Избирательное право Республики Казахстан: понятие, принципы и источники

Одним из самых древних институтов человеческого общества является институт выборов. Определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществах Греции и Рима выборы также представляли собой важнейший принцип государственности. В феодальном обществе определенные элементы выборности имели существенное значение, особенно сословные выборы в городах. Но особенно большое значение выборы приобрели с развитием капиталистических общественных отношений и появлением республиканской формы правления. Образованный на основе всеобщего избирательного права высший представительный орган – парламент – наиболее адекватно отвечал общественным отношениям нового капиталистического строя. Уже в этот период избирательная кампания активно использовалась как эффективный инструмент политической борьбы, как показатель популярности тех или иных политических групп и их представителей.[103]

В большинстве современных государств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политической жизни. От их характера во многом зависит степень демократизма политического режима. Ограничение принципа выборности представительных органов, введение необоснованных избирательных цензов, фальсификация результатов голосования, как правило, означают переход к авторитарным методам осуществления власти.[104] В этой связи в современный период актуальными остаются вопросы реализации таких принципов избирательного права, как всеобщность, равенство, тайность голосования, исключение фальсификации результатов голосования с тем, чтобы обеспечить сам механизм реализации декларируемых принципов выборного законодательства.

Выборы легитимируют власть. Через их посредство народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав. Тем самым реализуется одно из важнейших прав человека и гражданина[105]. Право на участие в выборах относится к группе политических прав.

Избирательное право является одним из подотраслей конституционного права. Конституция Республики Казахстан большинство вопросов, связанные с подготовкой и проведением выборов, устанавливает как вопросы, подлежащие регулированию конституционным законом. Например, Конституция Республики конкретно содержит нормы в отношении порядка выборов Президента Республики, депутатов Сената Парламента, Мажилиса Парламента, депутатов Парламента Республики в целом, указывающие, что данные вопросы подлежат регулированию конституционным законом (п.1 ст.41, п.2 ст.50, п.3 ст.50, п.5 ст.51). Что же касается выборов депутатов местных представительных органов – маслихатов, а также членов иных органов местного самоуправления, то нет соответствующих норм Конституции Республики, устанавливающих, что выборы депутатов маслихатов и членов иных органов местного самоуправления регулировались бы конституционным законом. Кроме того, в отношении акимов, выборность которых допускается Конституцией, порядок их избрания устанавливается как порядок, определяемый Президентом Республики Казахстан (п.4 ст.87).

В настоящее время порядок подготовки и проведения выборов Президента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслихатов и членов иных органов местного самоуправления Республики Казахстан, кроме выборов соответствующих акимов, регулируется единым нормативным правовым актом – Конституционным законом Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года «О выборах в Республике Казахстан»[106].

Понятие «избирательное право» в юридической литературе употребляется в двух значениях (смыслах): объективном и субъективном.

Объективное избирательное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Субъективное избирательное право представляет собой гарантированную гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления, избирать и быть избранным. При этом различают понятия активного и пассивного избирательного права.

Активное избирательное право означает право избирать, т.е. право граждан участвовать в формировании властных структур, а также участвовать в республиканском референдуме.

Пассивное избирательное право означает право граждан быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления[107].

Конституция Республики Казахстан и Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» закрепляют принципы избирательного права. К ним относятся:

- принцип всеобщего избирательного права;

- принцип равного избирательного права;

- прямое избирательное право;

- принцип тайного голосования;

- принцип добровольного участия.

Указанные принципы применяются при выборах Президента Республики, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов иных органов местного самоуправления Республики. Выборы депутатов Сената Парламента Республики проводятся на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права означает право граждан Республики участвовать в голосовании на выборах по достижении восемнадцатилетнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств (п.1 ст.4 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан).

Равное избирательное право – это установленные законом равные возможности для избирателя влиять на результаты выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона[108]. Иначе говоря, данный принцип означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях и каждый из них обладает одним голосом. Равные основания предполагают создание равных по численности населения избирательных округов, чтобы на каждого депутата приходилось одинаковое число жителей. Однако обеспечить абсолютное равенство невозможно, так как при создании избирательных округов не разрешается нарушать границ административно-территориальных единиц.

Поэтому Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» устанавливает, что избирательные округа образуются с учетом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей. При этом разница в численности избирателей в избирательных округах в пределах области, города республиканского значения и столицы Республики, района, города не должна превышать пятнадцати процентов от среднего количества избирателей на каждый депутатский мандат в данной административно-территориальной единице (п.2 ст.21).

Кроме того, принцип равного избирательного права предусматривает возможность избирателя иметь только один голос, и, соответственно, голос одного избирателя равен голосу любого другого избирателя. Данный принцип означает «один человек – один голос».

Другой элемент – участие в выборах на равных основаниях – обеспечивается тем, что ни один кандидат не имеет каких-либо преимуществ перед другим кандидатом, а избирательные права всех граждан равным образом охраняются законом[109].

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против того или иного кандидата прямо и непосредственно, что между избирателем и кандидатом на выборную должность нет никаких посредников в лице выборщиков или иных промежуточных инстанций. Это принцип действует в отношении выборов Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов иных органов местного самоуправления Республики.

Принцип тайного голосования состоит в исключении любого наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателей. В кабине для голосования запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Кроме того, механизм тайного голосования должен исключить возможность определить, например, как именно проголосовал: «за» или «против» в отношении конкретного кандидата конкретный избиратель.

Принцип добровольного участия означает, что избиратель сам волен решать – участвовать ему в выборах или нет. Никто не вправе принуждать к участию или не участию гражданина в выборах, а также ограничивать его волеизъявление. За неучастие в выборах какой-либо ответственности для избирателя не наступает.

Косвенное избирательное право применяется при выборах депутатов Сената Парламента. Они не избираются населением непосредственно. В их выборах участвуют выборщики - граждане Республики, являющиеся депутатами маслихатов. Тем самым население принимает косвенное участие в выборах депутатов Сената через непосредственно избранных ими депутатов маслихатов. Выборщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных основаниях и каждый из них обладает одним голосом при выборах депутата Сената (ст.7 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан»). Кроме того, косвенное избирательное право может быть предусмотрено при избрании акимов соответствующих административно-территориальных единиц (кроме акимов областей, городов республиканского значения и столицы, которые назначаются Президентом Республики с согласия соответствующих маслихатов), порядок избрания на должность которых определяется Президентом Республики Казахстан[110].

В Республике Казахстан основным и главным источником избирательного права является Конституция Республики Казахстан 1995 года. В ней содержатся исходные, основополагающие принципы избирательного права и избирательной системы. Более детальное правовое регулирование общественных отношений в сфере избирательного права устанавливается Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан». Нормы избирательного права частично содержатся также в Законе Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»[111]. В частности, пункт 1 статьи 5 данного Закона устанавливает, что маслихаты избираются населением соответствующих административно-территориальных единиц на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

Кроме того, источниками избирательного права являются акты Центральной избирательной комиссии Республики, которая принимает в пределах своей компетенции решения, обязательные на всей территории Республики (п.п. 1 ст.12 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан). К числу источников избирательного права могут быть отнесены акты Президента Республики Казахстан (обычно указы), которыми утверждаются, например, правила, определяющие порядок проведения выборов акимов соответствующих административно-территориальных единиц. В этих правилах также содержатся нормы избирательного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: