Лекция 7. Особенности конфликтов в образовательных учреждениях

Особенности конфликтов в образовательных учреждениях

Вопросы для рассмотрения

1. Основные виды и характеристики личностных конфликтов растущего человека.

2. Межличностные конфликты в образовательных учреждениях, их причины и возможности конструктивного разрешения.

3. Роль педагогических коллективов в профилактике деструктивных тенденций в образовательной среде.

1. Основные виды и характеристики
личностных конфликтов растущего человека

Основной целью развития человека является становление личности в социальной системе. Поэтому все конфликты растущего человека могут быть отнесены к личностным. Но при этом не всякий акт развития можно определить как конфликтный. Любой личностный конфликт начинается с возникновения эмоционального неблагополучия. Например, родители не выполняют элементарный режим сна ребенка, нарушается взаимосвязь с природными механизмами бодрствования и отдыха, что вызывает у него негативное эмоциональное состояние. При хроническом варианте подобного поведения родителей происходит дезадаптация ребенка к окружающей среде, возникает эмоционально насыщенное поведение, осознание которого ведет к возникновению внутреннего переживания, затем приводит к кризису, появлению деструктивного поведения и конфликта.

В целом личностные конфликты обусловлены рядом причин, среди которых важно отметить:

• нормативные внутренние противоречия как движущие силы развития, которые претерпевают изменения в процессе развития человека;

• наличие несовместимых способов поведения при переходе с одной стадии развития на другую;

• изменение отношений и требований к себе и окружающим, являющееся закономерным актом развития;

• уникальность личностного склада субъекта, проявляющаяся в стремлении к доминированию в группе и игнорировании чувств как своих, так и других членов группы;

• конфликтный тип личности, формирующийся на основе эмоционального неблагополучия субъекта под воздействием давления социума или обстоятельств;

• аномалии, деформации внутреннего мира субъекта, проявляющиеся в выраженности эмоциональных реакций и в деструктивном поведении;

• дефекты формирования личности, проявляющиеся в отсутствии навыков совместных взаимодействий субъекта деятельности, в искажениях мотивационной сферы, мыслительной деятельности и др.

В процессе всей жизнедеятельности человек проходит через серию личностных конфликтов, среди которых можно отметить: конфликты раннего детства, дошкольного и младшего школьного возрастов, подростковые и юношеские конфликты, конфликты молодости, зрелости и старения. Остановимся на некоторых из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: