Конституционно-правовые отношения, их субъекты

Конституционно-правовые отношения – это специфические общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и отношений личности с государством, содержанием которых является юридические взаимосвязи различных субъектов по реализации прав и выполнению обязанностей, предусмотренных конкретными конституционно-правовыми нормами[19].

Конституционно-правовые отношения – часть правовых отношений. Они обладают всеми признаками и структурой, присущие правовым отношениям: возникают на основе правовой нормы, юридического факта, обладают волевым характером, наличием субъектов и объектов правоотношений и т.п. В то же время особенность конституционно-правовых отношений в том, что практически нет правовых отношений, которые не регулировались бы Конституцией как основным источником конституционного права и иных отраслей права. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой и прямым действием как на всей территории Республики Казахстан, так и в конкретных отраслях права. Разумеется, это не означает, что Конституция и конституционное право в целом регулируют все правовые отношения, независимо от их отраслевой принадлежности. Каждая отрасль права регулирует ту или иную область (сферу) общественных отношений, которые и составляют предмет (объект) регулирования данной отрасли права: гражданское право – имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, трудовое право – трудовые отношения и т.п. Однако как бы детально ни регулировала та или иная отрасль права в пределах своего предмета общественные отношения, например, гражданское право – отношения собственности, трудовое право – отношения, связанные с условиями труда, закрепленные в трудовом договоре и т.п., данные отношения не должны противоречить таким исходным, основополагающим принципам в сфере собственности, как например, признание и равная защита государственной и частной собственности; в сфере трудовых отношений – например, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены и др. Эти принципы закреплены в соответствующих нормах Конституции Республики (ст.ст. 6, 24, 26) как императив высшей юридической силы и прямого действия, в том числе и в указанных отраслях права.

Именно поэтому исходные, базовые, основополагающие принципы, которые детально не регулируют права и обязанности субъектов конкретных правовых отношений (гражданских, трудовых, и др.), но в силу этого обладают качеством прямого, непосредственного действия в любых правовых ситуациях, позволяет говорить о присутствии конституционно-правовых отношений в форме основополагающих принципов в правоотношениях, регулируемых иными отраслями права. Так, в гражданских правоотношениях стороны могут ссылаться не только на Гражданский кодекс, но и на Конституцию; в трудовых правоотношениях – не только на Трудовой кодекс, но также и на Конституцию и т.п. Как правильно полагает А.А. Черняков, «конституция как акт высшей юридической силы зримо присутствует в любом правовом отношении»[20]. Далее он отмечает, «что в практике правореализации нет правоотношений, в которых бы отсутствовала их правовая связь с конституцией. Такая связь проявляется через действие принципов конституции, через ее общие регулятивные и охранительные функции»[21].

При этом имеются правовые отношения, которые регулируются только нормами конституционного права, например, отношения гражданства, законодательный процесс в Парламенте, порядок образования Правительства и др.

Как известно, для возникновения правовых отношений, в том числе и конституционно-правовых отношений, недостаточно только правовых норм и юридического факта, который приводит норму в действие. Наряду с перечисленными предпосылками для возникновения конституционно-правовых отношений необходимы субъекты, наделенные правами и обязанностями, которые и вступают в правовые связи в качестве субъектов правоотношений. Но для уяснения специфики конституционно-правовых отношений представляется необходимым разграничить дефиниции «субъекты права» и «субъекты правовых отношений».

В теории права категории «субъекты права» и «субъекты правовых отношений» не совпадают в содержательном плане. Как известно, субъектами права кроме государства, его органов, должностных лиц, общественных объединений, юридических лиц являются физические лица независимо от возраста, объема дееспособности и других обстоятельств. Субъектами же правоотношений могут быть только те участники общественных отношений, которые реально могут вступить в правовые связи. Физическим лицам, чтобы стать субъектами правоотношений, недостаточно быть субъектами права, им необходимо достижение определенного возраста, вменяемость и т.п. Например, малолетний ребенок является субъектом права, поскольку имеет право на получение детского пособия, обладает другими правами, т.е. обладает правоспособностью, но фактически вступить лично в правовые отношения не может. За него от его имени и в его интересах в правовые отношения вступают законные представители: родители, усыновители, опекуны. Отсюда понятия «субъект права» и «субъект правоотношений» различаются в том плане, что первое включает в свое содержание не только субъектов, которые реально вступают в правоотношения, но и лиц, которые могут вступить в правовые связи только через законных представителей, а второе охватывает субъектов, которые непосредственно вступают в правоотношения, например, по достижении определенного возраста и других обстоятельств.

В этом смысле дефиниции «субъекты конституционного права» и «субъекты конституционно-правовых отношений» также не будут в полном объеме совпадать. При этом, в отличие от некоторых иных отраслей права, в конституционном праве категории «субъекты» и «субъекты правоотношений» классифицируются по иным критериям, обусловленные спецификой конституционно-правовых отношений. Если, скажем, в частном праве субъекты классифицируются на физические и юридические лица, то в конституционном праве субъектами являются и физические лица независимо от возраста, и юридические лица, и депутатские группы (фракции), и государственные органы, не обладающие правами юридического лица (например, маслихаты, акиматы), и народ в целом и т.п.

В то же время, как и в отношениях категорий «субъект права» и «субъект правоотношений», мы будем пользоваться терминологией «субъекты конституционно-правовых отношений».

Весьма широк круг субъектов конституционно-правовых отношений. Их можно классифицировать на следующие группы:

1. Физические лица: граждане, иностранные граждане, лица без гражданства. В полном объеме конституционными правами и свободами пользуются граждане Республики. Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами (п.4 ст. 12 Конституции).

2. Народ в целом, который является единственным источником государственной власти, осуществляющий власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также путем делегирования осуществления своей власти государственным органам (ст. 3 Конституции).

3.Объединения (ассоциации) граждан: политические партии, профессиональные союзы, неправительственные организации, религиозные объединения и др.

4. Государство, суверенитет которого распространяется на всю его территорию, и его административно-территориальные единицы.

5.Органы государственной власти. К ним относятся: глава государства - Президент Республики Казахстан. Высшие и местные представительные органы: Парламент и маслихаты. Исполнительная власть: Правительство, министерства, ведомства, центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства, местные исполнительные органы. Орган конституционного контроля – Конституционный Совет. Судебная власть: Верховный Суд, местные и другие суды, учреждаемые законом. Прокуратура. Иные правоохранительные органы.

6. Органы местного самоуправления, к которым относятся также и маслихаты (п.2 ст. 89 Конституции).

7. Депутаты Парламента и местных представительных органов – маслихатов, члены органов местного самоуправления.

8. Депутатские объединения в представительных органах (фракции политических партий и депутатские группы).

Схемы

Конституционное право рассматривается в следующих значениях:
Как отрасль позитивного права представляет собой совокупность конституционно-правовых норм, которые установлены и (или) санкционированы государством, а также приняты народом на референдуме
Как правовая наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в монографиях, книгах, статьях, научных докладах
Как учебная юридическая дисциплина   это предмет преподавания в высших учебных заведениях
Предмет конституционного права общественные отношения, связанные с правовым положением человека и гражданина, формой правления, политико-территориальным устройством государства, организацией центральных и местных органов власти и органов местного самоуправления
Объект конституционного права принципы конституционного права; основы правового положения человека и гражданина; суверенитет и независимость государства; публичная власть; местное самоуправление
Методы конституционного права основоустанавливающий; учредительный; общерегулятивный
Конституционно-правовые нормы это установленное или санкционированное государством совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующие основополагающие общественные отношения, связанные с устройством общества и государства и положением в нем человека и гражданина
По структуре содержат гипотезу и диспозицию, и лишь в редких случаях – санкцию
По времени действия делятся на постоянные и временные
Конституционно-правовые отношения это специфические общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и отношений личности с государством, содержанием которых является юридические взаимосвязи различных субъектов по реализации прав и выполнению обязанностей, предусмотренных конкретными конституционно-правовыми нормами
Субъекты конституционно-правовых отношений физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства; народ; объединения (ассоциации) граждан: политические партии, профсоюзы, НПО и т.д.; государство; органы государственной власти: Президент, Парламент, Правительство, Конституционный Совет; суды; местные представительные и исполнительные органы и др. государственные органы; органы местного самоуправления; депутаты Парламента и местных представительных органов; депутатские объединения в представительных органах

Вопросы для самоконтроля:

1. Что из себя представляет конституционное право Республики Казахстан как отрасль позитивного права?

2. В чем проявляется отличие конституционного права от иных отраслей права?

3. Что является предметом регулирования конституционного права Республики Казахстан?

4. В чем отличие конституционно-правовых норм от норм других отраслей права?

5. По каким основаниям классифицируются конституционно-правовые нормы?

6. Что из себя представляют конституционно-правовые отношения?

7. В чем специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с иными видами правоотношений по отраслевому признаку?

8. Назовите субъектов конституционно-правовых отношений.

9. Назовите источники конституционного права Республики Казахстан.

10. Что является основным источником конституционного права Республики Казахстан?

11. Как соотносятся дефиниции «действующее право в Республике Казахстан» и «источники права в Республике Казахстан»?

12. Следует ли понимать под «действующим правом» то же самое, что и «источники права», если да, то почему?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: