Лишения свободы

Глава одиннадцатая Уголовно-исполнительного кодекса, как указывалось выше, закрепляет лишь общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы. В тексте закона раскрывается содержание понятия «места отбывания лишения свободы» и определены нормы, регулирующие распределение осужденных по видам исправительных учреждений.

Регулирование процесса исполнения уголовных наказаний начинается с регламентации порядка направления осужденных в места отбывания лишения свободы и приема их в соответствующих учреждениях. Вид исправительного учреждения с соответствующим режимом, в котором осужденному надлежит отбывать наказание, определяется судом. Существующий судебный порядок распределения осужденных по режимным исправительным учреждениям повышает обоснованность вынесенных приговоров и создает предпосылки для осуществления судебного контроля за их исполнением.

В ходе непосредственного судебного разбирательства участники процесса могут высказывать обоснованные доводы о том, где именно целесообразно осужденному отбывать наказание. Решение суда об определении осужденному вида исправительного учреждения может стать предметом рассмотрения в суде второй инстанции или в порядке надзора. Таким образом, всем ходом судебного процесса обеспечивается законность и обоснованность назначения осужденному не только вида наказания, но и вида исправительного учреждения, назначаемого для его исполнения.

Следующим этапом после назначения осужденному вида исправительного учреждения является определение ему места отбывания наказания. Эти вопросы находятся за рамками судебного усмотрения и предписаний Уголовного кодекса, а регулируются уже Уголовно-исполнительным кодексом Российской федерации.

В соответствии с законом (ст. 73 УИК) осужденные к лишению свободы отбывают наказание, как правило, в пределах республики в составе Российской Федерации, в автономной области, автономном округе, крае или области, в которой они проживали до ареста или были осуждены. Это обусловлено необходимостью создания условий для положительного влияния на поведение осужденных семьи, членов трудовых коллективов, где они ранее работали. Кроме того, указанный порядок сокращает сложности трудового и бытового устройства бывших осужденных после их освобождения. При этом также учитываются неодинаковые природно-климатические условия различных регионов России, существенные материально-финансовые затраты государства на перевозку (этапирование, перемещение) осужденных к месту отбывания наказания.

Законом предусмотрены и исключения из общего правила в случаях, когда осужденные к лишению свободы могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения других республик (краев, областей), входящих в состав Российской Федерации. В качестве оснований для такого направления указаны:

1) состояние здоровья осужденного;

2) необходимость обеспечение его личной безопасности;

3) отсутствие соответствующего режимного исправительного учреждения;

4) врачебные предписания и т.д.

Общим для всех случаев является правило, в соответствии с которым, перемещение осуждённых в другие регионы должно, в основном, осуществляться с согласия самого осуждённого. Вместе с тем, как показывает практика, реализовать названную норму в современных условиях нелегко. С учетом требований раздельного содержания осужденных в обозримом будущем едва ли какой-либо из субъектов Российской Федерации окажется в состоянии организовать и содержать на своей территории одновременно все виды исправительных учреждений. Такое «неудобство» относится к небольшим по численности категориям осужденных: женщинам, лицам, нуждающимся в специальном лечении, несовершеннолетним. Очевидно, невозможно в каждой области организовать исправительные учреждения всех видов. При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида осужденные направляются в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего регионов, в которых имеются условия для их размещения и содержания.

Осужденные женщины, несовершеннолетние, а также иностранцы и лица без гражданства направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

При определении региона для отбывания наказания в виде лишения свободы согласие отдельных категорий осужденных не учитывается. К этой категории осуждённых относятся:

1) осуждённые за преступления, предусмотренные статьями Особенной части Уголовного кодекса, исчерпывающий перечень которых определён законом (ст.ст. 126, 127.1, 205, 206, ч. 1 ст. 208, ст. ст. 209–211, 275, 277–279, 281, 317, ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 360 УК РФ);

2) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;

3) осужденные к пожизненному лишению свободы;

4) осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме;

5) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы. Эти категории осуждённых направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Названное положение во многом объясняется исторически сложившейся пенитенциарной практикой и повышенной общественной опасностью перечисленных категорий осужденных.

Виды исправительных учреждений, их режимное назначение установлены статьями 56 и 58 Уголовного кодекса и ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса будут рассмотрены далее. В настоящем разделе целесообразно остановиться лишь на вопросах направления, приема и раздельного содержания лишенных свободы в исправительных учреждениях.

В соответствии с требованиями ст. 75 Уголовно-исполнительного кодекса осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее десяти дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами. Предусматривается также, обязанность администрации следственного изолятора поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания.

Действующим уголовно-исполнительным законодательством устанавливается особый порядок направления осужденных для отбывания наказания в виде лишения свободы с колонии-поселения. В соответствии с требованиями ст. 75.1[166] «Направление осужденных в колонию-поселение» территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее десяти суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении предписание о направлении к месту отбывания наказания и обеспечивает его направление в колонию поселения. В предписании с учетом необходимого для проезда времени устанавливается срок, в течение которого осужденный должен прибыть к месту отбывания наказания. Порядок направления осужденных в колонию-поселение определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Особенность исполнения наказания в колониях-поселениях заключается в том, что осужденный следует в колонию-поселение за счет государства самостоятельно. Оплата проезда, обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда производится территориальным органом уголовно-исполнительной системы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Вместе с тем, по решению суда осужденный может быть заключен под стражу и направлен в колонию-поселение под конвоем в порядке, предусмотренном статьями 75 и 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Такой порядок устанавливается в следующих случаях:

1) при уклонении подозреваемого или обвиняемого от следствия или суда;

2) при нарушениях правил меры пресечения на стадии дознания и предварительного следствия;

3) при отсутствии постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

Осужденные, которые до вынесения приговора содержались под стражей, а также осужденные, которым в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации изменен вид исправительного учреждения, направляются в колонию-поселение под конвоем.

В случае уклонения осужденного от получения предписания или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок до сорока восьми часов. Этот срок может быть продлен судом до тридцати суток.

После задержания суд, в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о заключении осужденного под стражу, и о направлении осужденного в колонию-поселение под конвоем, либо об изменении осужденному вида исправительного учреждения. При этом срок отбывания наказания исчисляется со дня задержания.

В случае признания судом причины неявки осужденного для получения предписания или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок уважительной он направляется в колонию-поселение в порядке, предусмотренным частями первой или второй статьи 78 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации.

Правила перемещения осужденных к месту лишения свободы установлены ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем за исключением осуждённых, следующих в колонию-поселение самостоятельно.

Перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания:

1) мужчин от женщин;

2) несовершеннолетних от взрослых;

3) приговоренных к смертной казни от других категорий осужденных;

4) отдельно друг от друга осужденных за совершение преступления в соучастии;

5) осужденных, больные открытой формой туберкулеза;

6) осуждённых, не прошедшие курса лечения венерического заболевания;

7) осужденные, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, перемещаются раздельно между собой и отдельно от здоровых осужденных, а при необходимости, по заключению врача, в сопровождении медицинских работников.

При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия, они получают одежду по сезону и питание по установленным нормам.

Для временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания, либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое при исправительных учреждениях и следственных изоляторах могут создаваться транзитно-пересыльные пункты. Осужденные содержатся в транзитно-пересыльных пунктах на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором или определением суда либо постановлением судьи. Предельный срок содержания осужденных в транзитно-пересыльных пунктах составляет не более двадцати суток. Порядок создания, функционирования и ликвидации транзитно-пересыльных пунктов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 45-ФЗ).

Перемещение осуждённых, лишенных свободы может быть вызвано и изменением вида исправительного учреждения (ст. 78 УИК).

В зависимости от поведения и отношения к труду в течение всего периода отбывания наказания осуждённым к лишению свободы может быть изменён вид исправительного учреждения.

Осужденный, которому может быть изменен вид исправительного учреждения, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения. Ходатайство об изменении вида исправительного учреждения осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, в котором он отбывает наказание в соответствии со статьей 81 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации. Администрация такого учреждения или органа не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного об изменении вида исправительного учреждения направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного. В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию и о том, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления. В характеристике на лицо, которое на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы, признано страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и которое осуждено за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, должны также содержаться данные о примененных к осужденному принудительных мерах медицинского характера, о его отношении к лечению. Одновременно с ходатайством такого осужденного в суд направляется заключение его лечащего врача. (В ред. Федерального закона от 5 мая 2014 года № 104-ФЗ).

Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:

а) из тюрьмы в исправительную колонию – по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда;

б) из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима – по отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда;

в) из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение – по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания;

г) из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение – по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания. Осужденные, ранее условно-досрочно освобождавшиеся от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, – по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений – по отбытии не менее двух третей срока наказания.

Срок отбывания наказания, определяемый для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осужденного под стражу.

Не подлежат переводу в колонию-поселение:

а) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;

б) осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

в) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

г) осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;

д) осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.

Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены:

а) из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом;

б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима;

в) из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.

Осужденным к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, уклоняющимся от получения предписания, или не прибывшим к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, колония-поселение может быть изменена на исправительную колонию общего режима (Федеральный закон от 22.12.2008 № 271-ФЗ). Изменение вида исправительного учреждения осуществляется только судом.

Осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии, тюрьме или воспитательной колонии. Однако в процессе отбывания наказания возникают основания для перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое. Порядок перевода осужденных определяется отдельными нормативными документами.

Перевод осужденных в другую колонию, в силу необходимости, не означает изменения их классификационной принадлежности, определенной судом при назначении вида исправительного учреждения. Она остается постоянной в течение всего срока отбывания наказания. При совершении осужденным в местах лишения свободы нового преступления суд, при вынесении приговора и назначении нового наказания, может оставить вид исправительного учреждения без изменения или назначить другой вид с более строгими условиями содержания.

Закон регламентирует и порядок приема осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях (ст. 79 УИК). Прием осуществляется администрацией указанных учреждений в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. При приеме осужденных проверяются их личные дела, необходимые документы, идентифицируются личности. Осужденные подвергаются обыску, медицинскому осмотру, их личные вещи — досмотру. При необходимости они проходят санитарную обработку. После указанных процедур осужденные направляются в карантинное помещение сроком до пятнадцати суток, где знакомятся со своими правами и обязанностями, с правилами отбывания наказания. Во время нахождения осужденных в карантине принимается решение о распределении их по отрядам и бригадам с учетом особенностей их личности, профессии, образования, субкультурной принадлежности и др.

Семье, близким родственникам осужденного в соответствии с требованиями в течение десяти суток со дня прибытия в исправительное учреждение направляются извещение с указанием почтового адреса учреждения, перечня продуктов питания и предметов первой необходимости, которые можно посылать, а также основные правила предоставления свиданий.

С момента вступления приговора в законную силу лица, осужденные к лишению свободы, приобретают свой новый правовой статус. Однако фактическая реализация предоставленных им прав и выполнения обязанностей начинается после приема в исправительном учреждении. Этим моментом определяется правовое значение факта приема осужденных в исправительное учреждение.

Закон допускает и возможность оставления осуждённых в следственном изоляторе или тюрьме. В исключительных случаях лица, осужденные к лишению свободы, ранее не отбывавшие лишения свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их письменного согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по их хозяйственному обслуживанию. Такое решение принимает начальник следственного изолятора (тюрьмы), и оно закрепляется в форме приказа. Кроме того, осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе, либо переведены в следственный изолятор в случае необходимости их участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого). Оставление или перевод такого порядка осуществляются на основании мотивированного постановления прокурора, следователя или органа дознания, санкционированного прокурором или его заместителями. Они осуществляются на срок, не превышающий двух месяцев, а санкционированные Генеральным прокурором РФ и его заместителями,— на срок до трех месяцев.

В случае если осужденный к лишению свободы привлекается к уголовной ответственности по другому делу и в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то сроки его содержания в следственном изоляторе определяются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Оставленные осужденные содержатся в не запираемых общих камерах отдельно от иных лиц на условиях, предусмотренных УИК для исправительных колоний общего режима, и пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью два часа.

Необходимость соблюдения требований дифференцированного исполнения наказаний обусловила введение в УИК норм, регулирующих раздельное содержание различных категорий осуждённых. В исправительных учреждениях (ст. 80 УИК) устанавливается правило, в соответствии с которым в период отбывания наказания содержатся раздельно:

1) мужчины от женщин;

2) несовершеннолетние от взрослых;

3) впервые осужденные к лишению свободы отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы;

4) осужденные при опасном и особо опасном рецидиве преступлений;

5) осужденные к пожизненному лишению свободы;

6) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок;

7) в отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные — бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные, например, бывшие государственные служащие.

Вышеизложенные требования раздельного содержания осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка. Осужденные, направленные в указанные учреждения, содержатся в условиях, установленных законом для колонии того вида, который назначен судом.

Законом (ст. 81 УИК) устанавливается, что осуждённые к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии, тюрьме или воспитательной колонии.

Перевод осуждённых для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в следующих случаях:

1) болезнь осуждённого;

2) необходимость обеспечения личной безопасности осуждённого;

3) при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения;

4) в случае возникновения иных исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осуждённого в данном исправительном учреждении.

Статья 81.1. Уголовно-исполнительного кодекса регулирует вопросы регистрации и миграционного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы.

Регистрация и снятие с регистрационного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы граждан Российской Федерации, постановка на миграционный учет и снятие с миграционного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляются администрацией соответствующего следственного изолятора или исправительного учреждения.

Вместе с тем указанные действия не осуществляются в отношении осужденных, содержащихся в транзитно-пересыльных пунктах при следовании к месту отбывания наказания либо при перемещении из одного места отбывания наказания в другое, а также осужденных, переведенных в следственные изоляторы из исправительных учреждений для участия в следственных действиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: