Действующая

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (Министерство юстиции РФ)
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН)   Федеральная служба судебных приставов (ФССП)
Главные управления (управления) исполнения наказаний субъектов РФ (УИН, ГУИН)

Воспитательные колонии, лечебные исправительные колонии, исправительные колонии общего, строгого, особого режимов. Тюрьмы.   Колонии-поселения, арестные дома. Лечебные, лечебно-профилактические исправительные колонии
Следственные изоляторы ст. 77 УИК (СИЗО)   Межрайонные (районные) уголовно-исполнительные Инспекции (УИИ)
 
Исправительные учреждения предназначены для исполнения наказания в виде лишения свободы (ст. 74 УИК РФ)

исправительные колонии для взрослых осуждённых, лишённых свободы, которые делятся на учреждения открытого типа, (колонии-поселения), полуоткрытого типа (исправительные колонии общего и строгого режимов) и закрытого типа (исправительные колонии особого режима).
воспитательные колонии для содержания несовершеннолетних осуждённых, а также положительно характеризующихся осуждённых, оставленных в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет
лечебные, лечебно-профилактические исправительные колонии предназначены для содержания, амбулаторного лечения и медицинского обслуживания осуждённых, больных открытой формой туберкулёза, алкоголизмом и наркоманией

колонии-поселения для содержания: осуждённых за преступления, совершённые по неосторожности; положительно характеризующихся осуждённых, переведённых из исправительных колоний общего и строгого режимов; лиц, впервые осуждённых за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести

следственные изоляторы выполняют функции исправительного учреждения для осуждённых: 1) к лишению свободы, оставленных в них для выполнения работ по хозяйственномуобслуживанию; 2) на срок не свыше шести месяцев их согласия
тюрьмы 1)для лиц мужского пола осуждённых на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений; 2) совершивших преступления при особо опасном рецидиве преступлений; 3) переведённых из исправительных колонийобщего и строгого режимов за злостные нарушения режима содержания

ПРЕДЛАГАЕМАЯ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

(Концепция развития уголовно-исполнительной

системы РФ до 2020 года)

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (Министерство юстиции РФ)
ФСИН Главные управления, управления исполнения наказаний субъектов РФ (УИН, ГУИН)

Колонии - поселения
Тюрьмы

с обычным наблюдением
с усиленным наблюдением
тюрьма общего режима
тюрьма усиленного режима
тюрьма строго режима

лечебно-исправительные учреждения
лечебно-профилактические учреждения
воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации законодательно разделяет полномочия учреждений и органов по исполнению всех видов уголовных наказаний (глава 3 УИК). Так, службой судебных приставов-исполнителей исполняется уголовное наказание в виде штрафа по месту жительства (работы) осуждённого (п. 1 ст. 16 УИК РФ).

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют свою деятельность в соответствии с УИК РФ, Положением об уголовно-исполнительных инспекциях[128] и Инструкцией о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества[129]. Они исполняют наказания в виде:

1) обязательных работ;

2) исправительных работ,

3) лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Уголовно-исполнительные инспекции контролируют:

1) поведение и соблюдение установленных судом ограничений условно осужденными;

2) соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденной беременной женщиной и женщиной, имеющей ребёнка в возрасте до 14 лет;

3) соблюдение условий отсрочки отбывания наказания осуждённому мужчине, имеющему ребёнка до четырнадцати лет в случае, если он является единственным родителем;

4) соблюдение правил обязательно лечения от наркомании в соответствии с решением суда;

5) поведение лиц, освобожденных от отбывания наказания условно-досрочно.

6) порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы.

Арестные дома предназначены для исполнения наказания в виде ареста. Суть наказания – краткосрочное лишение свободы в условиях строгой изоляции. Условия содержания в арестных домах аналогичны тем, которые установлены на общем режиме в тюрьмах. По действующему законодательству в них должны содержаться осужденные старше восемнадцати лет, за исключением, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет. Отсутствие до настоящего времени в системе учреждений и органов, исполняющих наказания арестных домов в значительной мере повышает нагрузку на иные исправительные учреждения. Представляется, что исполнение наказания в виде ареста, в особенности в отношении несовершеннолетних, имеет большое предупредительное значение. Исключение ареста, как вида уголовного наказания, из ст. 88 Уголовного кодекса Российской Федерации явно преждевременно. Целесообразность такого законодательного решения не объективирована (не подтверждено выводами практического применения) следовательно, судить о малой эффективности не представляется возможным.

Исправительные центры вводятся в действие с 1 января 2013 года и предназначаются для исполнения наказания в виде принудительных работ.

(Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 14-ФЗ)

Исправительные учреждения предназначены для исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни, В известной степени они обособлены.

Согласно ст. 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются:

1) исправительные колонии общего строгого и особого режимов;

2) воспитательные колонии;

3) тюрьмы;

4) лечебные и лечебно-профилактические исправительные учреждения;

5) следственные изоляторы. Последние выполняют функции исправительных учреждений применительно к осужденным, оставленным для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Исправительные колонии (ч. 2 ст. 74 УИК[130]) предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима. В исправительных колониях могут создаваться изолированные участки с различными видами режима, а также изолированные участки, функционирующие как тюрьма. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Колонии-поселения образованы трех видов:

1) для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности;

2) для осужденных за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавших наказание в виде лишения свободы;

3) для положительно характеризующихся осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режима в порядке, установленном ст. 78 УИК РФ.

В исправительных колониях общего режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, и осужденные женщины, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, а также при всех видах рецидива.

Для женщин законодатель определяет только два вида исправительных колоний − общего режима и колонии-поселения.

Кроме того, в колонии общего режима, по усмотрению суда, могут быть направлены осужденные за совершение впервые преступлений небольшой и средней тяжести, если суда посчитал нецелесообразным назначить им отбывание лишения свободы в колонии-поселения, куда они должны направляться по общему правилу.

В исправительных колониях строгого режимаотбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, или осужденные к лишению свободы при рецидиве и опасном рецидиве преступлений, если они ранее отбывали наказание в виде лишения свободы.

В исправительных колониях особого режимаотбывают наказание мужчины, совершившие преступления при особо опасном рецидиве, осужденные к пожизненному лишению свободы, осуждённые, которым смертная казнь заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.

Воспитательные колонии предназначены для содержания несовершеннолетних осужденных, а также положительно характеризующихся осужденных, оставленных в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. Эти колонии относятся к учреждениям полуоткрытого типа и на виды режима не подразделяются. Осужденные несовершеннолетние женского и мужского пола содержатся в разных воспитательных колониях. С целью предотвращения дальнейшей криминализации, которая происходит при переводе достигших восемнадцатилетнего возраста осужденных в исправительные колонии общего режима, закон допускает создание в воспитательных колониях изолированных участков, функционирующих как исправительные колонии общего режима. В изолированных участках осуждённые могут содержаться до достижения ими возраста девятнадцати лет, после чего переводятся в исправительные колонии общего режима.

Тюрьмы относятся к учреждениям закрытого типа и предназначены для содержания следующих осуждённых:

1) лиц мужского пола, достигших совершеннолетия и осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений;

2) совершивших преступления при особо опасном рецидиве преступлений;

3) осуждённых, переведенных из исправительных колоний общего и строгого режимов как злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания.

В тюрьме осужденные могут содержаться в условиях двух видов режима: общем и строгом.

Лечебные исправительные учреждения и лечебно-профилактические учреждения предназначены для содержания, амбулаторного лечения и медицинского обслуживания осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией. Эти учреждения относятся к заведениям полуоткрытого типа. В отличие от остальных исправительных учреждений в лечебных учреждениях раздельное содержание осужденных обусловлено медицинскими критериями − различиями в заболеваниях. В одном учреждении могут содержаться осужденные к отбыванию наказания в исправительных учреждениях разных видов, однако правовой статус каждого из них соответствует виду режима, установленному приговором суда. Особенностью деятельности лечебных исправительных учреждений и лечебно-профилактических учреждений является то, что она регламентируется не только уголовно-исполнительным законодательством, но и нормативно-правовыми актами в сфере охраны здоровья граждан.

Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных.

Следственные изоляторы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.

Как исправительное учреждение следственный изолятор выступает в отношении осужденных к лишению свободы и оставленных в них для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию с их согласия. Следственные изоляторы относятся к заведениям закрытого типа, однако в отношении упомянутых осужденных выступают учреждениями полуоткрытого типа. Согласно ст. 77 УИК РФ для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в следственном изоляторе могут быть оставлены с их письменного согласия лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима. Кроме того, следственный изолятор может выступать как исправительное учреждение и относительно осужденных, привлекаемых для участия в следственных действиях (ч. 3 ст. 77 УИК РФ).

Федеральный орган и территориальные органы, окружные управления уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство и управление соответствующими структурными подразделениями уголовно-исполнительной системы, координируют их деятельность.

Федеральный орган уголовно-исполнительной системы (Федеральная служба исполнения наказаний) осуществляет свою деятельность под контролем Министерства юстиции Российской Федерации. Его основная задача — обеспечение организации исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности Уголовно-исполнительной системы. Федеральный орган Уголовно-исполнительной системы осуществляет свои функции в соответствии с Положением о федеральном органе уголовно-исполнительной системы.

Территориальный орган уголовно-исполнительной системы создается федеральным органом Уголовно-исполнительной системы на территории каждого субъекта Российской Федерации. Он не только руководит подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также спецподразделениями Уголовно-исполнительной системы по конвоированию, но и может создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, акционера или вкладчика, а также в управлении ими.

Помимо руководства учреждениями, исполняющими наказания и находящимися в пределах субъекта Федерации, территориальный орган может осуществлять управление учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, созданными без учета административно-территориального деления, но по согласованию с органами государственной власти тех субъектов РФ, на территории которых эти учреждения расположены.

Окружное управление уголовно-исполнительной системы создается в каждом из семи федеральных округов Российской Федерации. Эти структурные подразделения предназначены для координации деятельности территориальных органов, входящих в федеральный округ, их взаимодействия с управлением по федеральному округу, полномочным представителем Президента Российской Федерации, территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, органами прокуратуры, судами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. В перечень таких предприятий и организаций входят:

1) базы материально-технического и военного снабжения;

2) управления строительства, центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия;

3) межрегиональные ремонтно-восстановительные базы, центры инженерно-технического обеспечения;

4) центральный узел связи, автомобильные и железнодорожные хозяйства, жилищно-коммунальные хозяйства;

5) подразделения технического надзора, лаборатории, научно-исследовательские институты, образовательные учреждения высшего, среднего, начального профессионального и дополнительного образования (учебные центры) и т.д.

Главой 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации регламентируются и следующие важные вопросы:

1) вопросы обязательного уведомления о месте отбывания наказания (ст. 17);

2) порядок применения к осуждённым мер медицинского характера (ст. 18);

3) проведения розыска и осуществления оперативно-розыскной деятельности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества (ст. 18.1).

На администрацию учреждения и органа, исполняющего наказания, возлагается обязанность в течение 10 дней со дня прибытия осуждённого уведомить одного из его родственников по собственному выбору.

Администрация учреждения обязана обеспечивать и обязательное применение к осуждённым предписанных судом мер медицинского характера. Так, к осуждённым к принудительным работам, аресту, лишению свободы, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, применяются принудительные меры медицинского характера (ст. 18 ИУК)..

В том случае, если во время отбывания указанных видов наказаний будет установлено, что осуждённый страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости, которое связано с опасностью для себя или других лиц, администрация учреждения, исполняющего указанные виды наказаний, направляет в суд представление о применении к такому осуждённому принудительных мер медицинского характера.

Осуждённые больные алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированным осуждённым, а также осуждённым, больным открытой формой туберкулёза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, учреждением, исполняющим наказания, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение.

В целях усиления ответственности за половые преступления против несовершеннолетних Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 14-ФЗ статья 18 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации дополнена частью 4 следующего содержания: «Осужденному за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, отбывающему наказание в виде лишения свободы, администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока отбывания наказания, либо при получении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, либо до внесения представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания обязана предложить пройти освидетельствование комиссией врачей-психиатров для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения мер медицинского характера, направленных на улучшение его психического состояния, предупреждение совершения им новых преступлений и проведение соответствующего лечения.

Основанием к освидетельствованию осужденного комиссией врачей-психиатров является добровольное обращение такого осужденного к администрации учреждения, исполняющего наказание, или согласие такого осужденного. Администрация учреждения, исполняющего наказание, обязана обеспечивать проведение освидетельствования осужденного комиссией врачей-психиатров и применение к нему назначенных по результатам этого освидетельствования мер медицинского характера. Очередное освидетельствование осужденного проводится по инициативе лечащего врача, в том числе в случае, когда лечащий врач в процессе лечения приходит к выводу о необходимости изменения мер медицинского характера либо прекращения их применения. Лечение может быть прекращено администрацией учреждения, исполняющего наказание, на основании ходатайства осужденного, находящегося на лечении. Положения настоящей части не распространяются на осужденного, к которому по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера в связи с выявленным у него психическим расстройством, не исключающим вменяемости».

В случаях уклонения осуждённых от отбывания наказания в виде:

1) обязательных работ;

2) исправительных работ;

3) ограничения свободы, а также;

4) условно осуждённых;

5) осуждённых с отсрочкой отбывания наказания силами уголовно-исполнительных инспекций осуществляются первоначальные розыскные мероприятия по установлению места их нахождения. Этими же подразделения указанные категории осуждённых объявляются в розыск.

Органы федеральной службы исполнения наказаний наделены правом осуществления оперативно-розыскной деятельности (п. 8 статьи 13 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ). Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы самостоятельно и во взаимодействии с оперативными подразделениями иных государственных органов, определённых в пределах их компетенции. (Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в редакции Федерального закона от 05.04.2013 N 53-ФЗ и от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

В настоящее время основным нормативным актом, составляющим правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы, является Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Однако этот закон уже не может в полной мере соответствовать тем изменениям, которые произошли в государстве после его издания. Серьезных преобразований и в структуре, и в нормативном регулировании деятельности Уголовно-исполнительной системы потребует также реализация Указа Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314[131].

Одним из приоритетных продолжает оставаться направление по коренной перестройке всей системы государственных органов, исполняющих уголовные наказания, совершенствованию действующего и разработка нового законодательства. К основным правовым документам этого направления следует в первую очередь отнести Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утверждённую Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010г. № 1772-р.

Контрольные вопросы:

1) Дайте понятие и назовите основные функции действующей уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

2) Приведите перечень учреждений и органов, на которые возложены функции по исполнению уголовных наказаний.

3) Какие вопросы регулируются главой третьей действующего Уголовно-исполнительного кодекса?

4) В каком порядке осуществляется уведомление о месте отбывания наказания? На кого возложена эта обязанность уведомления и кого необходимо уведомлять?

5) В каких случаях объявляется розыск осуждённых к наказаниям, не связанным с лишением свободы?

6) Кто правомочен осуществлять розыскные и оперативно-розыскные мероприятия?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow