости. С одной стороны, труд производителя является конкретным, т.е. специфическим, который отличен у разных производителей средствами труда, трудовыми операциями и др. Поскольку труд разных производителей различается, его нельзя считать источником соизмеримости товаров, того, что делает товары эквивалентами. Конкретный труд производителя создает полезность товара. Однако в труде производителя есть и другая сторона - абстрактный труд, т.е. такой, который основан на затратах физической, творческой энергии, измеряемых с помощью рабочего времени на производство данного товара. Именно абстрактный труд (вне его специфических характеристик) является создателем стоимости. При этом К. Маркс отмечал, что величина стоимости может быть выражена не индивидуальным рабочим временем отдельных сотрудников, а только тем, которое можно признать общественно необходимым для производства данного товара.

Общественно необходимое рабочее время характерно (при прочих равных условиях) для тех производителей, которые выпускают основную массу товара данного вида. Это означает, что данные производители работают в общественно нормальных для данного уровня развития производства условиях, при средней для этого периода производительности и интенсивности труда. К. Маркс различал понятия «стоимость» и «цена товара». Он подчеркивал, что цена представляет собой денежное выражение стоимости и что они могут не совпадать. Отклонение цен от стоимостей может наблюдаться в сторону повышения или понижения и объясняется несовпадением спроса и предложения в экономике.

Теория факторов производства связывала стоимость с вкладом всех ресурсов в производство товара. Ж. - Б. Сэй и Д. - С. Милль и другие экономисты приравнивали цену товара к затратам предпринимателя на ресурсы. Чтобы производить, он должен выплатить заработную плату, ренту и процент за капитал, а цена созданного продукта должна окупить его издержки и обеспечить хотя бы минимальный предпринимательский доход. Данная теория является продолжением классической концепции стоимости, но придает большее значение капиталу, земле и предпринимательству, считает их полноценными источниками стоимости товара наряду с затратами труда. Однако это не могло быть широко признано экономистами, так как не получила объяснения при этом цена самих ресурсов.

Теория субъективной стоимости (предельной полезности) была разработана австрийскими экономистами. Они предложили искать источник стоимости не в производстве, а в потреблении.

К. Менгер, Э. Бём-Баверк и др. считали стоимость субъективным суждением людей, в основе которого лежит предельная полезность блага. В отличие от своих предшественников, они различали общую и предельную, абстрактную и конкретную полезность. Стоимость блага зависит не от абстрактной способности вещи удовлетворять потребность, а от конкретной полезности определенного блага удовлетворять потребность определенной интенсивности (напряженности). Предельной полезностью стали называть полезность каждой дополнительной единицы блага, поступающей в потребление. Оценка предельной полезности зависит от места данной потребности в иерархии потребностей конкретного потребителя и от степени удовлетворения данной потребности. Стакан воды в пустыне имеет очень высокую полезность, а у реки - очень низкую. По мере увеличения блага в потреблении его предельная полезность убывает.

Субъективные оценки людей индивидуальны, но рынок сводит их вместе и определяет при заданных условиях предложения единые цены товаров для разных покупателей. Чем больше блага на рынке, чем легче их воспроизвести и доставить туда, тем меньше интенсивность соответствующих потребностей и меньше цена товара. В данной теории роль производства рассматривается как второстепенная и за это теория субъективной стоимости подвергалась критике. Кроме того, оппоненты отмечали, что авторы данной теории признают только субъективно-психологические законы и отвергают объективные законы. Но, несмотря на эти недостатки именно данная теория привела к созданию современной теории стоимости, синтезирующей все лучшее, что было в предыдущих теориях.

Теория предельной производительности так же, как и теория предельной полезности, была создана с использованием математической теории пределов. Поэтому сторонников этих двух концепций называют маржиналистами (от слова «предельный»). Эту теорию создали представители американской школы. Они первыми смогли объяснить происхождение и количественное выражение цены ресурсов. Так же, как цена экономического блага зависит от предельной полезности, цена фактора производства определяется его предельной производительностью. В экономике существует объективный закон убывающей производительности ресурсов, т.е. продукт хозяйственной единицы (например, фермерского хозяйства) сокращается при определенном наращивании производственных факторов. Поэтому использование ресурсов зависит от их предельной производительности, т.е. продукта каждой дополнительной единицы ресурса. Чем больше ресурса занято в производстве, тем меньше его предельная производительность, меньше спрос на него и (соответственно) меньше цена. Заработная плата, рента и процент за капитал получили объяснение с точки зрения тех услуг, которые соответствующие ресурсы оказывают производству.

Современная теория стоимости и цены своим происхождением обязана А. Маршаллу, который объединил подходы к источникам стоимости со стороны производства и со стороны потребностей. Современные экономисты уже не спорят о том, создается ли стоимость производством или потреблением. «Мы можем с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, - отмечал Маршалл, - как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц». На основе маршалловской концепции стоимости и цены многие экономисты разных школ и направлений строили свои теории в ХХ в.

Степень напряженности (интенсивности) определенной потребности формирует максимально высокий уровень цены, которую индивидуальные потребители готовы уплатить за данный товар на рынке. Издержки производства на единицу данного товара определяют минимальную цену, по которой индивидуальные производители готовы продать созданный ими товар на рынке. При этом каждый потребитель и производитель стремятся к извлечению выгоды, т.е. покупатели хотят купить дешевле собственных максимальных оценок, а продавцы - продать дороже своей минимальной цены, необходимой для того, чтобы окупились издержки на производство. В процессе конкуренции между продавцами и покупателями на рынке происходит взаимоприспособление индивидуальных оценок и устанавливается единая цена товара. Если объем спроса больше, чем объем предложения, образуется дефицит товара, начинается конкуренция покупателей за приобретение дефицитного товара, что приводит к увеличению цены. Если больше объем предложения, появляется излишек товара, трудности его реализации заставляют производителей снижать цены. Так, в условиях свободного рынка проявляется тенденция к уравниванию спроса и предложения, цены спроса и цены предложения. Это равновесие не означает удовлетворения вообще всех запросов. Часть продавцов и покупателей вынуждены уйти с данного рынка, их индивидуальные оценки стоимости данного товара не могут быть удовлетворены. В теории спроса и предложения А. Маршалла отмечалось, что спрос является функцией от цены, но и цена может являться функцией от спроса, предложение является функцией от цены, но и цены - функция предложения. «Издержки производства, интенсивность спроса, цена продукта взаимно регулируют друг друга» - подчеркивал А. Маршалл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: