Для организации важен как механизм управления процессом решения проблем, так и исполнительный механизм реализации решений.
С точки зрения эффективной адаптации организации к реальным условиям функционирования исключительно важная роль принадлежит механизму управления процессом решения проблем и, следовательно, процессом принятия решений.
Рассмотрим подробнее механизм управления процессом решения проблем в организации.
К функциям управления процессом решения проблем организации относятся прежде всего:
§ предвидение проблем,
§ выявление проблем,
§ диагностика,
§ систематизация и классификация проблем,
§ выработка альтернативных вариантов решений,
§ выбор наиболее предпочтительного альтернативного варианта решения (собственно принятие решения),
§ реализация принятых решений,
§ контроль за реализацией решений.
Предвидение проблем предполагает анализ тенденций изменения внешней и внутренней среды организации, результатов деятельности организации, уже достигнутых и достижение которых только ожидается.
Большое внимание при этом должно уделяться анализу слабых и сильных сторон, возможным опасностям и перспективам, которые ожидают организацию в будущем.
Такой анализ обязателен при разработке проектов и перспективных планов развития организации, широко используется при планировании и называется SWOT-анализом — по начальным буквам его основных составляющих.
Для более четкого представления проблем, с которыми придется, вероятно, столкнуться организации в будущем, необходимо использование аппарата прогнозирования, и прежде всего экспертного прогнозирования. Полезна разработка наиболее вероятных сценариев развития организации, а также внешних и внутренних условий ее функционирования.
Проблемы, возникновение которых ожидается, целесообразно проранжировать по важности, обращая внимание в первую очередь на наиболее важные из них, которые могут оказать существенное влияние на функционирование организации.
К числу внешних могут быть отнесены проблемы, возникающие в связи с развитием международного сотрудничества, с изменением ситуации на рынке ценных бумаг, инвестиционной и налоговой политики государства, с введением новых таможенных пошлин, появлением новых технологий изготовления продукции или с резким изменением ситуации на рынках сбыта, которые необходимо предвидеть и максимально адаптироваться к ним.
К числу внутренних могут быть отнесены проблемы обеспечения функциональных подразделений предприятия необходимыми ресурсами, желательного уровня рентабельности производства, организации эффективного взаимодействия функциональных подразделений для решения стоящих перед предприятием задач и т. д.
Выявление проблем предполагает тщательный анализ текущей деятельности организации. Этот анализ может проводиться как пассивными, так и активными методами.
К числу пассивных могут быть отнесены методы, связанные с анализом поступающей в организацию информации или информации, непосредственно относящейся к области функционирования организации и полученной из внешних источников, в частности из специальных аналитических обзоров прессы, банков данных и т. д.
К числу активных методов выявления проблем относятся прежде всего методы, связанные с использованием опыта и знаний экспертов, специально собранной информации, целенаправленно проведенного исследования.
Выявленные проблемы, так же как и на этапе прогнозирования, должны быть проранжированы по важности. Из них должны быть отобраны те, которые представляют наибольшую опасность либо открывают принципиально новые возможности для развития организации.
После того как проблема выявлена, она должна быть диагностирована с целью определения ее характера и специфики.
Целесообразно создание банков данных, в которых выявленные проблемы могут быть зарегистрированы. В таких банках данных может храниться также информация о решениях, принятых в связи с возникшими проблемами, об исполнителях, которым поручен определенный объем работ, о ходе реализации принятых решений.
Далее необходимо детально обсудить диагностику проблем, их систематизацию и классификацию, выработку альтернативных вариантов решений, выбор наиболее предпочтительного из них, реализацию и контроль за реализацией решений Приведем экономико-математическую модель выбора первоочередных (приоритетных) проблем, стоящих перед организацией, для их первоочередного решения, построенную с использованием методов смешанного (линейного и целочисленного) программирования.
Поскольку один из основных аспектов управления организацией — распределение ресурсов, а определение первоочередности решения проблем, стоящих перед организацией, и есть по существу, задача рационального распределения ресурсов, то модель определения первоочередных проблем целесообразно рассматривать как модель оптимального распределения ресурсов, исходя из сравнительной экономической эффективности заказов и проблем, соответственно выполняемых или решаемых организацией[15].
Пусть имеется перечень из п (n = 1,..., n) заказов, которые организация может выполнить в рассматриваемый промежуток времени, и т (m = 1,..., т) проблем, которые возникают в тот же период и требуют своего решения.
Ожидаемая прибыль при выполнении заказа i равна Ci При решении проблемы j может быть получена дополнительная прибыль Dj, (если дополнительной прибыли при peшении этой проблемы нет, то Dj = 0). Если же эта проблема нерешена, то организация понесет потери — Zj.
Обозначим через Xi переменную, соответствующую заказу номером i и принимающую значения от Xi min до Xi max — от минимально возможного уровня обеспечения заказа i ресурсом до максимально возможного.
Суммарный ресурс вида k обозначим через Rk через Ri,k — количество ресурса вида k, необходимое для выполнения заказа i, а через Rj,k — количество ресурса вида k, необходимое для решения проблемы j.
Тогда задача оптимального распределения ресурсов для организации формулируется следующим образом:
(6.1.)
при ограничениях
(6.2.)
(6.3.)
Yj =1, если проблема j решена организацией,
Yj =0 — в противном случае.
Можно непосредственно убедиться в том, что сформулированная выше экономико-математическая модель содержит задачу определения как первоочередных заказов для выполнения, так и первоочередных проблем, стоящих перед организацией в связи с их решением.
Чтобы получить первую из упомянутых задач, достаточно положить значения переменных Yj = 0, j = 1,..., т. А чтобы получить вторую задачу — достаточно положить значения переменных Хi= 0, i = 1,..., п.
Решение первой из задач позволит нам определить первоочередные заказы, которые целесообразно выполнить организации, если предполагается, что решение возникающих проблем не решается за счет этих же ресурсов.
Решение второй задачи позволит определить первоочередные проблемы, которые надо решить организации, если эти же ресурсы не могут потребоваться для выполнения заказов.
Решение же полной задачи, сформулированной выше, позволит определить заказы, которые необходимо выполнять в первую очередь при наличии стоящих перед организацией проблем, и проблемы, которые необходимо выполнять в первую очередь при наличии у организации потока заказов.
Таким образом, только полная задача, соответствующая формулированной выше экономико-математической модели, позволит дать ответ на вопрос, какие заказы и какие проблемы необходимо решать в первую очередь при имеющихся в распоряжении руководителя организации ресурсах.
Мы не будем останавливаться на методах решения сформулированной выше задачи. Желающие ознакомиться с ними могут найти их в любом учебнике, в котором излагаются методы решения задач математического программирования.
В частности, методы решения задач такого типа хорошо представлены в учебнике по методам принятия решений[16],который используется Ассоциацией присяжных дипломированных бухгалтеров Великобритании.
Литература
1. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – 4-е изд., испр.- М.: Дело. 2003.
Дополнительная литература
1.. Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996.
2. Виханский О. С, Наумов А.И. Менеджмент. М.: Фирма Гардарика, 1996.
3. Короткое Э. М. Концепция менеджмента. М.: ДеКа, 1996.
4. Короткое Э. М. Программа по курсу "Разработка управленческого решения". М.: ИМПЭ, 1995.
5. Морз Ф. М., Кимбелл Дж. Е. Методы исследования операций М.: Сов. радио, 1956.
6. Ларичев О. И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979.
7. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.
8. Мескон М. Х. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998.
9. Румянцева 3. П., Саломатин И. А., Акбердин Р. 3. и др. Менеджмент организации: Учеб. пособие. М.: Инфра-М.. 1997.
10. Рейльян Я. Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989.
11. Франчук В. И. Основы современной теории организации. M.: Академия организационных наук, 1995.
12. Ховард К., Короткое Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства. М.: Инфра-М, 1991
13. Цыгичко В. И. Руководителю о принятии решений. М.: Инфра- М. 1996.
14. Шапиро В. Д. и др. Управление проектами. СПб.: ДваТрИ, 1991
15. Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
Контрольные вопросы
1. Какова роль управленческого решения в управлении организацией?
2. Что определяет организация в деятельности человека?
3. По каким принципам и признакам классифицируются организации?
4. Как подразделяются организации по характеру деятельности?
5. Приведите определения организации.
6. Назовите неотъемлемые составляющие любой организации.
7. Какова роль менеджмента в современной организации?
8. Чем различаются профессиональный и непрофессиональный менеджеры?
9. Что такое модель организации?
10. Приведите примеры моделей организации.
11. Какие типы управления организацией встречаются?
\12. Можно ли доверить принятие управленческого решения компьютеру?
13. Как используются современные технологии при разработке управленческого решения?
14. Назовите базовые элементы моделей процесса принятия управленческого решения.
15. Какая модель является адекватной ситуации принятия управленческого решения?
16. Какие виды моделей управленческого процесса вы знаете?
17. Приведите примеры решающих правил. Как они используются в процессе принятия управленческого решения?
18. Назовите основные управленческие функции в организации.
19. Почему такое важное значение придается совершенствованию технологий производства продукции и оказания услуг в рыночной экономике?
20. Назовите основные виды деятельности производственных организаций.
21. Назовите основные функции управления процессом решения проблем в организации.
22. Приведите примеры внешних и внутренних проблем организации.
23. Охарактеризуйте активные и пассивные методы анализа деятельности организации.
24. Дайте содержательную постановку задачи оптимального распределения ресурсов.
25. Сформулируйте экономико-математическую модель оптимального распределения ресурсов в организации.
26. Как определить перечень первоочередных заказов, которые должны быть выполнены, и первоочередных проблем, которые должны быть решены организацией?
[1] Короткое Э. М. Концепция менеджмента. М.: ДеКа, 1996.
[2] Франчук В. И. Основы современной теории организации. M.: Академия организационных наук, 1995
[3] Виханский О. С, Наумов А.И. Менеджмент. М.: Фирма Гардарика, 1996.,
Короткое Э. М. Концепция менеджмента. М.: ДеКа, 1996.
[4] Короткое Э. М. Программа по курсу "Разработка управленческого решения". М.: ИМПЭ, 1995.
[5] Ховард К., Короткое Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства. М.: Инфра-М, 1991
[6] Ларичев О. И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979.
[7] Ховард К., Короткое Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства. М.: Инфра-М, 1991
[8] Мескон М. Х. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998.
[9] Франчук В. И. Основы современной теории организации. M.: Академия организационных наук, 1995.
[10] Рейльян Я. Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989.
[11] Рейльян Я. Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989.
[12] Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996,
Рейльян Я. Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989.
[13] Виханский О. С, Наумов А.И. Менеджмент. М.: Фирма Гардарика, 1996.
[14] Виханский О. С, Наумов А.И. Менеджмент. М.: Фирма Гардарика, 1996.
[15] Франчук В. И. Основы современной теории организации. M.: Академия организационных наук, 1995.
[16] Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.