Основные этапы конституционного развития Казахстана

Первая Конституция Казахстана принята 18 февраля 1926 года Постановлением ЦИК КССР. В то время Казахстан был частью РСФСР. Конституция 1926 года закрепила власть трудящихся, определила форму правления, государственного устройства, политический режим, структуру органов государственной власти, исполнительно-распорядительные органы сверху донизу.

Вторая Конституция Казахстана, принятая в 1937 году X Всеказахстанским съездом Советов, состояла из 11 глав и 125 статей. В ней были определены общественное и государственное устройство, закреплено добровольное объединение с другими равноправными республиками в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической обороны, неизменяемость территории без согласия Казахской ССР, вопросы ведения республики[49]. Конституция Казахстана 1937 года действовала более тридцати лет, до 1978 года, когда была принята третья Конституция Казахской ССР.

Конституция Казахской ССР 1978 года существенно укрепила законодательную основу конституционного строя государства. В ней были закреплены политическая и экономическая основы зрелого социализма, вся власть объявлена принадлежащей народу, но с его классовым подразделением на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию[50]. Разумеется, указанные классы советского общества не были антагонистическими.

Советы народных депутатов осуществляли государственную власть и составляли политическую основу Казахской ССР. Принцип разделения властей отсутствовал, т.к. данный принцип в Советском Союзе считался буржуазным. В свою очередь, Советы народных депутатов всех уровней формировали исполнительные органы, подотчетные сформировавшим их Советам народных депутатов и вышестоящим исполнительным комитетам. В Конституции закреплялась руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы – Коммунистическая партия Советского Союза.

Начало новому этапу конституционного развития Казахстана положил Закон Казахской Советской Социалистической Республики от 24 апреля 1990 года «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Казахской ССР».[51] Началось становление института президентства (президентуры), президентской формы правления в условиях сохраняющегося полновластия Советов народных депутатов.

Важной составной частью конституционного развития Казахстана стало принятие 25 октября 1990 г. Верховным Советом Казахской ССР Декларации «О государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической республики»[52]. Казахская ССР впервые была провозглашена суверенным государством, добровольно объединившимся с другими республиками в Союз Суверенных Республик и строящими с ними отношения на договорной основе. Закреплялось, что Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза. Кроме того, устанавливалось, что Казахская ССР принимает меры по охране, защите и укреплению национальной государственности.

Важным положением Декларации являлось то, что государственная власть Казахской ССР обладала верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри Республики, а также во внешних сношениях в рамках, определённых Союзным договором. Впервые в Декларации закреплялось, что государственная власть в Республике осуществляется по принципу её разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Была установлена норма о верховенстве Конституции и законов Казахской ССР на территории Казахской ССР, за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу, которые подлежат соблюдению и исполнению всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, гражданами и лицами без гражданства. Кроме того, закреплялось право Казахской ССР приостанавливать на своей территории действие законов и других актов высших органов Союза, нарушающих суверенные права и Конституцию Республики.

Более чем через год после принятия Декларации О государственном суверенитете Казахской ССР 16 декабря 1991 г. Верховным Советом Республики Казахстан был принят Конституционный закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан»[53]. С принятием данного акта впервые в Казахстане появилось понятие «конституционный закон» именно как юридическое понятие, которого не было в предыдущей истории Казахстана. За шесть дней до принятия Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан» был принят Закон Казахской ССР от 10 декабря 1991 г. «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики»[54]. Данный Закон переименовал Казахскую Советскую Социалистическую Республику в Республику Казахстан, и внёс изменения в Конституцию Казахской ССР 1978 г. и в Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР. Тем самым, в последующих законах и иных актах Казахстана теперь не было слов с приставкой «социалистический».

Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» впервые провозгласил независимость Казахстана, в нём получили элементы, присущие независимому государству: территориальная целостность, единое гражданство, самостоятельная система государственных органов, самостоятельная экономическая система, наличие собственных Вооружённых Сил. Данный акт юридически окончательно подготовил Казахстан для вхождения в мировое сообщество как самостоятельное государство. Также в данном Законе закреплён принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Кроме того, данный Закон, так же, как и Декларация «О государственном суверенитете КазССР», закрепил положение о том, что Республика Казахстан является субъектом международного права.

Следующий этап конституционного развития Казахстана характеризуется принятием Верховным Советом Республики Казахстан двенадцатого созыва 28 января 1993 года четвертой Конституции Республики Казахстан. Она состояла из преамбулы, включая основы конституционного строя из десяти частей, 131 статей, содержащихся в 21 главах и IV Разделах, и переходных положений, содержащих 13 статей.

Конституцией 1993 года провозглашено суверенное, демократическое государство, закреплена незыблемость национальной государственности. Она явилась ярким отражением переходного периода и была направлена на решение первоочередных задач. Благодаря принятию Конституции успешно было преодолено противостояние в обществе социальных сил и групп с различной идеологической и политической ориентацией по нескольким узловым проблемам: государственному устройству, судебной власти, формам собственности, статусу государственного языка. Историческое значение Конституции 1993 года заключается прежде всего в том, что в ней был определён и закреплён новый государственный и общественный строй Казахстана. В Конституцию 1993 года были включены правовые нормы, принципы и идеи конституционных законов, принятых после провозглашения суверенитета, независимости государства: о главе государства – Президенте, о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, о признании казахского языка государственным и т.д[55].

Вместе с тем в Конституции 1993 года сохранялись нормы из Конституции 1978 года, правда, с некоторыми изменениями. Так, Верховный Совет оставался однопалатным представительным органом, но без обладания прежним всевластием. Сохранялись также нормы о местных Советах, о равноправии граждан и их основных правах (на труд, образование и др.). Почти без изменений остались нормы об основных обязанностях граждан[56].

Тем не менее, Конституция 1993 года была первой демократической Конституцией суверенного и независимого Казахстана. Конституция 1993 года в истории Казахстана являлась самой недолговечной и действовала два года и семь месяцев – до 5 сентября 1995 года.

30 августа 1995 года состоялся республиканский референдум, на котором была принята пятая Конституция Республики Казахстан, вступившая в силу 5 сентября того же года. Данная Конституция явилась новым этапом конституционного строительства Казахстана.

По структуре Конституция 1995 года состоит из Преамбулы и 98 статей, объединённых в IX Разделов. Данная Конституция внесла существенные изменения в систему организации государственной власти Республики Казахстан. Казахстан окончательно стал президентской республикой, где основные направления внутренней и внешней политики государства, ключевые вопросы образования исполнительных и других органов государства, назначения судей и другие важные сферы государственной жизни оставались за Президентом Республики Казахстан. Впервые Конституция Казахстана 1995 года употребила понятие «президентская форма правления» (п.1 ст.2). Поэтому центральной и ключевой фигурой в системе государственной власти по Конституции Казахстана 1995 года стал Президент Республики Казахстан. Специфика принципа разделения государственной власти на ветви в Республике Казахстан по Конституции 1995 года такова, что указанный принцип предусматривает нахождение единственного высшего должностного лица – Президента Республики вне ветвей государственной власти. Конституция 1995 года установила исключительно сложный порядок импичмента Президента Республики Казахстан. Кроме того, по Конституции 1995 года правовое регулирование общественных отношений предусматривается теми нормами, которые содержатся в перечисленных в пункте 1 статьи 4 Конституции правовых актах, нормы которых охватываются понятием «Действующее право в Республике Казахстан».

7 октября 1998 года Парламентом был принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Данным Законом исключен максимальный возраст государственного служащего; увеличен срок полномочий Президента Республики Казахстан с пяти до семи лет; исключен институт внеочередных выборов Президента Республики; дополнены полномочия Президента Республики; введен институт пропорциональной избирательной системы, по которой избираются десять депутатов Мажилиса; установлены сроки полномочий депутатов каждой из Палат Парламента: депутатов Сената - шесть лет и депутатов Мажилиса – пять лет и т.п.

Внесенные принятым Парламентом Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» поправки коснулись более широкого круга вопросов. Теперь в Конституции Казахстана названа столица Казахстана; исключена норма о недопущении слияния общественных и государственных институтов; конкретно названы составы преступлений, за совершение которых законом устанавливается смертная казнь; веден институт судебного санкционирования ареста; уменьшен срок полномочий Президента Республики Казахстан с семи до пяти лет; закреплено право только Первого Президента Республики Казахстан неограниченное количество раз избираться и быть избранным Президентом Республики; снято ограничение на деятельность Президента Республики в политической партии на период осуществления своих полномочий; изменены полномочия Президента Республики, в том числе по вопросам назначения Премьер-Министра, назначения без представления Премьер-Министра министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; изменен срок подписания закона Президентом Республики; введен институт Первого Президента Республики Казахстан; изменен порядок формирования Сената и Мажилиса Парламента, а также изменена численность их депутатов, где например, из ста семи депутатов Мажилиса девяносто восемь избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства; конституционно закреплен институт Ассамблеи народа Казахстана; исключен институт свободного мандата для депутата Парламента; изменены полномочия Сената и Мажилиса Парламента, а также Парламента на совместном заседании Палат и ряд других вопросов.

Однако, несмотря, например, на некоторое конституционное увеличение объема полномочий Парламента Республики Казахстан, такая базовая основа конституционного строя, как президентская форма правления, осталась неизменной.

Схемы

Основные черты и юридические свойства конституции как основного закона правового государства
легитимность
учредительный характер
верховенство
высшая юридическая сила
прямое и непосредственное действие своих норм
реальность
стабильность
Конституция Республики Казахстан 1995 года - принятый на республиканском референдуме 30 августа 1995 года и вступивший в силу со дня официального опубликования его результатов 5 сентября того же года единый кодифицированный акт - Основной Закон Республики Казахстан
Структура Конституции Республики Казахстан 1995 года Преамбула
IX Разделов
98 статей
Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан 1995 года
Через Парламент Республики Казахстан 1) в порядке подпункта 1 статьи 53 и пункта 3 статьи 62 Конституции в их совокупности, образующие единый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Парламентом; 2) в порядке пункта 1 статьи 91 Конституции, если Президент Республики отклонил предложение Парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию и Президент решил подписать закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию без вынесения этого закона на республиканский референдум
Через республиканский референдум в порядке пункта 1 статьи 91 Конституции
Не подлежатизменению (пересмотру) следующие нормы Конституции устанавливающие унитарность и территориальную целостность государства, форму правления Республики (ст. 2, п.2 ст. 91)

Вопросы для самоконтроля:

1. Что собой представляет Конституция Республики Казахстан?

2. Почему Конституция Республики Казахстан является основным источником не только конституционного права, но и всех других отраслей национальной системы казахстанского права?

3. Каковы юридические свойства Конституции Республики Казахстан?

4. В чем сущность Конституции Республики Казахстан?

5. Каков порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан?

6. Каков механизм защиты Конституции Республики Казахстан?

7. Какие государственные органы задействованы в охране и защите Конституции Республики Казахстан?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: