Конфликты раннего детства

Конфликты детского этапа развития играют особую роль в жизни человека, поскольку в этот период закладывается фундамент успешности субъекта. Поэтому в этот период очень важно формировать положительное отношение к себе, а также акцентировать внимание ребенка на конструктивных вариантах отношений и взаимодействий с другими. В раннем детстве можно выделить следующие виды конфликтов:

• конфликты эмоциональности (потребность во внимании, страхи, перегрузка психики эмоциональным неблагополучием);

• конфликты взаимодействий, в основе которых лежит стремление манипулировать взрослым, потребность совместной деятельности, но взамен ребенок очень часто получает поверхностное общение или контакт;

• конфликты мотивационной активности, в основе которых кризис «Я сам»;

• нормативные конфликты, характеризующиеся постижением понятий «можно» и «нельзя», а также обусловленные приучением к чистоте и опрятности;

• конфликты отношений, определяемые особенностями детской игры, в которой дети обучаются решению коммуникативно-организационных задач (выбор темы, сюжета; распределение игрушек, ролей; определение состава играющих и реализация правил игровых действий и др.)

• деятельностные конфликты, в русле которых ребенок от достаточно хаотичного взаимодействия, где основную роль играют непосредственные факторы, отражающие личные желания детей, переходит к развитию сознательной целенаправленной и управляемой совместной деятельности.

Данные нормативные конфликты развития реализуются в сюжетно-ролевой игре с помощью:

• физических воздействий (толкают, бьют, кусают);

• опосредованных психологических воздействий (чаще эмоциональных, реализуемых как психологическое давление, слезы, крик, топанье ногами);

• словесных воздействий (отдай, уходи);

• угроз и санкций (ах так…);

• аргументации (я первый, ты не умеешь).

Нормы и правила, вырабатываемые в процессе подобных конфликтов, значительно отличаются от привнесенных взрослыми и способствуют формированию системы социально-психологических знаков данного поколения. Поэтому некомпетентное вмешательство взрослых в детские конфликты зачастую усложняет их собственным содержанием взрослого.

Причины конфликтных взаимоотношений ребенка и взрослого:

• когнитивный диссонанс взрослого и ребенка;

• разрешение всех проблем силовым давлением со стороны взрослого;

• отсутствие участия взрослого в жизни ребенка;

• дефицит эмоционального контакта с матерью;

• неблагоприятная оценка уровня какого-то вида деятельности ребенка (ты не умеешь этого делать);

• распространение негатива на личность ребенка (ты гряз­нуля), оказывающее психотравмирующее действие;

• эмоциональная окраска оценивающего высказывания, основанная на внушающем воздействии (ты плохой и мне не нужен);

• сравнение ребенка с кем-то другим, создающее основу для развития зависти, эгоцентризма и тревожного настроя к оценкам в свой адрес.

Поскольку позиции ребенка и взрослого явно несопоставимы, т.е. общение идет заведомо в разных плоскостях, то у ребенка возможности выиграть конфликт минимальны. Это и заставляет его давать острую эмоциональную реакцию, которая может привести к фиксации на данной негативной форме поведения. Взрослый в процессе общения чаще всего использует примитивное давление для удобства собственного выигрыша. При этом ребенку необходимо конструктивное взаимодействие, осуществляющееся на положительном эмоциональном, интеллектуальном, деятельностном и мотивационном уровнях, на уровне отношений и на бессознательном уровне в сфере духовных ценностей.

Таким образом, для профилактики деструкций в конфликтах детского этапа развития очень важна любовь взрослого и конструктивное взаимодействие ребенка с взрослым, в процессе которого растущий человек ждет пояснений, понимания, сочувствия и поддержки взрослого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: