Советского периода

Уголовно-исполнительная система России прошла в истории своего становления несколько важных этапов. Первым нормативным актом, регулирующим порядок отбывания наказания и устанавливающим виды мест лишения свободы, являлась Временная инструкция 1918 года. Указанная инструкция предоставляла самостоятельность местным карательным отделам разработку и установление внутреннего распорядка мест заключения; при этом они могли применять правила «Общей тюремной инструкции 1916 г.», которые не отменены революцией и не противоречат положению Временной инструкции. Временная инструкция определяла следующие места заключения:

1) общие места заключения (тюрьмы);

2) воспитательно-карательные реформатории;

3) и земледельческие колонии (в основном для молодежи);

4) испытательные заведения для лиц, в отношении которых есть основания для послабления режима или досрочного освобождения;

5) карательно-лечебные заведения (для арестантов с заметно выраженными психическими деформациями);

6) тюремные больницы.

Не смотря на довольно широкий перечень исправительных учреждений, фактически функционировали только общие места заключения (тюрьмы и тюремные больницы). Таким образом, вновь создаваемая система исправительных учреждений советской России изначально носила характер тюремной.

В этот период времени существенно возрос уровень преступности (политической и общеуголовной). Советская власть в условиях гражданской войны постановлением СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» фактически объявила о необходимости создания нового по большей части карательного вида исправительных учреждений концентрационных лагерей[122]. Эти лагеря были созданы лишь в 1919 г. и их существование было закреплено Декретом ВЦИК от 15 апреля 1919 г. и Постановлением ВЦИК от 17 мая 1919 г. «О лагерях принудительных работ».

Таким образом, исправительно-трудовая система России того времени фактически приобрела уже характер тюремно-лагерной. Правовые основы функционирования концлагерей отличались от исправительно-трудовых учреждений. В лагеря по постановлению ВЧК направляли на время гражданской войны лиц из числа иностранных граждан и представителей ранее господствующих классов.

Важным этапом в развитии исправительно-трудового законодательства стали «Правила внутреннего распорядка в местах заключения», введенные циркуляром НКЮ в июле 1920 г. Правила представляли собой сжатое изложение разделов и статей, которые составили в последующем основу «Положения об общих местах заключения РСФСР» 1920 года.

В 1929 году (11 июля) постановлением Совета народных комиссаров СССР «Об использовании труда уголовно-заключенных» создавались две параллельные структуры мест лишения свободы: в ведении ОГПУ СССР и в ведении республиканских НКВД. Основу первой структуры составляли исправительно-трудовые лагеря для осужденных к лишению свободы на срок свыше трех лет.

Активный период создания и последующего расширения лагерной системы России охватывается 18-м и 27-м годами. 15 апреля 1919 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет издал декрет "О лагерях принудительных работ». Этот декрет узаконил создание лагерной системы. Указанный декрет предписывал
организацию лагерей принудительных работ при Отделениях Управления
Губернских Исполнительных Комитетов. В силу этого, губернские комитеты
обязывались создавать лагеря. Организация и заведывание лагерями возлагались на Губчека (Губернские Чрезвычайные Комиссии).
Лагеря создавались в основе своей для подавления инакомыслия и уничтожения политических заключённых. Одним из первых лагерей для политических заключенных был лагерь на
Соловецких островах. Сразу после его создания начали комплектоваться
вспомогательные лагеря: Вагиракша в Кеми и Попов остров на Белом море
(последний являлся пересыльным пунктом на Соловки). Система этих лагерей называлась УСЛОН (Управление Соловецких Лагерей Особого Назначения).
Труд заключенных в лагерях использовался для разработки лесных
массивов в Карелии, Сибири, районе Печоры и добычи полезных ископаемых на Ухте, Печоре, острове Вайгач, сибирских приисках и т. д.
Создание концентрационных лагерей привлекало и тем обстоятельством, что для их организации не требовалось больших государственных финансовых затрат. Первой задачей заключённых была постройка помещений для администрации, охраны и их самих. Территория ограждалась колючей проволокой. Затем начиналась изнурительная физическая
работа в лесу, штольнях, на сплаве и т. д., которая для лагерников в
подавляющем большинстве заканчивалась смертью.
Для обеспечения рабочей силой крупных строек социализма были созданы
системы и управления строительств Беломорского канала в Карелии, Свирьстроя в Ленинградской области и целы ряд других.

Создание и использование в системе исправительно-трудовых учреждений концентрационных лагерей привело к тому, что страна буквально покрывалась их сетью. Только в Орловской губернии в 20-х годах насчитывалось 5 концлагерей. Через них прошли сотни тысяч российских граждан. В одном лишь лагере № 1 за 4 месяца 1919 года побывало 32 683 человека. Число концлагерей непрерывно росло. Если в ноябре 1919 года их было всего 21, то в ноябре 1920-го - уже 84.

Достаточно серьёзное влияние на процесс становления системы оказывала её организационная неопределённость и ведомственная принадлежность. Руководство советской системой исполнения наказаний передавалось от одного ведомства в другое. С образованием общесоюзного НКВД (Народный комиссариат внутренних дел) в соответствии с Постановлением ЦИК от 10 июля 1934г. все места лишения свободы были переданы в его ведение. В этот же период исправительно-трудовые колонии, ранее бывшие в системе Народного Комиссариата Юстиции, передаются в ведение вновь организованного Главного Управления исправительно-трудовых лагерей итрудовых колоний (ГУЛАГ). Это название дано бывшему Управлениюконцентрационных лагерей ОГПУ и Управлению исправительно-трудовых мест заключения Народного Комиссариата Юстиции. ОГПУ переименовывается в Главное Управление Государственной безопасности вновь созданного НКВД. В этот же период вводится термин "тюремное заключение".

Достаточно проблемным вопросом того периода являлся вопрос о создании принципиально новой правовой базы в области исполнения уголовных наказаний. Одновременно с появлением значительного числа подзаконных актов в сфере исправительно-трудового права возникла объективная необходимость их систематизации. Потребность в этом была подтверждена научными и практическими работниками на Всероссийском съезде работников исправительно-трудовых учреждений, проходившем в Москве в период с 18 по 24 октября 1923 года.

В результате обобщения научных рекомендаций и систематизации нормативных документов в 1924 г. был принят первый советский исправительно-трудовой кодекс (ИТК)[123], который действовал достаточно короткое время.

Историческая заслуга ИТК 1924 года состоит в том, что здесь на законодательном уровне была закреплена государственная система исправительно-трудовых учреждений, основная задача которых состояла в обеспечении мер социальной защиты. Систему органов исправительного характера по ИТК РСФСР 1924 г. составляли:

1) дома заключения для подследственных, приговоренных к лишению свободы до вступления приговора в законную силу, лишенных свободы на срок до 6 месяцев;

2) исправительно-трудовые дома для лишенных свободы на срок свыше 6 месяцев;

3) трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные) для лишения свободы без строгой изоляции на срок не свыше 5 лет лиц, принадлежавших к классу трудящихся, совершивших преступления по несознательности в первый раз или в силу тяжелых материальных условий, случайно, и не склонных к побегу;

4) изоляторы специального назначения для лишенных свободы со строгой изоляцией, не принадлежащих к классу трудящихся, а равно лиц хотя и принадлежащих к трудящимся, но особо опасных для Республики или переведенных в порядке дисциплинарного взыскания;

5) переходные исправительно-трудовые дома для лиц, обнаруживших способность к трудовой жизни и отбывших часть срока лишения свободы в других местах заключения (полусвободный режим).

Постановлением ВЦИК, СНК РСФСР от первого августа 1933 года был утверждён новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР[124].

Указанный правовой документ определял в качестве основных задач уголовной политики пролетариата того периода защиту диктатуры пролетариата и осуществляемого им социалистического строительства от посягательств со стороны классово-враждебных элементов и нарушений со стороны как деклассированных элементов, так и неустойчивых элементов из среды трудящихся. Соответственно этому исправительно-трудовая политика преследует цели:

а) ставить осужденных в условия, преграждающие им возможность совершения действий, наносящих ущерб социалистическому строительству, и

б) перевоспитывать и приспособлять их к условиям трудового общежития путем направления их труда на общеполезные цели и организации этого труда на началах постепенного приближения труда принудительного к труду добровольному на основе соцсоревнования и ударничества.

3. Основным типом мест лишения свободы являются трудовые колонии различных видов, куда помещаются осужденные применительно к их трудовым навыкам, в зависимости от их классовой опасности, социального положения, возраста и успешности исправления. Местами лишения свободы являлись:

1) изоляторы для подследственных;

2) пересыльные пункты;

3) исправительно-трудовые колонии;

4) фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные колонии;

5) учреждения для применения к лицам, лишенным свободы мер медицинского характера (институты психиатрической экспертизы, колонии для туберкулезных и др. больных).

6) учреждения для несовершеннолетних лишенных свободы[125] (школы ФЗУ индустриального и сельскохозяйственного типа).

Исправительно-трудовой кодекс 1933 года по своей сути был достаточно демократичным, что в свою очередь вступало в явное противоречие с проводимой в то время политикой «социальных зачисток» от враждебных классов. В силу этих причин после принятия ИТК последовало и принятие большого числа ведомственных нормативных документов в области организации исполнения наказаний, которые в большей своей части не согласовывались с положениями ИТК и даже им противоречили. Таким образом, ИТК 1933 года после его принятия и впоследствии явился лишь декларативным правовым актом – «документом о намерениях». Вся деятельность исправительно-трудовой системы страны с указанного момента, как показывает история, регулировалась преимущественно ведомственными правовыми актами, а ИТК РСФСР 1933 года фактически прекратил своё существование, что повлекло за собой усиление не законодательного, а, по сути дела усмотрительного фактора в вопросах исполнения уголовных наказаний. Отчасти такой постановкой вопроса можно объяснить и то факт, что с конца 1938г. происходит усиление изоляциизаключенных в исправительно-трудовых лагерях. С другой стороны ощущение возможной военной агрессии послужило основанием к усилению волевого стиля руководства местами лишения свободы. Строгой изоляции в то время подвергались осуждённые:

1) за бандитизм и разбой;

2) водворявшиеся в штрафной изолятор;

3) ранее судимые за преступления в местах лишения свободы;

4) склонные к побегу;

5) отказывающиеся от работы;

6) систематически нарушающие требования режима содержания.

Таким же образом в предвоенные годы ужесточались и режимные требования в местах лишения свободы. Так, 15 июля 1939г. Приказом НКВД СССР «Об отмене практики зачета рабочих дней» в целях максимального использования рабочей силы, заключенных на строительстве и производстве была отменена система досрочного освобождения заключенных.

С началом войны перед НКВД СССР стала задача перестройкилагерей и колоний в соответствии с требованиями военного времени. Осуждённые привлекались на работы за пределами колоний и на службу в действующую армию. Так, в 1941 г. из мест лишения свободы было освобождено 480 тысяч осужденных с направлением в действующую армию и 200 тысяч освобождено и направлено для выполнения работ оборонного характера.

Серьезные изменения социальной жизни советского государства, происходившие во второй половине 50-х годов, на основе расширения и укрепления законности в сфере исполнения уголовных наказаний, создали реальные возможности для глубокого исследования проблем уголовной репрессии, разработки на этой основе научно обоснованных положений развития уголовного и исправительно-трудового законодательства.

После длительного вынужденного застоя в конце 50-х годов и на протяжении 60-80-х годов возобновляются и продолжаются весьма интенсивные разработки теоретических проблем исполнения лишения свободы. В этот период благодаря научно обоснованным рекомендациям учёных особо актуально встал вопрос о реорганизации исправительно-трудовой системы СССР. В этой связи, 10 июля 1954г. было утверждено Положение «Об исправительно-трудовых лагерях и колониях СССР». Основной задачей исправительно-трудовых учреждений признавалось создание условий, исключающих возможность совершения осужденными новых преступлений, а конечной целью их деятельности - исправление и перевоспитание осужденных.

Отмена в 1947г. смертной казни существенно осложнила обстановку в местах лишения свободы. В этой ситуации государство приняло решение об организации лагерей особого назначения, в которых содержались лица,

осужденные за особо опасные преступления, которые по сравнению с иными категориями осужденных несли повышенную дисциплинарную ответственность за нарушение режима.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1443-719 от 25.10.1956 г. «О мерах по улучшению работы МВД СССР» положило начало серьезной перестройки деятельности системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы. Основным видом исправительных учреждений становятся исправительно-трудовые колонии. Было разработано Положение «Об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД» 1958 года.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 9 октября 1961 г. было

утверждено «Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах». Положение предусматривало в целях раздельного содержания разных по степени общественной опасности категорий осужденных и дифференцированного на них воздействия четыре вида режима: общий, усиленный, строгий и особый. Тюрьмы, как места лишения свободы, сохранялись, но только для осужденных, нуждающихся в особо строгой изоляции.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 октября 1969 года были введены в действие «Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. 19 декабря 1970 года был утвержден новый исправительно-трудовой кодекс, который вступил в законную силу 1 июля 1971 года.

В целях сокращения числа осуждённых, отбывающих наказание в виде лишения свободы, 15 марта 1983 года Указом ПВС СССР было принято «Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных». Положение определяло порядок исполнения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью, штрафа, общественного порицания, конфискации имущества, лишения воинского или специального звания. В качестве основных средств исправления и перевоспитания осужденных ИТК называет: режим отбывания наказания, общественно полезный труд, политико-воспитательную работу, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных.

Некоторые изменения коснулись и исправительно-трудовой системы. Так, указом ПВС СССР от 8 февраля 1977 года был введен новый вид колоний-

поселений, для лиц, совершивших преступления по неосторожности, для осужденных к лишению свободы на срок не свыше пяти лет. В дальнейшем в колонии-поселения стали направляться все лица, впервые осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности.

В 1985 годы создается новый вид колоний-поселений для осужденных впервые за умышленные преступления.

Тюрьмы по ИТК 1970 года предназначались для содержания особо опасных рецидивистов, которым лишение свободы назначалось в виде тюремного

заключения, лиц, осужденных за тяжкие преступления, а также переведенные из ИТК за злостные нарушения режима. ИТК предусматривал исполнение наказания в отношении несовершеннолетних в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима.

Режим исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в 60-90

годы в своей основе был определен Положением об ИТК и тюрьмах 1961 года.

Основные требования режима определялись исправительно-трудовым кодексам и широким комплексом подзаконных актов.Особое место занимали Правила внутреннего распорядка ИТУ 1972 и 1986 годов. Правила устанавливали:

1) нормы приёма осужденных в исправительных учреждениях;

2) правила поведения осуждённых во время работы и отдыха;

3) перечень работ и должностей, на которых запрещалось использование осужденных;

4) перечень и количество предметов и вещей, которые осуждённые могут иметь при себе;

5) порядок изъятия запрещенных к хранению и использованию предметов;

6) правила проведения проверок, предоставления свиданий, приема и передачи осужденным посылок и т.д.

Правилами внутреннего распорядка ИТУ 1972 года в исправительно-трудовых учреждениях устанавливалась и юридически закреплялась отрядная система содержания осуждённых. Численность осужденных в отрядах определялась в зависимости от вида режима и составляла от 50 до 120 человек.

В 1977 году Указом ПВС СССР Основы исправительно-трудового

законодательства были дополнены нормой, разрешающей предоставление осуждённым право на краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы. Краткосрочные выезды могли быть разрешены осужденным в связи с исключительными личными обстоятельствами.

Исправительно-трудовой кодекс закрепил основные формы политико-воспитательной работы с осужденными, к которым отнёс:

1) трудовое соревнование;

2) разъяснение законодательства;

3) агитационную и пропагандистскую работу;

4) культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу;

5) индивидуальную работу.

Политико-воспитательная работа с осужденными должна была проводиться дифференцированно с учетом вида ИТК и установленного в нем режима. В тюрьмах и помещениях камерного типа такая работа проводилась покамерно.

Начиная с 1991 года, по настоящее время в рамках реформы уголовно-исполнительной системы были приняты важнейшие правовые акты в сфере применения уголовных наказаний и обращения с осуждёнными. Предпосылкой законодательных нововведений явилось принятие 12 июля 1990 года Декларации о государственном суверенитете, в которой провозглашались высшей ценностью интересы человека. Это положение было развито и дополнено в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 года.

Закон Российской Федерации 12 июня 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» внес существенные изменения в нормативную базу функционирования уголовно-исполнительной системы. Российское исправительно-трудовое законодательство было приведено в соответствии с международными нормами права, осуждённым была гарантирована свобода совести и вероисповедания. Служители культа различных религиозных конфессий получили возможность посещать места лишения свободы с целью отправления религиозных обрядов. Администрация исправительных учреждений обязывалась разъяснять осужденным их права и обязанности, условия труда и отдыха, предоставления возможности ознакомления с различными нормативно-правовыми актами. Законом устанавливалась возможность предоставления отпусков всем работающим осужденным, а время их работы в период отбывания наказания в виде лишения свободы стало зачитываться в общий трудовой стаж. Были сняты ограничения на отправление осужденными писем и телеграмм, отменены такие меры взыскания, как лишение посылок, передач и свиданий. Некоторое послабление получили и осуждённые женщины, имеющие детей до 3-х лет. Они получили возможность проживания за пределами исправительного учреждения.

Закон РФ от 17 декабря 1992г. «О внесении изменений в ст. 24 УК РФ»

вводил норму, согласно которой при замене в порядке помилования смертной казни лишением свободы оно могло быть назначено пожизненно. Исходя из этого положения, начали функционировать учреждения, предназначенные для содержания лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы (колонии особого режима).

Закон Российской Федерации «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР» от 6 июля 1993 года внес существенные изменения в деятельность уголовно-исполнительной системы. Были ликвидированы исправительно-трудовые колонии усиленного режима, а осужденные, содержащиеся в этих колониях, переводились в колонии общего режима. Закон изменил и систему распределения осужденных по видам режима, взяв за основу общественную опасность конкретной личности, а не количества судимостей, чем вошел в противоречие с принципом дифференциации исполнения наказания, так как в одном исправительном учреждении оказались лица как впервые судимые, так и рецидивисты.

Важной вехой в вопросах становления уголовно-исполнительной системы явилось принятие Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который определил правовые основы организации и функционирования системы исполнения наказаний и иные важные вопросы статусного состояний участников уголовно-исполнительных отношений.

В соответствии с постановлением «О временных следственных изоляторах, расположенных на территории ИТК» от 21 января 1993 года эти учреждения создавались для содержания осужденных, в отношении которых приговоры не вступили в законную силу. Осужденные, в отношении которых приговоры не вступили в законную силу, из переполненных следственных изоляторов могли переводиться во временные следственные изоляторы, созданные на территории ИТК.

Законодательные перемены коснулись практически всех аспектов исправительно-трудового законодательства. Претерпели изменения и режимные требования к процессу исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы. Законом вменялась в обязанность администрации исправительных учреждений разъяснять осуждённым в полном объеме их права и обязанности, условия труда и отдыха. Осуждённым предоставлялось право на четыре телефонных разговора в год продолжительностью до пятнадцати минут каждый при наличии технических возможностей. Изменились условия и порядок краткосрочных выездов осужденных из мест лишения свободы. Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка при ИТК, был разрешен краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы на время отпуска для устройства детей у родственников, опекунов или детских и т.д.

Правотворческая деятельность предопределила необходимость принятия нового исправительно-трудового законодательства. В результате этого в 1996 году был принят новый уже Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, вступивший в законную силу с 1 июля 1997 года (принят Государственной Думой 18 декабря 1996 года, одобрен Советом Федерации 25 декабря 1996 года).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: