Выводы и выявленные проблемы финансового состояния предприятия

Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности, и может быть: абсолютно устойчивым, устойчивым, неустойчивым и кризисным.

За рассматриваемый период предприятие имело неустойчивое финансовое состояние (третий тип финансовой устойчивости - предкризисное). Это состояние показывает, что сумма запасов превышает сумму СОС и долгосрочных заемных источников, но меньше суммы собственного оборотного капитала, долгосрочных и краткосрочных заемных источников. Для покрытия запасов используются собственные и привлеченные средства долгосрочного и краткосрочного характера.

На основание проведенного анализа ниже приводятся важнейшие показатели финансового положения и результаты деятельности ОАО «ММК-МЕТИЗ» за рассматриваемый период.

Среди отрицательных показателей финансового положения и результатов деятельности предприятия можно выделить такие:

― коэффициент автономии имеет неудовлетворительное значение (0,15 - 0,23) при норме более 0,4;

― коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет значение, не укладывающееся в норматив (от -0,33 до 0,4);

― все коэффициенты ликвидности быстрой (промежуточной) ликвидности не укладывается в нормативное значение;

― отстающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов предприятия;

― коэффициент покрытия инвестиций значительно ниже нормы;

― критическое финансовое положение по величине собственных оборотных средств.

― не соблюдается нормальное соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения.

Анализ выявил следующие показатели, имеющие исключительно хорошие значения:

― рост выручки за весь рассматриваемый период, за исключением 2013г.;

― рост валовой прибыли за весь период, но более низкими темпами, чем выручка, в 2013г. наблюдается снижение прибыли;

― после убытка в 2009г. наблюдается рост прибыли от продаж, в 2013г. было некоторое сокращение по сравнению с 2012г.;

― прибыль до налогообложения имеет четкий восходящий тренд, в отличие от прибыли от продаж. Данная тенденция явилась результатом положительного сальдо прочих операций;

― чистая прибыль в течение всего периода росла с 1 тыс. руб. в 2009г до 2 989 тыс. руб. в 2013г.

Таким образом, проведенный анализ финансового состояния выявил следующие проблемы:

1. Нерациональная структура источников основных средств;

2. Низкая доля внеоборотных активов, в частности основных средств и высокая степень их износа (более 80% на 31.12.2013г.)

3. Неоправданный рост оборотных активов по статьям запасы и дебиторская задолженность;

4. Сокращение объема кредиторской задолженности большими темпами, чем рост дебиторской задолженности.

Для устранения выявленных проблем и улучшения финансового состояния предприятия предлагается:

1. оптимизация производственных запасов путем сокращения излишних и ненужных запасов;

2. оптимизации расчетов с дебиторами и кредиторами путем совершенствования системы управления дебиторской и кредиторской задолженностью;

3. сокращение неоправданной дебиторской задолженности (в случае необходимости посредством факторинга);

4. обновление основных средств с применением различных финансовых схем (кредита или лизинга).

Для обоснования предлагаемых рекомендаций рассмотрим состояние дебиторской заложенности и основных средств на предприятии.

Для образования дебиторской задолженности рассмотрим основных потребителей продукции ОАО «ММК-МЕТИЗ» табл. 19.

Как видно из табл. 19, среди основных потребителей постоянными являются 2-3 компании (например, Альметьевский трубный завод, УралСпецКран) на долю которых приходится около 20% продаваемой продукции. Остальные крупные потребители появляются с той или иной периодичностью. Около 30% реализованной продукции приходится на прочие мелкие компании. Поэтому основной акцент при предоставлении товарных кредитов стоит обратить именно на эту группу потребителей.

Таблица 19

Основные потребители продукции предприятия

№ п/п Наименование покупателя 2012 год 2013 год
тыс. руб. % от итога тыс. руб. % от итога
  Алта-Русь       16,43
  Альметьевский Трубный завод   8,05   4,22
  Ашинский металлургический завод ОАО   32,09    
  ММК       5,58
  Объединенные крановые технологии 6856,1 2,07    
  ОМНИ-Центр ООО 9219,8 2,79    
  ПК Бежицкий сталелитейный завод       4,87
  ПК НЭВЗ       4,65
  Регионстрой 11115,7 3,36    
  Рустранскомплект 4145,8 1,25    
  Тюменская домостроительная компания   7,56    
  УралСпецКран   9,75   11,97
  Челябкрансервис       23,22
  прочие 109403,6 33,07   29,06
  Итого:   100,00   100,00

Далее проведем анализ дебиторской задолженность по срокам ее погашения (табл. 20).

Из табл. 20 видно, что образование дебиторской задолженности в 2012г. превышало темпы ее погашения. В результате на конец 2012г. произошло увеличение дебиторской задолженности в 3 раза с 23 160 до 69 576 тыс. руб., однако это не привело к образованию просроченной задолженности. В 2013г. за счет сокращения объемов реализации и превышения темпов инкассации дебиторской задолженности над ее образованием произошло снижение ее уровня до 23 498 тыс. руб., что практически соответствует уровню начала 2012г. На предприятии не формируется резерв по сомнительным долгам, поэтому вся списанная дебиторская задолженность относится на финансовый результат. За два года списано безнадежной дебиторской задолженности на сумму 135 тыс. руб., что является не столь существенной суммой. В связи с этим мероприятия по совершенствованию работы с дебиторской задолженностью будут носить лишь рекомендательный характер организационного плана.

Таблица 20

Дебиторская задолженность по срокам погашения

№ п/п Наименование группы дебиторской задолженности Период На начало года Поступление в течение года Выбытие в течение года Остаток на конец года
Погашено Списано
  Долгосрочная дебиторская задолженность 2012г.          
2013г.          
  Краткосрочная дебиторская задолженность 2012г. 23 076 510 850 464 391   69 492
2013г. 69 492 455 673 495 670   29 487
  Просроченная дебиторская задолженность 2012г.          
2013г.          
  Итого: 2012г. 23 160 510 850 464 391   69 576
2013г. 69 576 455 673 495 670   29 487

В современных рыночных условиях, становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты хозяйственной деятельности, предприятие должно предпринять меры по обеспечению нормального финансового состояния, которое обеспечит ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

Исходя из проведенного анализа финансового состояния предприятия, с целью его улучшения предлагаются мероприятия по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью.

Как было отмечено раньше, политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

При этом, вырабатывая политику кредитования покупателей и заказчиков, предприятию рекомендуется определиться со следующими аспектами:

1. Срок предоставления рассрочки. Определяя договором максимально допустимый срок поставленных товаров, продукции, следует принимать во внимание, как правовые аспекты заключения договоров, так и экономические последствия того или иного варианта, в частности, учет влияния инфляции.

2. Стандарты кредитоспособности. Заключая договор на поставку товаров, продукции, и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей и заказчиков. В зависимости от того насколько кредитоспособен и надежен покупатель и заказчик, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии товаров, продукции, форм оплаты труда и другие, могут меняться;

3. Система создания резервов по сомнительным долгам. При заключении договоров предприятие рассчитывает на своевременное поступление платежей. Однако не исключены варианты появления просроченной дебиторской задолженности, и полной неспособности покупателя рассчитаться по своим обязательствам. Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков, во-вторых, иметь реальную характеристику собственного финансового состояния.

4. Система сбора платежей предполагает разработку:

- процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты;

- критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений;

- системы наказания недобросовестных контрагентов.

5. Система предоставляемых скидок. В предыдущем пункте делался акцент на репрессивные методы работы с недобросовестными дебиторами; гораздо больший эффект имеют методы поощрения, к которым в данном случае относится предоставление покупателям и заказчикам опциона на получение скидки с отпускной цены.

В этом случае возможна разработка специальной кредитной политики для своих покупателей (заказчиков). Так, на основе сведений, собранных предприятием об потенциальных и имеющихся покупателях, касающихся их финансового состояния, а также возможности своевременной уплаты за поставленную продукцию, надежности покупателей, их разбить на три группы:

- надежные покупатели. Сюда относят покупателей, чья финансовая история не вызывает сомнения, основные постоянные крупные потребители, имеющие положительную репутацию, своевременно оплачивающие поставляемую им продукцию. Для таких покупателей может быть предложена кредитная программа предусматривающая предоставление скидок при покупке большого объема товаров, за своевременную и (или) досрочную уплату продукции, скидок за предварительную оплату продукции с предоставлением рассрочки на время для оплаты оставшегося объема товаров.- обычные покупатели. Это крупные покупатели, периодически приобретающие товар, своевременно оплачивающие поставленную продукцию. Для них послужит программа предусматривающая предоставление стандартных скидок за своевременную или предварительную оплату продукции.- группа риска. К ним относятся покупатели, в отношении которых есть определенные сомнения в их возможности своевременно оплатить поставленную продукцию - новые покупатели, в отношении которых отсутствует какая-либо информация об их финансовом положении, приобретающие продукцию небольшими партиями. Для таких потребителей возможна кредитная программа предусматривающая введение штрафных санкций за несвоевременную оплату продукции.

От того, каким образом будет построена кредитная политика в отношении покупателей и заказчиков и финансирование оборотных средств, будет зависеть финансовое состояние предприятия, ее стабильность.

Для управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия рекомендуется ряд мероприятий:

1. Разработать определенные условия кредитования дебиторов, среди которых могут быть: скидки покупателям в случае уплаты полученного товара в течение 10 дней с момента получения товара; оплата покупателем полной стоимости товара, в случае если он приобретает товары с 11-го по 30-й день кредитного периода; оплата покупателем штрафа в случае неуплаты за товар в течение месяца;

2. Контролировать политику диверсификации в отношении дебиторов, т.е. ориентироваться на увеличение их количества для уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;

3. Следить за соотношениями дебиторской и кредиторской задолженности: значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) средств. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;

4. Осуществлять регулярный анализ финансовой отчетности клиентов в сопоставлении с данными предыдущих лет;

5. Формировать своеобразное досье на покупателей, как существующих, так и на потенциальных;

6. Разрабатывать эффективную дифференцированную политику работы с покупателями. Так, например, всех покупателей условно разбить на группы в зависимости от их надежности, финансового состояния и других показателей, важных с точки зрения возможности своевременного расчета за приобретаемую продукцию. Для каждой группы покупателей можно разработать собственную программу предоставления скидок и отсрочек за продукцию;

7. Проводить политику привлечения добросовестных клиентов, предлагая им новые подходы в обслуживании. Например, предоставление скидок за своевременную оплату продукции, досрочную оплату продукции, доставку по месту требования;

8. Создать комиссию по работе с дебиторской задолженностью, в обязанности которой входят систематическое наблюдение за состоянием расчетной дисциплины контрагентов предприятия, проведение сверок расчетов с покупателями. Важной составной частью оперативной работы комиссии должно стать ведение картотеки напоминаний должникам, и своевременное предъявление претензий по оплате товаров (продукции, работ, услуг);

9. Проводить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам, подрядчикам и покупателям, заказчикам, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения задолженности, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать в срочном порядке оперативные меры к ее взысканию;

10. Организовать на предприятии систему аналитического учета дебиторской задолженности не только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических и физических лиц и предлагаемых условий оплаты;

11. Постоянно контролировать состояние расчетов с дебиторами и кредиторами по просроченной задолженности;

12. Имея оперативные данные по просроченной дебиторской задолженности, начать претензионную работу, т.е. высылать уведомления - претензии со всеми расчетами пени за просроченную задолженность, иначе при невозможности востребования долгов произвести списание задолженности на уменьшение финансовых результатов предприятия;

13. Погасить просроченную кредиторскую задолженность, в противном случае ее невыплата приведет к выплате штрафов и ухудшению финансового положения предприятия;

14. Применить на предприятии (в случае необходимости) современную форму рефинансирования текущей дебиторской задолженности - факторинг.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ММК-МЕТИЗ»

Маркетинговая среда фирмы - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.

Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды (рисунок 2.1.)

Рисунок 2.1 - Маркетинговая среда фирмы

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду.

Микросреда - это совокупность факторов, на которые руководство предприятия должно воздействовать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества.

К микросреде относятся следующие элементы: организация (предприятие), поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты, контактные аудитории.

Макросреда слагается из шести основных факторов: демографические, экономические, природные, научно-технические, политические, культурные.

Демография - наука, изучающая население, с точки зрения его численности, плотности и т.п. Для маркетинга демографическая среда представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из людей. Составляется таблица рынков в различных районах и определяется приблизительная численность населения и его структура.

Экономические факторы. Деятели рынка должны обращать внимание на характер распределения доходов с учетом географического местоположения.

Природные факторы включают:

- дефицит некоторых видов сырья (разрушение озонового слоя, вырубки, истощение невосполняемых ресурсов - нефти и т.д.);

- рост загрязнения среды;

- решительное вмешательство государства в регулирование природных ресурсов.

Научно - технические факторы включают:

- ускорение научно - технического прогресса;

- появление безграничных возможностей в создании новых товаров, биотехнологий, робототехники и т.п.;

- рост ассигнований на НИОКР;

- ужесточение госконтроля за качеством и безопасностью товара.

Политико-правовые факторы представлены:

- законодательством по регулированию предпринимательской деятельности;

- повышением требований со стороны государства к государственным. учреждениям, следящим за соблюдением законов;

- ростом числа групп по защите интересов общественности.

Культурные факторы определяются:

- приверженностью к культурным традициям;

- субкультурой в рамках единой культуры;

- временными изменениями вторичных культурных ценностей (прически, мода);

- отношением людей к самим себе - приверженностью к определенным товарам;

- отношением людей к обществу, природе, к мирозданию (культовые интересы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: