Конфликты детского этапа развития играют особую роль в жизни человека, поскольку в этот период закладывается фундамент успешности субъекта. Поэтому в этот период очень важно формировать положительное отношение к себе, а также акцентировать внимание ребенка на конструктивных вариантах отношений и взаимодействий с другими. В раннем детстве можно выделить следующие виды конфликтов:
• конфликты эмоциональности (потребность во внимании, страхи, перегрузка психики эмоциональным неблагополучием);
• конфликты взаимодействий, в основе которых лежит стремление манипулировать взрослым, потребность совместной деятельности, но взамен ребенок очень часто получает поверхностное общение или контакт;
• конфликты мотивационной активности, в основе которых кризис «Я сам»;
• нормативные конфликты, характеризующиеся постижением понятий «можно» и «нельзя», а также обусловленные приучением к чистоте и опрятности;
• конфликты отношений, определяемые особенностями детской игры, в которой дети обучаются решению коммуникативно-организационных задач (выбор темы, сюжета; распределение игрушек, ролей; определение состава играющих и реализация правил игровых действий и др.)
• деятельностные конфликты, в русле которых ребенок от достаточно хаотичного взаимодействия, где основную роль играют непосредственные факторы, отражающие личные желания детей, переходит к развитию сознательной целенаправленной и управляемой совместной деятельности.
Данные нормативные конфликты развития реализуются в сюжетно-ролевой игре с помощью:
• физических воздействий (толкают, бьют, кусают);
• опосредованных психологических воздействий (чаще эмоциональных, реализуемых как психологическое давление, слезы, крик, топанье ногами);
• словесных воздействий (отдай, уходи);
• угроз и санкций (ах так…);
• аргументации (я первый, ты не умеешь).
Нормы и правила, вырабатываемые в процессе подобных конфликтов, значительно отличаются от привнесенных взрослыми и способствуют формированию системы социально-психологических знаков данного поколения. Поэтому некомпетентное вмешательство взрослых в детские конфликты зачастую усложняет их собственным содержанием взрослого.
Причины конфликтных взаимоотношений ребенка и взрослого:
• когнитивный диссонанс взрослого и ребенка;
• разрешение всех проблем силовым давлением со стороны взрослого;
• отсутствие участия взрослого в жизни ребенка;
• дефицит эмоционального контакта с матерью;
• неблагоприятная оценка уровня какого-то вида деятельности ребенка (ты не умеешь этого делать);
• распространение негатива на личность ребенка (ты грязнуля), оказывающее психотравмирующее действие;
• эмоциональная окраска оценивающего высказывания, основанная на внушающем воздействии (ты плохой и мне не нужен);
• сравнение ребенка с кем-то другим, создающее основу для развития зависти, эгоцентризма и тревожного настроя к оценкам в свой адрес.
Поскольку позиции ребенка и взрослого явно несопоставимы, т.е. общение идет заведомо в разных плоскостях, то у ребенка возможности выиграть конфликт минимальны. Это и заставляет его давать острую эмоциональную реакцию, которая может привести к фиксации на данной негативной форме поведения. Взрослый в процессе общения чаще всего использует примитивное давление для удобства собственного выигрыша. При этом ребенку необходимо конструктивное взаимодействие, осуществляющееся на положительном эмоциональном, интеллектуальном, деятельностном и мотивационном уровнях, на уровне отношений и на бессознательном уровне в сфере духовных ценностей.
Таким образом, для профилактики деструкций в конфликтах детского этапа развития очень важна любовь взрослого и конструктивное взаимодействие ребенка с взрослым, в процессе которого растущий человек ждет пояснений, понимания, сочувствия и поддержки взрослого.