Понятие конституции, ее основные черты и юридические свойства

Конституция – один из важнейших институтов демократии. Недаром конституция, впервые появившись в современном понимании в результате буржуазно-демократических революций на рубеже XVIII века, олицетворяет собой нормативно-правовое закрепление предела осуществления власти государства в обществе, и в первую очередь по отношению к человеку и гражданину.

В настоящее время почти все государства имеют конституции. Конституция, занимая особое место в правовой системе страны, играет важнейшую роль в жизни общества и государства.

Можно дать следующее определение конституции: конституция – это система правовых норм, обладающих высшей юридической силой и регулирующих важнейшие общественные отношения, связанные с устройством общества и государства и положением в нем человека и гражданина.

Безусловно, данное определение не претендует на исчерпываемость. Имеется множество других определений конституции. Но практически все они сводятся к осуществлению государственной власти, взаимоотношению между индивидом и обществом, с одной стороны, и государством - с другой.

Конституцию отличают от других нормативных правовых актов черты и свойства, которые присущи только ей.

В условиях правового государства можно выделить такие первичные (основные) черты и юридические свойства конституции, как легитимность, учредительный характер, верховенство, высшая юридическая сила, прямое и непосредственное действие норм, реальность, стабильность.

Легитимность конституции означает, что конституция, с одной стороны, принята в соответствии с действующими правовыми нормами, законным путем (юридическая легитимность), с другой стороны, порядок (процедура) ее принятия признается, одобряется обществом или большей его частью, поддерживается им (социальная легитимность). Действующая Конституция Республики Казахстан 1995 года была принята на республиканском референдуме 30 августа того же года. Ранее, в целях анализа и осуществления независимой экспертизы проекта новой Конституции Республики Казахстан 22 мая 1995 года Президент Республики Казахстан издал Постановление «Об экспертно-консультативном совете при Президенте Республики Казахстан по проекту новой Конституции Республики Казахстан», который был образован в следующем составе: Басин Ю.Г., Ким В.А., Колпаков К.А., Котов А.К., Мухамеджанов Б.А., Нурпеисов Е.К., Сапаргалиев Г.С., Сулейменов М.К., Шайкенов Н.А. Кроме того, были определены по согласованию иностранные эксперты в следующем составе: Алексеев С.С., Жак Аттали и Роллан Дюма[39]. Данному экспертно-консультативному совету было поручено рассмотреть и обобщить замечания и предложения, высказанные в ходе всенародного обсуждения проекта новой Конституции Республики Казахстан[40]. 5 сентября 1995 года Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, вступила в силу[41].

Конституция носит учредительный характер, например, она учреждает (создает) органы государства, определяет их компетенцию и основы взаимоотношений между собой, закрепляет основные права и свободы человека и гражданина. В соответствии со статьей 3 Конституции Республики Казахстан единственным источником государственной власти является народ, который осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам. Таким образом, например, избранный на всеобщих выборах Президент Республики Казахстан в соответствии со статьей 44 Конституции по представлению Премьер-министра определяет структуру Правительства Республики, образует, упраздняет и реорганизует государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики, решает вопросы гражданства, осуществляет помилование граждан и т.п.

Верховенство конституции означает, во-первых, что она является ядром правовой системы страны, и, во-вторых, все законы и иные нормативные правовые акты, в том числе и правоприменительная практика не должны противоречить конституции и должны соответствовать ей. Иначе говоря, конституция в этом смысле является верховным правом страны.

В отличие от Конституции Российской Федерации 1993 года, где в статье 4 установлен принцип ее верховенства на всей территории Российской Федерации, в Конституции Республики Казахстан прямо не закреплен данный принцип. Тем не менее, принцип верховенства исходит из духа Конституции Республики Казахстан. В системе действующего права Республики Казахстан нормы Конституции являются первичными (ст. 4), и нормы законов и иных правовых актов должны соответствовать ей. Государственным органом, обеспечивающим верховенство Конституции Республики Казахстан на всей территории Республики, является Конституционный Совет Республики Казахстан.

Высшая юридическая сила конституции охватывает многие грани (аспекты) в сфере права и проявляется в следующем: 1) в иерархии всех нормативных правовых актов по их юридической силе она занимает наивысшую ступень. Нормы конституции являются нормами более высокого правового уровня по отношению к нормам любых иных нормативных правовых актов; 2) принципы и нормы конституции являются основополагающими, исходными, базовыми не только для конституционного права, но и для других отраслей права – гражданского, административного, трудового и др.; 3) законы и иные нормативные правовые акты должны приниматься (издаваться) только указанными в конституции государственными органами и должностными лицами либо народом на референдуме в соответствии с установленной процедурой и соответствовать конституции[42]; 4) все субъекты правоотношений – государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, граждане, их объединения, иностранцы, лица без гражданства, а также само государство в целом обязаны в первую очередь соблюдать конституцию.

Кроме того, прямое действие конституции выражается в том, что ее нормы являются непосредственно действующими, что все государственные органы, в том числе суды в своей правоприменительной деятельности обязаны в первую очередь руководствоваться нормами конституции как юридическим документом.

В литературе справедливо отмечается, что прямое действие конституции означает, во-первых, что нормы конституции обязательны для органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также для органов местного самоуправления; а во-вторых, что гражданин, который считает нарушенными свои права, может обратиться в суд, ссылаясь исключительно на соответствующую статью конституции, и суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих данную норму законов или подзаконных актов[43]. Более того, мы добавим, что даже если и имеется соответствующий закон или иной нормативный правовой акт, детально регулирующий вопросы прав, свобод и обязанностей граждан и юридических лиц, но данный акт противоречит конституции, суд обязан руководствоваться конституцией. Не случайно поэтому в Конституции Республики Казахстан в Разделе VII Суды и правосудие содержатся положения, предписывающие судебной власти, судьям руководствоваться в первую очередь Конституцией: «Судебная власть… имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечения исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики» (п.1 ст.76); «Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики» (п.2 ст.76); «Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону» (п.1 ст.77); «Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина» (ст.78) и другие положения Конституции.

Разумеется, в литературе правильно указывается, что в Конституции не затрагиваются все стороны жизни общества, а регулируются только базовые, фундаментальные основы общественных отношений[44]. Например, Конституция не может подробно регулировать такие вопросы, как порядок заключения трудового договора; порядок или процедуру судебного разбирательства по гражданским, уголовным и иным делам, подсудные судам судебной системы; порядок производства обыска в жилище и т.п. Однако указанные юридически значимые действия могут быть произведены с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц. Законодательные акты, более детально регулирующие указанные вопросы, не должны противоречить, например, таким базовым, фундаментальным основам, закрепленным в Конституции, как право каждого на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации (ст.24); право каждого быть выслушанным в суде (ст.77); ограничение прав и свобод человека и гражданина при проникновении в жилище, производстве его осмотра и обыска должно производиться в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (ст.ст. 25, 39) и т.п.

Реальность конституции означает, что ее предписания не только адекватно отражают сложившиеся общественные отношения, но и реализуемы и гарантируемы в условиях режима правозаконности и правопорядка. Конституция реальна тогда, когда в сфере реализации права, особенно в сфере правоприменительной деятельности правоохранительных органов, судов, других государственных органов гарантируются конституционные права и свободы человека и гражданина. Если конституция не отвечает данным требованиям, то тогда она является фиктивной и не достойна той бумаги, на которой написана.

Стабильность конституции проявляется в том, что ее нормы более устойчивы, менее подвержены частым изменениям и дополнениям по сравнению с нормами иных нормативных правовых актов, которые для этого предусматривают более усложненный порядок изменения конституционных норм. Сказанное относится к жестким и особо жестким конституциям, поскольку для изменения гибких конституций какой-либо проблемы не существует, т.к. они изменяются в таком же порядке, что и обычные законы.

В переходном (транзитном) обществе, где действует жесткая конституция, частые изменения и дополнения конституции снижают эффективность действия конституционных норм, авторитет конституции, связанный с соблазном внесения частых поправок в нормы конституции в угоду тем или иным политическим группировкам. В то же время несоблюдение, нарушение установленной конституционными нормами процедуры внесения поправок в нормы конституции также снижают силу и авторитет конституции.

Разумеется, сказанное не означает, что не следует вносить поправки в конституционные нормы. Нормы конституции могут перестать соответствовать произошедшим коренным изменениям в общественной жизни, появившимся новым экономическим, социальным отношениям, новым расстановкам политических сил в обществе и государстве. В таком случае, чтобы конституция соответствовала сложившимся общественным отношениям, ее нормы должны быть изменены. В противном случае конституция будет тормозом для дальнейшего прогрессивного развития общества и государства, появления новых демократических институтов. Однако и в этом случае должны быть адекватно просчитаны правовые и политические последствия изменения конституционных норм, которые для этого предусматривают особые процедуры внесения поправок, т.к. внесение поправок в конституцию – вещь серьезная, политически и юридически значимое событие, и затрагивает судьбу общества, государства и каждого отдельного гражданина.

Поэтому за пятнадцать лет действия Конституции Республики Казахстан 1995 года в нее лишь дважды были внесены изменения и дополнения – 7 октября 1998 года и 21 мая 2007 года, которые учитывали реальные потребности государственно-правового развития Казахстана. Форма акта, которым вносятся изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан – Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Как было рассмотрено выше, данный Закон превышает по юридической силе конституционные законы Республики Казахстан (в том числе указы Президента Республики, имеющие силу конституционного закона), поскольку отличается от них более усложненной процедурой принятия. К тому же конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (п.4ст.62). Конституция Республики 1995 года предусматривает, что изменения и дополнения в нее могут быть внесены Парламентом в порядке подпункта 1 статьи 53 и пункта 3 статьи 62 Конституции, а также республиканским референдумом в порядке пункта 1 статьи 91 Конституции.

Кроме того, конституцию отличают от всех иных нормативных правовых актов особая охрана своих норм и положений. Данный вопрос более подробно рассматривается в третьем вопросе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: