Осуществление контроля за поведением

условно осужденных

Действующее уголовное законодательство предоставляет возможность достаточно широкого выбора отвечающих международно-правовым рекомендациям наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, не связанных с лишением свободы. Среди этих мер преобладает условное осуждение. Условное осуждение – предупредительно-принудительный правовой акт, выраженный в форме обвинительного приговора суда и обязывающий виновного должным образом выстраивать свое поведение в течение установленного испытательного срока.

В соответствии с действующим законодательством (ст. 73 УК) если суд придёт к выводу о возможности исправления осуждённого без реального отбытия наказания, оно (наказание) может назначено условно. При этом условное осуждение имеет место при назначении не всех, а лишь отдельных видов наказания. К таким наказаниям относятся:

1) исправительные работы;

2) ограничение по военной службе;

3) содержание в дисциплинарной воинской части;

4) лишение свободы (только на срок до восьми лет).

Исключительность условного осуждения заключается в том, что оно применяется избирательно. Условное осуждение не может назначаться в следующих случаях:

1) в отношении осуждённых за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста;

2) при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления в течение испытательного срока при условном осуждении, назначенном за совершение умышленного преступления, либо в течение неотбытой части наказания, назначенного за совершение умышленного преступления, при условно-досрочном освобождении;

3) при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

При назначении наказания условно суд учитывает характер и степень общественной опасности совершённого преступления, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства.

При условном осуждении суд устанавливает испытательный срок, в течение которого осуждённый должен своим поведением доказать своё исправление и, тем самым правильно выбранного судебного решения.

Продолжительность испытательного срока находится в прямой зависимости от строгости назначенного уголовного наказания. Так, в случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трёх лет. В случае назначения лишения свободы на срок свыше одного года – не менее шести месяцев и не более пяти лет. Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В указанный срок засчитывается время, прошедшее со дня провозглашения приговора.

В случае назначения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части условно испытательный срок устанавливается в пределах оставшегося срока военной службы на день провозглашения приговора (ч. 3.1 ст. 73 УК). При условном осуждении также могут быть назначены дополнительные виды наказаний.

Суд, назначая условное осуждение, может возложить на условно осуждённого исполнение определённых обязанностей:

1) не менять постоянного места жительства, работы, учёбы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осуждённого (уголовно-исполнительная инспекция);

2) не посещать определённые места;

3) пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания;

4) трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательном учреждении.

5) исполнение иных обязанностей, способствующих исправлению осуждённого (по усмотрению суда).

Контроль над поведением условно осуждённого осуществляется специализированным государственным органом (уголовно-исполнительная инспекция), а в отношении военнослужащих – командованием воинских частей и учреждений.

В течение испытательного срока суд по представлению органа, осуществляющего контроль над поведением условно осуждённого, может отменить полностью или частично либо дополнить ранее установленные для условно осуждённого обязанности.

Избирательность в вопросах условного осуждения следует из позиции законодателя (ст. 73 УК) относительно запрета на условное осуждение лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, а также при совершении преступлений, предусмотренных статьями 131-135, 240, 241, 242.1, 242.2 УК РФ.

По своей сути, условное осуждение – это основанный на законе, обличённый в форму обвинительного приговора, при наличии определённых и достаточных оснований, отказ от применения наказания при убеждённости о возможности исправления осуждённого без отбытия реального наказания при условии соблюдения им определённых судом требований.

К основным признакам, характеризующим условное осуждение, исходя из законодательно закреплённого содержания, следует отнести:

1) обязательность обвинительного приговора, как необходимого условия применения условного осуждения. В приговоре указывается вид и размер наказания, определённого с соблюдением требований статьи 60 УК РФ, который надлежало бы отбывать виновному, если бы к нему не было бы применено условное осуждение;

2) условно могут быть назначены лишь исчерпывающий перечень уголовных наказаний (исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на срок до 8 лет);

3) суд должен быть убеждён в том, что цели наказания могут быть достигнуты без реального отбывания осуждённым уголовного наказания;

4) при назначении наказания условно суд, отдельно от назначенного наказания, устанавливает испытательный срок, в течение которого осуждённый своим поведением должен доказать своё исправление.

Осуществление контроля за условно осуждёнными в уголовно-исполнительном законодательстве рассматривается впервые. Этим вопросы законодатель поместил в раздел восьмой «Контроль за условно осуждёнными» и главу двадцать четвёртую Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации «Осуществление контроля за поведением условно осуждённых».

Контроль за поведением условно осуждённых в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осуждённых, а в отношении условно осуждённых военнослужащих – командованием воинских частей.

В порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, к осуществлению контроля за поведением условно осуждённых привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.

В процессе осуществления контроля могут возникать различные проблемы, решать которые уголовно-исполнительные инспекции без помощи органов внутренних дел не в состоянии (поведение осуждённого в быту, общественных местах, при розыске осуждённых и др.). Поэтому закон позволяет привлекать к контролю за условно осуждёнными участковых уполномоченных, сотрудников криминальной полиции и других служб органов внутренних дел. Сотрудники оперативных аппаратов ОВД наделены правом проведения оперативно-розыскной деятельности по раскрытию совершённых преступлений и задержанию преступников. Это совершенно самостоятельное направление их деятельности, где они, в свою очередь, могут использовать возможности уголовно-исполнительных инспекций. Интересы этих подразделений в этой части пересекаются и совместная их работа представляет обоюдный интерес. Основная же обязанность по контролю за поведением условно осуждённых возлагается на подразделения уголовно-исполнительных инспекций.

Уголовно-исполнительные инспекции обязаны осуществлять персональный учёт условно осуждённых в течение испытательного срока, контролировать их поведение. Суть контроля состоит в обеспечении соблюдения условно осуждёнными общественного порядка и исполнении возложенных на них судом обязанностей.

При назначении условно осуждённому в качестве дополнительного наказания лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью уголовно-исполнительная инспекция в полном объёме осуществляет мероприятия, предусмотренные статьями 33-38 Уголовно-исполнительного кодекса.

В соответствии с требованиями статьи 33 УИК (п.3) уголовно-исполнительные инспекции:

1) ведут учёт осуждённых;

2) контролируют соблюдение осуждёнными установленного приговором суда запрета занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью;

3) проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осуждённые, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определённой деятельностью, запрещённой осуждённым;

4) организуют проведение с осуждёнными воспитательной работы.

Определённые обязанности Уголовно-исполнительный кодекс (ст. 34) возлагает и на администрацию организации, в которой работает осуждённый.

Она обязывается:

1) не позднее трёх дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осуждённого от должности, которую он лишён права занимать, или запретить заниматься определённой деятельностью, направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение об исполнении требований приговора;

2) представлять по требования уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания;

3) в случае изменения или прекращения трудового договора с осуждённым, в трёхдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию;

4) в случае увольнения с работы осуждённого, не отбывшего наказание, внести в его трудовую книжку запись о том, на какой срок, и какую должность он не имеет права занимать или какой деятельностью лишён права заниматься.

Отдельные вопросы порядка исполнения наказания в виде запрета на занятие определённых должностей или занятие определёнными видами деятельности регламентируются иными статьями Уголовно-исполнительного кодекса:

1) обязанности органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие определённой деятельностью (ст. 35);

2) исчисление срока лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью (ст. 36);

3) обязанности осуждённого к лишению права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью (ст. 37);

4) ответственность за неисполнение приговора суда о лишении права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью (ст. 38).

При призыве условно осуждённого на военную службу в военный комиссариат направляется копия приговора суда, а в необходимых случаях и иные документы, требующие для осуществления контроля за поведением условно осуждённого по месту прохождения службы. Командование воинской части обязано сообщить в 10-дневный срок в уголовно-исполнительную инспекцию о постановке условно осуждённого на учёт, а по окончании службы – о его убытии из воинской части.

Условно осуждённые обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями и командованием воинских частей о своём поведении, исполнять возложенные на них обязанности, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию. В случае уклонения условно осуждённого от контроля органы уголовно-исполнительной инспекции обязаны проводить первоначальные розыскные мероприятия по установлению его месте нахождения и причин уклонения (ч. 5 ст. 188 УК РФ).

Органы уголовно-исполнительной инспекции при уклонении осуждённого от контроля с целью уклонения от отбывания наказания вправе обратиться в суд с мотивированным ходатайством о замене условного наказания на реальное.

Верховный суд Российской Федерации своим постановлением от 20 декабря 2011 года. N 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора» [277] дал следующие развёрнутые разъяснения:

1) если условно осужденный скрылся от контроля, суд, рассматривая представление уголовно-исполнительной инспекции или командования воинской части об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного по приговору суда, должен исходить из того, что скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней;

2) суду следует проверять полноту проведенных уголовно-исполнительной инспекцией в соответствии с частью 5 статьи 188 УИК РФ первоначальных мероприятий по установлению его места нахождения и причин уклонения. К таким мероприятиям, в частности, относятся опросы родственников, соседей и других граждан, которым может быть что-либо известно о месте нахождения условно осужденного, проверка по месту работы (учебы) осужденного, запросы в различные организации (адресное бюро, военкоматы, морги, больницы, органы внутренних дел). Если проведенных мероприятий для вывода о том, что осужденный скрылся от контроля, недостаточно, то суд отказывает в удовлетворении представления;

3) с учетом положений статьи 18 УИК РФ объявление розыска условно осужденного, скрывшегося от контроля, не относится к числу вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора;

4) решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного по приговору суда, в отношении условно осужденного, скрывшегося от контроля в течение испытательного срока, может быть принято судом и в случае, когда рассмотрение данного вопроса осуществляется по истечении установленного ему испытательного срока;

5) при рассмотрении вопроса, когда условно осужденному назначен дополнительный вид наказания и до истечения испытательного срока он своим поведением доказал свое исправление, суд принимает решение об отмене условного осуждения и о снятии с осужденного судимости (часть 1 статьи 74 УК РФ) лишь после отбытия им дополнительного наказания;

6) суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, может в течение испытательного срока отменить полностью или частично либо дополнить ранее установленные для условно осужденного обязанности;

7) суд вправе отменить полностью или частично возложенные на условно осужденного обязанности, если установит, например, что условно осужденный добросовестно выполняет возложенные на него судом обязанности, положительно характеризуется по месту жительства, работы, учебы или службы, жалоб на его поведение не поступало. Такое же решение суд может принять, если будут установлены иные обстоятельства (беременность или рождение ребенка, достижение пенсионного возраста, инвалидность и др.);

8) суд вправе дополнить ранее установленные для условно осужденного обязанности, если придет к выводу, что условно осужденный не отчитывался перед уголовно-исполнительной инспекцией или командованием воинской части о своем поведении, не исполнял возложенные на него судом обязанности, не являлся по вызову, а также, если установит иные обстоятельства, свидетельствующие о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей;

Принимая решение о дополнении ранее установленных осужденному ограничений, суд выясняет, какие именно нарушения допущены осужденным либо какие иные обстоятельства свидетельствуют о целесообразности такого решения (например, осужденный отрицательно характеризуется, имеет склонность к употреблению спиртных напитков), и указывает в постановлении мотивы принятого решения.

Меры ответственности условно осуждённых за нарушение требований закона законодательно определены статьёй 190 Уголовно-исполнительного кодекса РФ «ответственность условно осуждённых»:

1) при уклонении условно осуждённого от исполнения возложенных на него обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание, уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его о возможности отмены условного осуждения. Такое предупреждение выносится в письменной форме и доводится до осуждённого под его роспись;

2) в случае неисполнения условно осуждённым требований, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на условно осуждённого других обязанностей, начальник уголовно-исполнительной инспекции вносит в суд соответствующее представление;

3) при наличии достаточных оснований уголовно-исполнительной инспекцией в суд направляется представление о продлении испытательного срока;

4) в случаях систематического или злостного неисполнения условно осуждённым в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей либо, если условно осуждённый скрылся от контроля, начальник уголовно-исполнительной инспекции направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда. Систематическим неисполнением обязанностей являются совершение запрещённых или невыполнение условно осуждённому действий более двух раз в течение года либо продолжительное (более 30 суток) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.

Вопросы отмены условного осуждения или его продления регулируются статьёй 74 Уголовного кодекса Российской Федерации. Законом установлено, что:

1) если до истечения испытательного срока условно осуждённый своим поведением доказал своё исправление, суд, по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осуждённого, может постановить об отмене условного осуждения и о снятии с осуждённого судимости. При этом условное осуждение может быть отменено по истечении не менее половины установленного испытательного срока;

2) если условно осуждённый уклонился от исполнения возложенных на него судом обязанностей или совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, суд, по представлению органа может продлить испытательный срок, но не более чем на один год;

3) в случае систематического или злостного неисполнения условно осуждённым в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей суд, по представлению контролирующего органа может постановить об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда;

4) в случае совершения условно осуждённым в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой тяжести вопрос об отмене или сохранении условного осуждения решается судом;

5) в случае совершения условно осуждённым в течение испытательного срока умышленного преступления средней тяжести, умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления суд отменяет условное осуждение и назначает ему наказание правилам назначения наказания по совокупности приговоров.

Контрольные вопросы

1) Какие правовые основания освобождения от отбывания наказания по действующему законодательству Вам известны?

2) Назовите основные условия прекращения отбывания наказания.

3) Каков порядок освобождения от отбывания наказания?

4) Назовите формальные и материальные основания для условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

5) Каким государственным органом осуществляется контроль за поведением досрочно освобождённых осуждённых?

6) Каковы основные полномочия контролирующего органа?

6) В каких случаях контрольным органом ставится вопрос об отмене условного освобождения от наказания?

7) Какие правовые последствия могут последовать за грубые нарушения условий освобождения от отбывания наказания?

8) В чём правовая сущность условного осуждения?

9) Какие ограничения устанавливаются судом в случае условного осуждения виновного?

10) Какие меры принимаются в случае совершения условно осуждённым нового преступления в течение испытательного срока? Как назначается новое наказание?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: