Сущность Конституции Республики Казахстан

Общепризнан тот факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет прежде всего волю и интересы стоящих у власти социальных классов, слоёв, групп, прослоек. Нет права «вообще». Оно всегда конкретно и реально[45].

Поскольку конституция является важной составной частью права и правовой системы страны в целом, то и вопрос о сущности права проецируется на сущности конституции. Марксистский подход основывается на классовой сущности конституции и права в целом, которая является продуктом классовой борьбы и закрепления ее результатов. Поэтому конституция может выражать интересы только экономически господствующего класса, которые реально управляют делами государства, обладают избирательными правами и т.п. И поэтому стоящий у власти класс, имея в своих руках законодательные рычаги, в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности стремится воплотить в законах и иных правовых актах преимущественно свою, а не подвластного класса волю.

На современном этапе развития общества конституция должна иметь общесоциальную сущность, служить интересам всех без исключения людей независимо от их имущественного положения, обеспечивать организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей в обществе.

Разумеется, в условиях рыночной экономики в обществе не могут не быть богатые и бедные. Тем не менее, на современном этапе рыночное, иначе говоря, буржуазное право во многих странах закрепляет формальное равенство всех перед законом и судом, право на равную защиту закона независимо от имущественного положения, социального происхождения, пола, расы, национальности и других обстоятельств.

В Конституции 1995 года Республика Казахстан утверждает себя социальным государством. Это означает, что государство не предоставляет преимуществ ни одной группе населения за счет дискриминации другой. Государство должно заботиться обо всех слоях населения соответственно их социальному положению[46]. Поэтому в Конституции Казахстана отсутствует деление общества на классы или на иные социальные слои: на биев, султанов, рабочих, крестьян, интеллигенцию и т.п.

Далее, характеристика государства как социального означает гарантированную Конституцией Республики поддержку государством Казахстан таких социальных сфер, как образование, здравоохранение, наука, культура, социальная занятость, охрана труда, социальное обеспечение и адресная поддержка групп населения с низкими доходами. Социальное государство признает право человека и гражданина требовать от него обеспечения прожиточного минимума и достойных условий существования, включая экологическую безопасность здоровья и жизни[47].

Кроме того, в пункте 1 статьи 3 Конституции Республики закрепляется, что единственным источником государственной власти является народ. Не случайно в данной конституционной норме и в других положениях Конституции народ употреблен в единственном числе, в составе которого могут быть представители различных национальностей, профессий, религиозных конфессий и т.п. Каждый из них независимо от имущественного положения, рода занятий, национальности и т.п. обладает равными возможностями в пользовании теми или иными социальными благами.

Конституция Республики закрепляет равенство всех перед законом и судом, а также устанавливает, что никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам (ст.14). Есть и другие положения Конституции о праве не подвергаться дискриминации, например, статья 24, устанавливающая право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации.

Кроме того, независимо от имущественного положения, все граждане Казахстана имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, участвовать в республиканском референдуме (ст.33). Поэтому если гражданин достиг определенного возраста, является дееспособным, удовлетворяет другим требованиям, не содержится в местах лишения свободы по приговору суда, то независимо от социального происхождения, имущественного положения и других обстоятельств обладает правом управлять делами государства в качестве, например, Президента Республики, депутата Парламента и маслихатов, быть государственным служащим, а также быть членом органа местного самоуправления. Специальные требования, предъявляемые к кандидатам в Президенты Республики, депутатам представительных органов, к иным должностям не касаются вопросов социального происхождения и имущественного положения и обусловлены необходимостью обладания жизненным опытом по управлению делами государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: